среда, 28 июня 2017 г.

В России безнаказанно пропадают архивы кредитных организаций

«Ведомости» выяснили, как из Росинтербанка, занимающего третье место по величине дыры в балансе среди рухнувших банков (80,3 млрд руб.), пропали электронные базы данных и архив с документами. О том, что руководство банка не передало их временной администрации, Центробанк сообщил в день отзыва лицензии у кредитной организации – в понедельник, 19 сентября прошлого года. Четырьмя днями ранее, в четверг, 15 сентября, в банк была введена временная администрация, но операции при этом не останавливались.

…Представитель Агентства по страхованию вкладов (АСВ, конкурсный управляющий Росинтербанка) подтвердил все эти данные «Ведомостям». Весной он рассказывал, что часть кредитных досье находилась в шкафах в помещениях, занимаемых рабочей группой ЦБ, ночью неизвестные взломали шкафы и похитили документы.

Помимо исчезнувших документов на бумажных носителях в банке пропали и их электронные копии. В отчете со ссылкой на предправления банка говорится, что начиная с понедельника, 12 сентября, наблюдались регулярные сбои в автоматизированных системах, а утром 15 сентября работники банка столкнулись с их полной неработоспособностью. Системы по неизвестным причинам вышли из строя и не подлежат восстановлению. С помощью технического специалиста временная администрация выяснила, что во всех серверах Росинтербанка была разрушена логическая структура рейд-массива и получить информацию с серверов невозможно, указано в документе. Представитель АСВ это подтвердил.

Из-за выхода из строя серверов и утери архива АСВ пришлось формировать реестр вкладчиков по информации, которую банк предоставлял в ЦБ до момента назначения временной администрации, рассказывает представитель госкорпорации. Правда, после отзыва лицензии руководство банка передало временной администрации реестр обязательств перед вкладчиками. Но эти данные было невозможно проверить, поскольку они не были ничем подтверждены, продолжает он. Первоначально реестр включал обязательства перед 84400 вкладчиками на 51,1 млрд руб. По состоянию на 19 июня агентство восстановило в правах еще около 9800 вкладчиков, т.е. доказывать наличие депозита пришлось почти каждому десятому вкладчику. На какую сумму восстановлены вклады, представитель АСВ не сказал.

Источник:
https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/06/22/695483-rosinterbanke-propali-arhiv

Дополнительно:

Кроме того, бывшим руководством банка не переданы временной администрации оригиналы кредитных договоров, заключенных банком с заемщиками, на общую сумму порядка 9,8 млрд рублей.
http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=27062017_170059ik2017-06-27T16_41_13.htm

Фото Credit //ozpp.ru

четверг, 22 июня 2017 г.

Применим ли опыт Евростата по визуализации данных о ценах на потребительские товары и услуги в России?

Европейская статистическая служба Евростат выпустила новый инструмент визуализации данных, который позволяет сравнивать цены на потребительские товары и услуги в разных странах ЕС. Он показывает уровень цен на отели и рестораны, еду и напитки, транспорт и досуг, одежду и обувь, связь и другие повседневные расходы. С помощью инструмента можно сравнивать цены в странах ЕС, а также в Исландии, Норвегии, Швейцарии и Лихтенштейне. Сравнение происходит на основе цен 2016.

Источник:
http://ec.europa.eu/eurostat/news/themes-in-the-spotlight/price-levels-2016

среда, 21 июня 2017 г.

Счетная палата России установила утрату электронных архивов упраздненного Росфиннадзора о результатах исполнения им функций органа валютного и финансово-бюджетного контроля? А где же бумажный архив?

В 5-ом (233) номере 2017 Бюллетеня Счетной палаты России опубликован Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка ликвидационных мероприятий по упразднению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»

…В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2016 № 153-р органом, ответственным за проведение ликвидационных процедур, определен Минфин России, ликвидационные мероприятия по упразднению Росфиннадзора подлежали завершению до 1 сентября 2016. Распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2016 № 1720-р ликвидационные мероприятия продлены до 1 декабря 2016. На основании распоряжения Правительства РФ № 153-р председателем ликвидационной комиссии Росфиннадзора назначен Д.В. Бриль.

Во исполнение Указа Президента РФ № 41 и распоряжения Правительства РФ № 153-р приказами Минфина России от 10 февраля 2016 № 46 и № 47 утвержден состав ликвидационной комиссии Росфиннадзора и назначены председатели ликвидационных комиссий территориальных органов Росфиннадзора. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Росфиннадзора и его территориальных органов осуществлялось за счет средств федерального бюджета. В бюджетном процессе Росфиннадзор осуществлял функции субъекта бюджетного планирования (код СБП - 10) и являлся главным распорядителем средств федерального бюджета и главным администратором доходов федерального бюджета (код главы - 151).

…программные продукты Росфиннадзора, обеспечивающие автоматизацию, сбор и обработку информации о результатах исполнения Росфиннадзором функции органа валютного контроля – автоматизированная система «АС - Валютный контроль», прикладной программный продукт «Контроль-3», переданные налоговым и таможенным органам, не были использованы ими по причине неактуальности базы данных, собранной на федеральном уровне, а именно: в течение 2016 года сведения от территориальных органов Росфиннадзора в программные продукты не вносились. С учетом сложившейся ситуации передача дел налоговым, таможенным органам и органам федерального казначейства при их отсутствии либо отсутствии постановлений о возбуждении дел осуществлялась по данным их учета.

Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о том, что нормативные правовые акты, регулирующие вопросы упразднения федеральных органов исполнительной власти, отсутствуют.

Во исполнение Указа Президента РФ № 41 и распоряжения Правительства РФ № 153-р приказом Минфина России от 5 февраля 2016 № 40 утвержден План-график организационных, финансовых, материально-технических и иных мероприятий, связанных с передачей функций упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Федеральному казначейству, Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе. Проведение и координация мероприятий по упразднению Росфиннадзора возлагались на ликвидационную комиссию, состав которой утвержден приказом Минфина России № 46.

…в нарушение пункта 10 Графика ликвидационных мероприятий ликвидационной комиссией Росфиннадзора не передано ФНС России право на использование прикладного программного продукта «Контроль-3» балансовой стоимостью 1386,0 тыс. рублей. В нарушение пункта 13 Графика ликвидационных мероприятий на момент окончания контрольного мероприятия ликвидационной комиссией не передано Федеральному казначейству имущество центрального аппарата на общую сумму 300066,6 тыс. рублей, в том числе программные продукты на общую сумму 51973,7 тыс. рублей, числящиеся на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Пунктом 10 Графика ликвидационных мероприятий до 30 июня 2016 предусмотрена передача ФНС России от упраздняемого Росфиннадзора программного обеспечения, обеспечивающего автоматизацию сбора и обработки информации о результатах исполнения Росфиннадзором функции органа валютного контроля. В связи с тем, что на дату завершения контрольного мероприятия в ФНС России не представлены документы, необходимые для принятия программного обеспечения к бюджетному учету, которые запрашивались у ликвидационной комиссии письмами ФНС России от 23 июня 2016 № ОА-4-17/11200 и от 19 августа 2016 № ЗН-4-17/15245, данное мероприятие не выполнено.

Кроме того, согласно сводным данным расходов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, приобщенным к смете, объем бюджетных средств на выплаты персоналу центрального аппарата Росфиннадзора составляет также 215073,9 тыс. рублей, в том числе фонд оплаты труда членов ликвидационной комиссии 4989,6 тыс. рублей. При этом в обоснование данной суммы представлен расчет расходов федерального бюджета на оплату труда членов ликвидационной комиссии на сумму 14455,0 тыс. рублей. Также установлено, что при расчете фонда оплаты труда государственных гражданских служащих, а также компенсации в размере месячного денежного содержания за 3 месяца в данные расчеты включена выплата «1/12 средств материального стимулирования» в сумме 21481,4 тыс. рублей, которая не предусмотрена статьей 51 Федерального закона № 79-ФЗ. С учетом изложенного констатировать обоснованность показателей сметы по данным направлениям расходов не представляется возможным.

Премии членам ликвидационной комиссии, являющимся бывшими сотрудниками Росфиннадзора, выплачивались на основании приказов председателя ликвидационной комиссии, а председателю ликвидационной комиссии – на основании приказа Министра финансов РФ. Премирование осуществлялось за счет экономии средств по фонду оплаты труда, вместе с тем, экономия рассчитывалась не по фонду оплаты труда членов ликвидационной комиссии, а по общему фонду оплаты труда работников центрального аппарата Росфиннадзора. Всего за период проведения ликвидационных мероприятий общий объем выплаченной премии 18 членам ликвидационной комиссии составил 10594,1 тыс. рублей.

Источник:
http://www.ach.gov.ru/upload/uf/8f3/8f3e5c7b2598540d55467860e3ac7fb5.pdf

воскресенье, 18 июня 2017 г.

В германском законодательстве об архивном деле есть то, чего отродясь не бывало в российском: стоимость архивных документов, Zwischenarchiv, тиражирование архивных документов, а не их публикация, штраф за нарушение законодательства €10 тыс.

16 марта 2017 в Германии вступил в силу Закон об использовании и защите федеральных архивных документов

Источник:
http://www.bundesarchiv.de/bundesarchiv/rechtsgrundlagen/bundesarchivgesetz/index.html.de

§ 3 Aufgaben des Bundesarchivs (1) Das Bundesarchiv hat die Aufgabe, das Archivgut des Bundes auf Dauer zu sichern, nutzbar zu machen und wissenschaftlich zu verwerten. Es gewährleistet den Zugang zum Archivgut des Bundes unter Wahrung des Schutzes privater oder öffentlicher Belange. Dies kann auch durch Digitalisierung und öffentliche Zugänglichmachung im Internet geschehen. (2) Das Bundesarchiv verwahrt Unterlagen der folgenden Stellen als Archivgut des Bundes, wenn es den bleibenden Wert dieser Unterlagen festgestellt hat: 1. Unterlagen der öffentlichen Stellen des Bundes, 2. Unterlagen der Stellen des Deutschen Reiches und des Deutschen Bundes, 3. Unterlagen der Stellen der Besatzungszonen, 4. Unterlagen der Stellen der Deutschen Demokratischen Republik, 5. Unterlagen der Sozialistischen Einheitspartei Deutschlands, der mit dieser Partei verbundenen Organisationen und juristischen Personen sowie der Massenorganisationen der Deutschen Demokratischen Republik und 6. Unterlagen der anderen Parteien und der mit diesen Parteien verbundenen Organisationen und juristischen Personen der Deutschen Demokratischen Republik. Das Bundesarchiv stellt den bleibenden Wert der Unterlagen im Benehmen mit der anbietenden Stelle fest.

§ 5 Anbietung und Abgabe von Unterlagen… (2) Zur Feststellung des bleibenden Werts ist den Mitarbeitern des Bundesarchivs im Einvernehmen mit der zuständigen öffentlichen Stelle des Bundes Einsicht in die nach Maßgabe des Absatzes 1 anzubietenden Unterlagen und die dazugehörigen Registraturhilfsmittel zu gewähren. Wird der bleibende Wert der Unterlagen festgestellt, hat die anbietende öffentliche Stelle die Unterlagen mit Ablieferungsverzeichnissen an das Bundesarchiv abzugeben. Das Bundesarchiv kann auf die Anbietung und Abgabe von Unterlagen ohne bleibenden Wert verzichten. (3) Werden elektronische Unterlagen zur Übernahme angeboten, legt das Bundesarchiv den Zeitpunkt der Übermittlung vorab im Einvernehmen mit der anbietenden öffentlichen Stelle des Bundes fest. Die Form der Übermittlung und das Datenformat richten sich nach den für die Bundesverwaltung verbindlich festgelegten Standards. Sofern für die Form der Übermittlung und das Datenformat kein Standard für die Bundesverwaltung verbindlich festgelegt wurde, sind diese im Einvernehmen mit der abgebenden öffentlichen Stelle des Bundes festzulegen. Stellt das Bundesarchiv den bleibenden Wert der elektronischen Unterlagen fest, hat die anbietende öffentliche Stelle des Bundes nach Ablauf der Aufbewahrungsfrist die bei ihr verbliebenen Kopien dieser Unterlagen nach dem Stand der Technik zu löschen, es sei denn, sie benötigt die Kopien noch für Veröffentlichungen; über die Löschung ist ein Nachweis zu fertigen. Elektronische Unterlagen, die einer laufenden Aktualisierung unterliegen, sind unter den Voraussetzungen der Sätze 1 bis 3 zu bestimmten, einvernehmlich zwischen Bundesarchiv und abgebender Stelle festzulegenden Stichtagen ebenfalls anzubieten. Satz 5 ist nicht auf Unterlagen anzuwenden, die nach § 6 Absatz 1 Satz 2 und Absatz 2 von der Anbietungspflicht ausgenommen sind. (4) Die gesetzgebenden Körperschaften entscheiden in eigener Zuständigkeit, ob sie dem Bundesarchiv Unterlagen anbieten und als Archivgut des Bundes abgeben.

§ 8 Zwischenarchiv und digitales Zwischenarchiv (1) Das Bundesarchiv unterhält das Zwischenarchiv für die nicht elektronischen Unterlagen der obersten Bundesbehörden und der Verfassungsorgane. Das Bundesarchiv unterhält zudem das digitale Zwischenarchiv für die elektronischen Unterlagen aller Einrichtungen der Bundesverwaltung. (2) Das Bundesarchiv verwahrt das Zwischenarchivgut des Bundes im Auftrag der anbietenden öffentlichen Stelle des Bundes oder ihres Rechts- und Funktionsnachfolgers. Bis zur Übernahme als Archivgut des Bundes beschränkt sich die Verantwortung des Bundesarchivs auf die notwendigen technischen und organisatorischen Maßnahmen zur Verwahrung und Sicherung der Unterlagen. Die Bewertung des Zwischenarchivguts des Bundes nach Maßgabe von § 3 Absatz 2 Satz 2 durch das Bundesarchiv ist zulässig; § 5 Absatz 5 ist entsprechend anzuwenden. (3) Auf die Abgabe elektronischer Unterlagen an das digitale Zwischenarchiv sind die für die Bundesverwaltung verbindlich festgelegten Standards anzuwenden. Sofern für die Form der Übermittlung und für das Datenformat kein Standard für die Bundesverwaltung verbindlich festgelegt wurde, sind diese im Einvernehmen mit der abgebenden öffentlichen Stelle festzulegen.

§ 11 Schutzfristen (1) Die allgemeine Schutzfrist für Archivgut des Bundes beträgt 30 Jahre, sofern durch Rechtsvorschrift nichts anderes bestimmt ist. Sie beginnt mit der Entstehung der Unterlagen. (2) Nach Ablauf der Schutzfrist des Absatzes 1 darf Archivgut des Bundes, das sich seiner Zweckbestimmung oder seinem wesentlichen Inhalt nach auf eine oder mehrere natürliche Personen bezieht, frühestens zehn Jahre nach dem Tod der jeweiligen Person genutzt werden. Ist das Todesjahr nicht oder nur mit unverhältnismäßigem Aufwand festzustellen, endet die Schutzfrist 100 Jahre nach der Geburt der Personen. Kann auch der Geburtstag nicht oder nur mit unvertretbarem Aufwand festgestellt werden, endet die Schutzfrist 60 Jahre nach der Entstehung der Unterlagen. (3) Archivgut des Bundes, das aus Unterlagen besteht, die der Geheimhaltungspflicht nach § 6 Absatz 1 Satz 1 und Absatz 4 unterliegen, darf erst 60 Jahre nach seiner Entstehung genutzt werden. (4) Die Schutzfristen nach Absatz 2 sind nicht auf Archivgut des Bundes anzuwenden, das sich auf Amtsträger in Ausübung ihrer Ämter und auf Personen der Zeitgeschichte bezieht, es sei denn ihr schutzwürdiger privater Lebensbereich ist betroffen. (5) Die Schutzfristen der Absätze 1 bis 3 sind nicht auf Archivgut des Bundes anzuwenden, 1. das aus Unterlagen besteht, die bereits bei ihrer Entstehung zur Veröffentlichung bestimmt waren, oder 2. soweit es aus Unterlagen besteht, die vor der Übergabe an das Bundesarchiv bereits einem Informationszugang nach einem Informationszugangsgesetz offengestanden haben. (6) Auf die Nutzung von Unterlagen, die älter als 30 Jahre sind und noch der Verfügungsgewalt der öffentlichen Stellen des Bundes unterliegen, sind die Absätze 1 bis 5 und die §§ 10, 12 und 13 entsprechend anzuwenden.

§ 12 Verkürzungen und Verlängerungen der Schutzfristen (1) Das Bundesarchiv kann die Schutzfrist nach § 11 Absatz 1 verkürzen, soweit dem keine Einschränkungs- und Versagungsgründe gemäß § 13 entgegenstehen. (2) Das Bundesarchiv kann die Schutzfristen nach § 11 Absatz 2 verkürzen, wenn die Einwilligung der Betroffenen vorliegt. Liegt keine Einwilligung vor, kann das Bundesarchiv die Schutzfristen nach § 11 Absatz 2 verkürzen, wenn 1. die Nutzung für ein wissenschaftliches Forschungs- oder Dokumentationsvorhaben oder zur Wahrnehmung berechtigter Belange unerlässlich ist, die im überwiegenden Interesse einer anderen Person oder Stelle liegen, und 2. eine Beeinträchtigung schutzwürdiger Belange Betroffener oder ihrer Angehörigen durch angemessene Maßnahmen wie die Vorlage anonymisierter Reproduktionen oder das Einholen von Verpflichtungserklärungen ausgeschlossen werden kann. (3) Das Bundesarchiv kann die Schutzfrist nach § 11 Absatz 3 um höchstens 30 Jahre verkürzen oder verlängern, wenn dies im öffentlichen Interesse liegt. (4) Ist das Archivgut des Bundes bei einer öffentlichen Stelle des Bundes entstanden, bedarf die Verkürzung oder Verlängerung der Schutzfristen nach den Absätzen1 bis 3 der Einwilligung dieser Stelle. Die Einwilligung ist entbehrlich, soweit dies durch eine vorherige allgemeine Vereinbarung mit der abgebenden Stelle festgelegt worden ist.

§ 16 Übermittlung von Vervielfältigungen von Archivgut des Bundes vor Ablauf der Schutzfristen (1) Das Bundesarchiv kann Archiven, Bibliotheken und Museen sowie Forschungs- und Dokumentationsstellen Vervielfältigungen von Archivgut des Bundes vor Ablauf der Schutzfristen übermitteln, wenn ein besonderes öffentliches Interesse besteht, dass ihnen dieses Archivgut zur Wahrnehmung ihrer jeweiligen Aufgaben zur Verfügung steht; § 12 Absatz 4 ist entsprechend anzuwenden.

§ 18 Bußgeldvorschriften (1) Ordnungswidrig handelt, wer 1. entgegen § 17 Absatz 1 einen Kinofilm nicht, nicht richtig oder nicht rechtzeitig registriert oder 2. entgegen § 17 Absatz 2 eine Bekanntmachung nicht oder nicht rechtzeitig vornimmt. (2) Ordnungswidrig handelt, wer eine in Absatz 1 bezeichnete Handlung als gewerblich tätige registrierungspflichtige Person fahrlässig begeht. (3) Die Ordnungswidrigkeit kann mit einer Geldbuße bis zu zehntausend Euro geahndet werden.

Росархив, задумав переработать Перечень типовых управленческих документов, игнорирует Дорожную карту «Совершенствование корпоративного управления»?..

Дорожная карта «Совершенствование корпоративного управления» призвана улучшить прозрачность структуры владения российскими публичными акционерными обществами, обеспечить высокий уровень защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров (участников) хозяйственных обществ при совершении сделок, в которых присутствует конфликт интересов, при реорганизации, увеличении уставного капитала и при концентрации значимых пакетов акций в руках одних и тех же лиц, урегулировать вопросы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью публичных акционерных обществ и ответственности в случаях причинения хозяйственным обществам убытков, а также обеспечить защиту прав акционеров на дивиденды и предъявление исков в интересах акционерного общества и предоставление членам совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества права доступа к документам и информации подконтрольных акционерному обществу юридических лиц.

Источник:
http://government.ru/media/files/yMY77jeQG3Jp7AVRJ8zTPZ9ThA6GOI4y.pdf

О хранении и использовании электронных документов финансового рынка, их замещающем сканировании, уничтожении, устанавливаемых Банком России, унифицированном формате обмена отчетными данными… и пятом колесе в телеге – Росархиве (окончание)

Концепция внедрения современного унифицированного формата обмена отчетными данными для участников финансового рынка и нефинансового сектора экономики

Концепция внедрения современного унифицированного формата обмена отчетными данными для участников финансового рынка и нефинансового сектора экономики представляет собой систему взглядов на приоритетные цели, задачи и направления деятельности Российской Федерации по внедрению унифицированного формата обмена отчетными данными в деятельность участников финансового рынка и нефинансового сектора экономики, а также регулирующих органов, и направлена на: - устранение избыточности и дублирования отчетных данных, содержащихся в регуляторной отчетности, путем построения единой системы сбора и обработки отчетности на уровне отдельных участников информационного обмена, а в перспективе построение единой системы сбора и обработки отчетных данных, формируемых в Российской Федерации; - повышение достоверности и качества отчетных данных путем унификации и автоматизации процессов формирования, сбора и обработки отчетных данных; - повышение прозрачности и открытости информации для всех участников рынка; - унификацию форматов межведомственного и международного электронного обмена отчетными данными; - снижение нагрузки на поднадзорные организации, связанное с улучшением, ускорением и удешевлением обмена отчетными данными; - повышение инвестиционной привлекательности участников рынка.

Концепция определяет следующие задачи: - создание межведомственной рабочей группы; - определение требований к унифицированному формату обмена отчетными данными, на основе характеристик формата и направлений обмена отчетными данными между заинтересованными сторонами в рамках сфер применения каждого конкретного формата; - определение основных направлений внедрения унифицированного формата обмена отчетными данными между заинтересованными сторонами; - определение сферы внедрения унифицированного формата обмена отчетными данными, где применение оправдано увеличением эффективности обмена отчетными данными; - актуализацию нормативных правовых актов, предусматривающих установление унифицированного формата отчетности; определение понятия модели отчетных данных и юридического статуса электронных документов, которые формируются на стороне регулирующих органов на основе отчетности; формирование на уровне регулирующих органов модели данных отчетности, утверждение межведомственного регламента внесения изменений в модель данных; - разработку новой или доработку существующей межведомственной технологической инфраструктуры для сбора, обработки и хранения отчетных данных с возможностью санкционированного доступа всех заинтересованных сторон информационного обмена; - создание системы информационной безопасности хранилища данных.

Реализация положений Концепции приведет к следующим результатам: 1. Для регулирующих органов – повышение качества и оперативности сбора отчетных данных; эффективная реализация мер по предупреждению банкротства и мер по восстановлению платежеспособности; возможность сравнительного анализа отчетных данных с данными международных рынков. 2. Для участников рынка – получение упорядоченной системы сбора и представления отчетности; четкие задачи и методы надзора, снижение издержек на взаимодействие с регулирующими органами. 3. Для прочих заинтересованных сторон – обеспечение прозрачности деятельности контрагентов, расширение возможностей анализа отчетных данных о финансовых результатах и финансовом положении участников рынка и, как следствие, повышение доверия к финансовым услугам; получение доступа к своевременной, полной и достоверной отчетности участников рынка; формирование позитивного отношения к роли регулирующих органов. Действие Концепции распространяется на регулирующие органы и участников рынка. Положения Концепции могут быть применимы как к статистической, надзорной, бухгалтерской (финансовой), так и к иным типам отчетности, например, таможенной отчетности, отчетности в области охраны окружающей среды и другим. 

Источник:
http://minsvyaz.ru/uploaded/files/prilozhenie-7-k-protokolu-kontseptsiya-vnedreniya-unifitsirovannogo-formata.pdf

 А вот и… пятое колесо в телеге

…Мы предлагаем изменить правила архивного хранения электронных документов, использовать исходную электронную подпись только на этапе оперативной работы с документами. Идея заключается в том, что при архивном хранении подлинность и аутентичность документа должны определяться не начальной электронной подписью, а наличием доверенной среды архивного хранения. Упрощенно говоря: если документ принят на архивное хранение при соблюдении, конечно, всех процедур и экспертиз, то он уже считается подлинным, а дальнейшую подлинность обеспечивает архив. При приеме документа с него снимается электронная подпись, содержание которой переносится в метаданные, проще говоря, в опись…

Источник
https://www.itweek.ru/gover/article/detail.php?ID=195651 

Это, так сказать – след колеса на фоне Плана мероприятий Дорожной карты «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», предусматривавшей комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов государственного регулирования предпринимательской деятельности: I. Создание правовых условий массового внедрения электронного документооборота во всех сферах российской экономики. 3. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих возможность архивирования документов, обязательных для сохранения на длительный срок, в электронном виде (в том числе электронных образов документов, скрепленных электронной подписью). Вид документа (мероприятие): Федеральный закон. Результат: Внедрение возможности архивирования документов, обязательных для сохранения на длительный срок, в электронном виде. Срок реализации: Май 2015 г. Исполнитель (соисполнители): …Росархив..,

Источник:
http://government.ru/media/files/41d46dceb78a9863ee05.pdf

О хранении и использовании электронных документов финансового рынка, их замещающем сканировании, уничтожении, устанавливаемых Банком России, унифицированном формате обмена отчетными данными… и пятом колесе в телеге – Росархиве (начало)

В развитие поста:
http://svdrokov.blogspot.ru/2017/05/blog-post_89.html 

Приношу огромную благодарность Н.А. Храмцовской за помощь в получении информации 

Итак, вот она – Концепция хранения и использования электронных документов с обеспечением их юридической силы для финансового рынка

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует полноценная нормативно-технологическая основа и единые подходы к хранению и использованию электронных документов участниками финансового рынка, что приводит к дублированию электронных и бумажных технологий, тормозит переход к эффективному безбумажному взаимодействию субъектов финансового рынка как между собой, так и с их клиентами.

Основными барьерами, препятствующими дальнейшему развитию электронного документооборота между участниками финансового рынка, являются проблемы доверия к электронным документам, в том числе в процессе их долговременного хранения. В отличие от бумажных документов, которые могут храниться длительное время, сохраняя свою юридическую силу и доступность для восприятия, электронные документы неразрывно связаны с динамично меняющимися технологиями и требуют целого комплекса периодических мероприятий по обеспечению их физической сохранности и доступности, а также сохранению их юридической силы.

Для преодоления указанных барьеров необходима разработка комплекса мер, включающих: - установление нормативных требований непосредственно к электронным документам, информационным системам и сервисам работы с ними; - выбор мер, необходимых и достаточных для сохранения юридической силы электронных документов и пригодности их к использованию в течение всего жизненного цикла документа; - определение оптимальных форм организации работы с электронными документами участников финансового рынка (включая их создание, обращение, хранение и уничтожение), - осуществление мероприятий по внедрению организационно-технологических требований, соблюдение которых будет обеспечивать юридическую силу электронных документов для финансового рынка.

Настоящая концепция базируется на изучении многолетнего мирового опыта нормативного регулирования электронного документооборота и хранения электронных документов, а также передовой отечественной практики. В ней определены основные подходы к обеспечению юридической силы при хранении и использовании электронных документов, сформулированы принципиальные подходы и рекомендации по применению современных технологий для долговременного хранения электронных документов.

В результате реализации мероприятий, обоснованных данной концепцией, доля документов, создаваемых в настоящее время на бумажном носителе, должна последовательно сокращаться при соответствующем расширении применения электронного документооборота между участниками финансового рынка.

Субъекты концепции. Субъектами концепции являются участники финансового рынка – кредитные и некредитные финансовые организации Российской Федерации, иные участники финансового рынка (например, эмитенты эмиссионных ценных бумаг), а также их клиенты – юридические и физические лица. Субъектом концепции может быть также Центральный банк Российской Федерации в случаях, когда он осуществляет деятельность на финансовом рынке в качестве субъекта финансового рынка. Субъекты концепции существенно различаются по роли на финансовом рынке, масштабу деятельности и объему документооборота. Кроме того, субъекты финансового рынка осуществляют электронный документооборот на разной организационно-технологической основе. Указанные обстоятельства являются существенными и определяют сложность решения проблем хранения и использования электронных документов участниками финансового рынка. С одной стороны, требуется организовать эту работу на общих принципах, единых подходах и тиражируемых технологических решениях, с другой стороны – предусмотреть поэтапное осуществление этой работы по мере готовности конкретных групп субъектов финансового рынка.

Объекты концепции. Объектами концепции являются электронные документы субъектов финансового рынка, используемые при их взаимодействии между собой, а также с клиентами. Вопросы внутреннего управленческого документооборота в организациях в рамках данной концепции не затрагиваются. В настоящей концепции не рассматриваются вопросы хранения документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. К объектам концепции относятся преимущественно документы операционного (функционального) документооборота участников финансового рынка, а также связанные с ними организационно-распорядительные документы, применяемые для информационного взаимодействия участников финансового рынка.

Юридическая сила документа при преобразовании формы его представления (из бумажной в электронную и из электронной в бумажную). Преобразование бумажных документов в электронные осуществляется путем сканирования документа на бумажном носителе. В российском законодательстве для результата такого преобразования нередко используется термин «электронная копия документа», понимаемый как копия документа, созданная в электронной форме (например, Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»). Однако полученный в результате преобразования документ в электронной форме при соблюдении установленных условий может иметь юридическую силу оригинала.

В общем случае равная документу на бумажном носителе юридическая сила документа в электронной форме, полученного в результате преобразования, обеспечивается подписанием его ЭП лица, подписавшего документ на бумажном носителе. То есть экземпляры документа, представленные на бумажном носителе или в электронной форме, подписанные одним и тем же лицом, должны иметь равную юридическую силу. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены права иного лица, исполняющего полномочия подписанта, на подписание полученного в результате преобразования документа в электронной форме для обеспечения его юридической силы. При этом целесообразно устанавливать требования к формату ЭД, обеспечивающему точную визуализацию такого документа при переводе его в электронный вид. Кроме прав подписания полученного в результате преобразования ЭД должны быть установлены обязанности подписывающего лица удостовериться в тождественности содержания изготовленного ЭД содержанию документа, представленного на бумажном носителе.

Правила (требования) к обеспечению юридической силы преобразованного документа могут быть предметом законодательства Российской Федерации, регулирующего соответствующие вопросы в рамках деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций. 

Необходимо также регламентировать процедуры обеспечения юридической силы документа на бумажном носителе, полученного при преобразовании исходного ЭД. В данном случае также должен быть решен вопрос о лице, которое вправе подписывать документ на бумажном носителе, а также о метаданных ЭД, которые должны быть отражены в документе на бумажном носителе.

Преобразование ЭД в документ на бумажном носителе также не означает получение документа иной юридической силы. Юридическая сила документа, полученного в результате такого преобразования, должна быть определена законодательством в зависимости от установленных процедур преобразования (включая подписание) и реквизитов такого документа. Таким образом, необходимо установить условия, при которых документы, полученные в результате преобразования их формы, будут иметь равную (экземпляр) или более низкую юридическую силу по сравнению с преобразованным документом (копия).

При долговременном хранении ЭД, может возникнуть необходимость в получении копии или дубликата такого документа. Для таких случаев необходимо установить процедуру создания копии и процедуру создания дубликата хранимого ЭД, учитывающие как особенности удостоверения ЭД (например, наличие УКЭП или простой ЭП), так и особенности удостоверения производного документа (кто и какой ЭП вправе подписывать копию ЭД, а кто и какой ЭП – дубликат ЭД).

Уничтожение электронных документов. В действующем законодательстве правовое регулирование процессов уничтожения документов не учитывает специфику уничтожения электронных документов. В целом, вопрос уничтожения ЭД гораздо более сложен, чем уничтожения его бумажного аналога. Так, например, уничтожение (удаление) ЭД из одной базы данных или хранилища вовсе не означает, что будут уничтожены его экземпляры, находящиеся в других базах данных. Уничтожение ЭД предполагает удаление файла данных, составляющих содержание ЭД, а также удаление метаданных, позволяющих восстановить юридическую силу ЭД в случае, если его копия хранится в иных базах данных. Удаление учетных реквизитов уничтоженного ЭД их систем учета, действующих в организации или используемых в системе хранения, представляется необязательным, поскольку позволяет проследить историю ЭД, что может быть полезным в деловой деятельности. В случае использования носителей информации с одноразовой записью данных, они подлежат физическому уничтожению.

При использовании носителей информации с возможностью многократной записи, в зависимости от степени конфиденциальности информации, могут использоваться либо штатные механизмы удаления данных, либо специальные механизмы, обеспечивающие полное уничтожение данных путем форматирования носителя или многократной перезаписи на носитель бессмысленного текста, как правило, случайной последовательности. Любая процедура по уничтожению документов, независимо от вида носителя и формы хранения должна быть подробно регламентирована также, как регламентирована процедура уничтожения бумажных документов. Порядок уничтожения ЭД устанавливается Банком России в соответствии с возложенными на него законодательством Российской Федерации полномочиями. (Окончание следует)

Источник:
http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/03/cbr_e_doc_concept.pdf

суббота, 10 июня 2017 г.

НАТО стала пачками разбрасывать свои секретные документы и образцы новейшего вооружения. А военная разведка России в полях тренируется их подбирать… Все задачи были отработаны в условиях, приближенных к боевым

Военная разведка России захватила секретные документы НАТО в Приднестровье. Во время полевых тренировок войсковая разведка Оперативной группы российских войск (ОГРВ) в Приднестровье провела налет на пост условного противника. При этом разведчики смогли "захватить" "языка", секретные документы, а также образцы новейшего вооружения. Об этом сообщили в пресс-службе Западного военного округа. После этого, действуя в отрыве от основных сил, разведчики проникли в тыл "неприятеля". "Следуя полученной от "языка" информации, они установили местонахождения и провели захват секретных документов, в том числе – чертежи и схемы, а также образцы новейшего вооружения и военной техники условного противника", – говорится в сообщении. Отметим, что тренировки разведчиков проходили как днем, так и ночью. Все задачи были отработаны в условиях, приближенных к боевым.

Источник:
https://www.pravda.ru/news/world/04-06-2017/1336630-nato_sekret-0/ 

Фото MIL.RU

Годовой отчет НАТО за 2016 см.:
http://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2017_03/20170313_SG_AnnualReport_2016_en.pdf#page=89 

Работа НАТО по рассекречиванию:
http://www.nato.int/cps/en/natohq/declassified.htm

воскресенье, 4 июня 2017 г.

Минтрудом России утвержден профессиональный стандарт «Специалист по управлению документацией организации»

Приказом Минтруда России от 10 мая 2017 № 416н утвержден профессиональный стандарт «Специалист по управлению документацией организации» (Зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2017 № 46898)

Источник:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201706010005