четверг, 24 августа 2017 г.

Многовековой опыт украинского стиля работы архивистов

В научно-практическом журнале Архіви України, № 5–6 (299), 2015, опубликована статья доктора ист. наук, профессора кафедры архивоведения и специальных отраслей исторической науки Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, лауреата премии им. Василия Веретенникова Калакура Ярослава Степановича «Стиль работы архивистов: контекст менеджмента»

...Актуальность поставленной темы определяется многими факторами. Назовем главные из них. Во-первых, под влиянием Евромайдана и Революции достоинства в Украине активизировалась трансформация всех сфер общественной жизни, включая и реформирование архивного дела, происходит модернизация государственной службы, очищение (люстрация) властных и должностных структур от лиц, причастных к коррупции, противоправных действий, злоупотреблений служебным положением. Динамика изменений обусловливается как глубинными внутренними трансформациями, так и интеграционными процессами, приобретают все большей динамики и ориентируют украинских архивистов на высокие стандарты европейской и мировой архивистики, на новый, современный стиль работы. 

Во-вторых, хоть постсоветский период трансформации украинского общества вошел в завершающую стадию, “синдром советскости”, стереотипы совкового сознания все еще заметны. Известно, что советская управленческая теория развивалась на фоне самоизоляции, неприятия и критики западной науки менеджмента. Сохранилось немало и рудиментов административно-командной и директивно-регламентирующего стиля, разного рода запретов и ограничений, проявлений карьеризма и бюрократизма, а также коррупционных деяний, присущих тоталитарной эпохи, преодолению которых призваны способствовать и научные исследования...

Если в литературе фигурируют такие категории, как стиль “европейский”, “американский”, “немецкий”, “японский” и др., то имеет право на применение понятия “украинский стиль”. Какой он? Его научные принципы сформулировал Валерий Терещенко – выдающийся ученый с мировым именем в области менеджмента, профессор Колумбийского университета, с 1963 г. и до конца жизни работал в Киеве. Секрет успеха менеджерской работы он усматривал в способности стать дирижером коллектива, а не погонщиком, проявлять уверенность в принятии решений, но не зазнаваться, быть требовательным, но справедливым, сделать подчиненных партнерами, а не оппонентами, критиковать их положительно, не затыкая рта, уметь поощрять и наказывать, постоянно учиться. По мнению ученого, украинская ментальность позволяет придерживаться таких принципов менеджерской деятельности.

В общем украинцы, не смотря на деформации национального менталитета под влиянием политики империй и советского тоталитаризма, сохранили казацкую натуру, остаются трудолюбивыми, рассудительными, открытыми, ласковыми, терпимыми, свободолюбивыми, склонными к самовыражению и индивидуализму, способными отстаивать свою свободу и достоинство. Последнее ярко продемонстрировала Революция достоинства и антитеррористическая операция на Донбассе. В то же время они склонны к обидам, к неповиновению, к чрезмерной мечтательности. Кстати, как говорят украинцы, находящиеся на постоянных или временных работах в Австрии, Италии, Канаде, Германии, США, Франции и др., там они работают лучше и более заинтересованно, чем в Украине, демонстрируя высокую дисциплинированность, добросовестность и толерантность. Очевидно, срабатывает другая атмосфера, высшее мобилизованность, окружение, культура, материальные стимулы. И все же, по мнению профессора Миланского университета Джованны Броджи-Беркофф, многим украинцам не хватает прагматизма, им необходимо преодолевать инертность мышления, быстрее адаптироваться к современному миру.

Таким образом, опираясь на научные основы менеджмента и анализируя практику управленческой деятельности относительно стиля работы и руководства в архивной отрасли, можем сделать следующие выводы: 1) современное понимание стиля работы и руководства в архивных учреждениях сформировалось на основе многовекового опыта, под влиянием глубинных изменений и новейших трансформаций, охвативших все сферы общественной жизни, включая и архивную, а также на основе научных теорий рационального управления, ситуационного лидерства и модели співучасницького управления; 2) дальнейшая демократизация общества и введение делового стиля управления персоналом архивных учреждений относится к числу приоритетных направлений менеджмента, поскольку здесь кроется одна из главных условий успешной, слаженной и эффективной деятельности как каждого отдельно взятого архивного учреждения, каждого архивиста, так и архивной отрасли в целом; 3) приоритетным объектом управления, а следовательно и стиля работы, выступают люди, персонал архивных учреждений, который характеризуется все более высоким уровнем образования и культуры, профессиональной подготовки, компетентности, национально-государственнического сознания и высоких моральных качеств.

Источник:
http://archives.gov.ua/Publicat/AU/AU_5-6_2015/01.pdf

ФАС возбуждает дело об административном правонарушении Росархива, лоббирующего на госзакупках иностранное программное обеспечение на 13,8 млн. руб.?..

Федеральная антимонопольная служба решает вопрос о возбуждении административного дела по жалобе АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» на аукцион Росархива ценой 13,8 миллиона рублей, заявленный без надлежащего обоснования о невозможности соблюдения запрета на программное обеспечение, происходящего из иностранных государств.

Речь идет о тендере на право заключения контракта на выполнение работ по автоматизации федерального казенного учреждения «Российский государственный архив социально-политической истории» (РГАСПИ) путем создания аппаратно-программной внутриархивной и внутриведомственной инфраструктуры передачи и обработки данных, объявленном 18 июля. По мнению Центра компетенций, Росархив в документации об аукционе ненадлежащим образом установил описание объекта закупки, а именно: участникам закупки не представляется возможным прийти к выводу о том, что является объектом закупки.

Также Росархив в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (ЕИС) размещено ненадлежащее обоснование о невозможности соблюдения запрета на программное обеспечение, происходящее из иностранных государств, в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Как пояснил представитель Центра компетенций, в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных по классу «Программное обеспечение» зарегистрировано 235 программ, при этом в обосновании, размещенном в ЕИС в составе документации об аукционе, указано только 70 программ.

Напомним, согласно требованиям ФЗ-188 и постановлению правительства № 1236, при госзакупках программного обеспечения следует соблюдать приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к иностранным товарам. Причем, если закупка российского софта невозможна, заказчик обязан публиковать обоснование отказа от закупки отечественного ПО.

Покупать иностранный софт можно только если в реестре российского ПО отсутствует аналогичный российский программный продукт, или если отечественное ПО, включенное в реестр, не соответствует требуемым техническим характеристикам. Обосновывая невозможность закупки, заказчик должен перечислить функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки.

Комиссия ФАС признала, что обоснование было ненадлежащим, однако решила, что это не повлияло на результаты определения поставщика, поэтому предписания Росархиву не выдала. Материалы дела будут переданы соответствующему должностному лицу управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, говорится в заключении комиссии.

Источники:
http://d-russia.ru/ocherednoe-delo-o-goszakupke-po-fas-mozhet-vozbudit-administrativnoe-delo-protiv-rosarhiva.html/?utm_source=digest&utm_medium=mail&utm_campaign=20170818&utm_content=ocherednoe-delo-o-goszakupke-po-fas-mozhet-vozbudit-administrativnoe-delo-protiv-rosarhiva.html
http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/supplier-results.html?regNumber=0173100011417000042

Дополнительно см.:
https://reestr.minsvyaz.ru/

ООН: Обзор системы руководства и управления во Всемирном почтовом союзе

Объединенная Инспекционная Группа ООН выпустила доклад, содержащий обзор системы руководства и управления во Всемирном почтовом Союзе (ВПС), который отражает весьма сложные условия, в которых функционирует организация, а также многочисленные проблемы, с которыми она сталкивается, в основном порожденных экономическими и технологическими разработками, фундаментальными изменениями рынка и ослаблением ее финансовой базы.

В течение последних лет организация претерпела несколько реформ, чтобы обеспечить ее оперативный потенциал и востребованность на рынке почтовых услуг. Объединенная Инспекционная Группа составила 10 официальных рекомендаций (шесть адресованы странам-членам Совета Администрации и четыре, адресованное Генеральному директору Международного Бюро, Секретариата организации). Эти рекомендации, а также ряд других предложений (неофициальные рекомендации), предназначены в первую очередь для поощрения эффективного управления, надзора и подотчетности, укрепления системы управления ВПС, а также повышения финансовой устойчивости организации.

Recommendation 1. The Director General should review the framework of the management, steering, institutional and other committees and boards, including their working procedures, to ensure synergy and complementarity, notably by publishing their respective terms of reference by the end of 2018. 

Recommendation 2. The Director General should consider further streamlining the structure of the International Bureau and examine, in particular, the consolidation of support functions (finance, human resources management and logistics) into one administration directorate and include such a proposal in the framework of the preparation of the Programme and Budget for 2019. 

Recommendation 3. The Director General should formalize the delegation of authority in the International Bureau by establishing, as soon as possible, the necessary administrative instructions and internal memorandums.

Recommendation 4.The Council of Administration should discontinue the application of article 12 of its rules of procedure to the approval of the UPU financial statements with immediate effect. The Council of Administration should ensure that the financial statements, including the full report of the external auditor, are discussed and approved by the Council of Administration in the years of Congress.

Recommendation 5. The Council of Administration should instruct the Director General to examine the different options for managing after-service health insurance liabilities, including for their funding, and submit a policy by 2020. The policy should take into account the reports of the United Nations Secretary-General on this issue and the related decisions of the General Assembly. 

Recommendation 6. The Council of Administration should instruct the Director General to include in the study on the future sustainability of the Provident Scheme of UPU, a comprehensive analysis of its possible transfer to the United Nations Joint Staff Pension Fund, including information on expected costs and savings, and present this analysis to the Council of Administration at its first session in 2018.

Recommendation 7. The Council of Administration should request the Director General to present a comprehensive report on human resources management and related activities to its first session in 2018, based on the model adopted by the Council of Administration in 2011 as the standard format for human resources management reporting, and use this model for future reporting. 

Recommendation 8. The Director General should finalize the human resources strategy for the 2017-2020 cycle as a matter of priority and present it to the second session of the Council of Administration in 2017 for information.

Recommendation 9. The Council of Administration should instruct the Director General to present to it at its first session in 2018 the revised Staff Regulations and Staff Rules for consideration and approval. The revision should reintegrate the conditions of service, including the elements of the revised common system compensation package, into the Staff Regulations. The Council of Administration might consider applying the good practice of the United Nations Secretariat of enumerating the conditions of service in annexes to the Staff Regulations.

Recommendation 10. The Council of Administration should study the possibility of establishing an independent audit committee, possibly by drawing on similar structures in place in other United Nations specialized agencies, such as the Independent Management Advisory Committee at the International Telecommunication Union, to assist the Council of Administration and the Director General in effectively fulfilling their governance and oversight responsibilities.

Источник:
https://www.unjiu.org/en/reports-notes/JIU%20Products/JIU_REP_2017_4_English.pdf

понедельник, 21 августа 2017 г.

Полномочия Росархива по разработке правил, инструкций по делопроизводству, типовых функциональных систем э-документооборота и систем хранения э-документов в архивах перешли в Фонд Сколково и АНО «Цифровая экономика» даже без участия Росархива и ВНИИДАД?..

В развитие поста:
http://svdrokov.blogspot.ru/2017/08/blog-post_78.html 

Дополнительно см.:
https://mipt.ru/education/chairs/theor_cybernetics/government/darpa/darpa-articles/a_4u5kmb.php 

О полномочиях Росархива см.:
http://archives.ru/sites/default/files/ukaz-22-06-2016_3428118.pdf 

Придворный поэт: То есть как чего именно? Жду, чтобы вы мне показали ткань, сделанную вами для костюма короля.
Генрих и Христиан бросили работу | они смотрят на придворного поэта с крайним изумлением Придворный поэт (пугается): Ну нечего, нечего! Слышите вы? Зачем таращите глаза? Если я в чем ошибся – укажите на мою ошибку, а сбивать меня с толку ни к чему! У меня работа нервная! Меня надо беречь!
Христиан: Но мы крайне поражены, господин поэт!
Придворный поэт: Чем? Сейчас говорите, чем?
Христиан: Но ткани перед вами. Вот на этих двух рамах шелка натянуты для просушки. Вот они грудой лежат на столе. Какой цвет, какой рисунок!
Придворный поэт (откашливается): Конечно, лежат. Вон они лежат. Такая груда. Оправляется. Но я приказывал вам показать мне шелк. Показать с объяснениями: что пойдет на камзол, что на плащ, что на кафтан.
Христиан: Пожалуй, господин поэт. На этой раме – шелк трех сортов.
Поэт записывает в книжечку. Один, тот, что украшен розами, пойдет на камзол короля. Это будет очень красиво. Король дышит, а лепестки шевелятся, как живые. На этом среднем – знаки королевского герба. Это на плащ. На этом мелкие незабудки – на панталоны короля. Чисто белый шелк этой рамы пойдет на королевское белье и на чулки. Этот атлас – на обшивку королевских туфель. На столе – отрезы всех сортов.
Придворный поэт: А скажите, мне интересно, как вы на вашем простом языке называете цвет этого первого куска? С розами.
Христиан: На нашем простом языке фон этого куска называется зеленым. А на вашем?
Придворный поэт: Зеленым…
…Христиан: Простите, господин министр, но разве вы не видите? Показывает ему под ноги.
Министр: Что я не вижу? Какого черта я тут должен увидеть?
Христиан: Вы стоите на шелке, из которого мы хотели кроить на полу камзол.
Министр: Ах, вижу, вижу! Шагает в сторону.
Генрих: Ах! Вы топчете королевский плащ!
Министр: Ах, проклятая рассеянность! Прыгает далеко вправо.
Христиан: А! Белье короля! Министр прыгает далеко влево.
Генрих: А! Чулки короля! Министр делает гигантский прыжок к двери.
Христиан: А! Башмаки короля! Министр выпрыгивает в дверь | просовывает голову в комнату.
Министр (из двери): Ах, какая прекрасная работа! Мы, министры, по должности своей обязаны держать голову кверху. Поэтому то, что внизу, на полу, я с непривычки плохо вижу. Но то, что в раме, то, что на столе – розы, гербы, незабудки, – красота, красота! Продолжайте, господа ткачи, продолжайте. Сейчас к вам придет первый министр…

Евгений Шварц. Голый король (сказка в 2-х действиях)

Мероприятия, предусмотренные концепцией первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования (2017-2018 годы) 

Наименование направлений: Определение перечня ключевых действующих правовых ограничений, препятствующих развитию цифровой экономики, включающего в том числе: - перечень действующих требований по использованию исключительно бумажного документооборота или использованию устаревших технологий при формировании, сборе и обработке информации, совершении юридических значимых действий, - предложения по устранению действующих ограничений

Разработка предложений по формированию основных понятий и институтов, определяющих в том числе: - принципы безбумажного взаимодействия, - принципы использования электронного документа, - принципы использования электронного дубликата документа, - принципы использования электронного архива и т.п.

Разработчик нормативных правовых актов по направлениям (предложениям): Фонд Сколково. Участники обсуждения нормативных правовых актов по направлению (на основании анкет): РАНХиГС при Правительстве Российской Федерации, ИЗИСП при Правительстве Российской Федерации, Рамблер&Co, Фонд Развития Интернет-Инициатив, КБ "Стрелка". 

Наименование направления: Определение особенностей оформления трудовых отношений в цифровой экономике, в том числе в части перехода на безбумажное взаимодействие работников и работодателей (введение электронного формата заключения трудового договора, оптимизация иных «бумажных» обязанностей работодателя). Разработчик нормативных правовых актов по направлению (предложения): Центр международных и сравнительно-правовых исследований. Участники обсуждения нормативных правовых актов по направлению (на основании анкет): ПАО "Сбербанк России", Роструд, РСПП, Philip Morris Sales &Marketing, АНО "АСИ".

Наименование направления: Подготовка предложений по созданию правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия, позволяющей обеспечить участников цифровой экономики средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций, в том числе: - определение понятий, необходимых для формирования единой цифровой среды доверия; - удаленное подтверждение личности для совершения юридически значимых действий; - обеспечение равного статуса различных способов идентификации и аутентификации физических и юридических лиц, иных участников цифровой экономики; - равное с очно-бумажными взаимодействиями правое признание электронного взаимодействия как в публично-правовых, так и в гражданско-правовых взаимодействиях; способы независимой доверенной фиксации и предоставления заинтересованным лицам юридических фактов, связанных с электронными дистанционными взаимодействиями, -электронными документами (сервисов третьей доверенной стороны); - правила формирования конкурентного рынка коммерческих поставщиков сервисов третьей доверенной стороны. Разработчик нормативных правовых актов по направлению (предложения): РАНХиГС при Правительстве Российской Федерации. Участники обсуждения нормативных правовых актов по направлению (на основании анкет): Фонд Сколково, Фонд Развития Интернет-Инициатив, ПАО "Ростелеком", Рамблер&Co, КБ "Стрелка".

Наименование направления: Анализ рисков, возникающих при отмене или сохранении правовых ограничений, введении новых понятий и институтов. Разработчик нормативных правовых актов по направлению (предложения): Фонд Сколково. Участники обсуждения нормативных правовых актов по направлению (на основании анкет): Фонд Развития Интернет-Инициатив

Мероприятия, предусмотренные концепцией среднесрочных мер по совершенствованию правового регулирования (2018-2019 годы) 

Наименование направления: Формирование благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных, в том числе с использованием новых технологий, обеспечивающих возможность ускоренного развития базовых механизмов цифровой экономики, при условии защиты прав и законных интересов субъектов и владельцев: -Внедрение стандарта раскрытия информации, в том числе в форме открытых данных, и принципа раскрытия данных по умолчанию в деятельности органов государственного управления. Разработчик нормативных правовых актов по направлению (предложения): ПАО "МТС". Участники обсуждения нормативных правовых актов по направлению (на основании анкет): ЦЭФК Групп, Фонд Развития Интернет-Инициатив, Рамблер&Co.

Наименование направления: Совершенствование антимонопольного законодательства в соответствии с потребностями цифровой экономики: Формирование инструментов снятия (снижения) барьеров входа на рынки цифровой экономики для "стартапов" в части доступа к ключевым технологиям, базам данных и т.п. Разработчик нормативных правовых актов по направлению (предложения): НИУ ВШЭ. Участники обсуждения нормативных правовых актов по направлению (на основании анкет): Фонд Развития Интернет-Инициатив

Наименование направления: Совершенствование правового регулирования в целях внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке. Разработчик нормативных правовых актов по направлению (предложения): Банк России. Участники обсуждения нормативных правовых актов по направлению (на основании анкет): Ассоциация Финтех, Рамблер&Co

Наименование направления: Формирование правовых условий для использования технологий децентрализованного ведения реестров и удостоверения прав, в том числе проведение правового эксперимента в данной сфере. Разработчик нормативных правовых актов по направлению (предложения): Банк развития - государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Участники обсуждения нормативных правовых актов по направлению (на основании анкет): Центр международных и сравнительно-правовых исследований, Фонд Развития Интернет-Инициатив, Ассоциация Финтех.

Мероприятия, предусмотренные концепцией комплексного правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики (2019-2021 годы)

Наименование направления: Проработка вопросов юридической значимости цифровых данных, в том числе применительно к документам на бумажном носителе, а равно и к другим цифровым данным. Разработчик нормативных правовых актов по направлению (предложения): ПАО "Сбербанк России". Участники обсуждения нормативных правовых актов по направлению (на основании анкет): Фонд Сколково, РАНХиГС при Правительстве Российской Федерации, ИЗИСП при Правительстве Российской Федерации, Омбудсмен по Цифровой экономике, Рамблер&Co.

И т.д.

...Председатель правительства также напомнил, что для управления программой создается специализированная автономная некоммерческая организация, в состав которой войдут Ростех, Росатом, Сбербанк, «Ростелеком», Фонд «Сколково», Агентство стратегических инициатив, «Яндекс», Mail.ru. «Новая организация будет формировать запросы от бизнеса, проводить мониторинг программы цифровой экономики, оценивать эффективность ее реализации и будет совещательным органом управления, принимающим некоторые стратегические и технические решения», - сказал глава кабинета…

Многие самые передовые цифровые технологии и разработки в результате их быстрого развития находятся в настоящее время в зоне юридической неопределенности, что зачастую препятствует их широкому использованию. Николай Суетин приводит наиболее очевидные примеры: «Юридические основания использования технологий блокчейн неясны и не стандартизированы. Как можно использовать искусственный интеллект, например, в медицинских приложениях, тоже неясно. А как быть с большими данными, накопленными в соцсетях, кто и как их может использовать? Накопилось множество других юридически неопределенных или нерегламентированных вещей, которые нужно определять, и Фонд будет вовлечен как одна из головных организаций в разрешение этих правовых коллизий. Это будет делаться путем взаимодействия и обсуждений, в том числе, и с владельцами данных, и с потребителями данных, с разработчиками и потребителями систем искусственного интеллекта, в том числе, в роботике и т.д. – в этой сфере существует множество заинтересованных игроков.
Что еще очень важно: поскольку современная юридическая индустрия сейчас становится все более цифровой (даже появился термин digital legal), то эти все новые юридические нормы должны формулироваться так, чтобы их реализация и контроль за их соблюдением могли хорошо автоматизироваться. Поэтому надо готовить законодательные акты тоже «под цифру». Это то, за что «Сколково» точно хотело бы отвечать», – говорит он…

Источники:
http://sk.ru/news/b/articles/archive/2017/08/18/kak-skolkovo-pomozhet-osvaivat-cifru.aspx
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

Фото Боровских В.В. – автор метода нравственно-ориентированной психотерапии borovskih.ru/forum/

суббота, 19 августа 2017 г.

Из федерального государственного контроля (надзора) в России вывели соблюдение межведомственного электронного взаимодействия, правил делопроизводства, работу с обращениями граждан, хранение и использование Архивного фонда России… не нашлись уполномоченные на осуществление

Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2017 № 331 подготовлен Перечень видов федерального государственного контроля (надзора) и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на их осуществление. Указанный перечень сформирован на основании информации, представленной федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контрольно-надзорных функций.

Источник (по состоянию на 19 августа 2017):
http://ar.gov.ru/ru/news/47240/1/0/0/index.html

Архивный фонд России – исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

Из перечня: Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности. Государственный контроль и надзор за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Контроль в отношении культурных ценностей перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, а также за сохранностью перемещенных культурных ценностей и их учетом. Контроль за соблюдением особого режима хранения и использования национального библиотечного фонда. Государственный контроль за состоянием Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации. Государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных законодательству Российской Федерации в области персональных данных.

Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных. Государственный лицензионный контроль изготовления экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей. Контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок. Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности. Контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере. Федеральный государственный контроль за соблюдение антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.

Федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны. Контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в федеральных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и воинских формированиях. Лицензионный контроль деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензионный контроль деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Лицензионный контроль деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Лицензионный контроль деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации. Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

Федеральный государственный и межведомственный контроль за деятельностью по технической защите информации ограниченного доступа (за исключением информации, составляющей государственную тайну), в том числе за: - деятельностью по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры; - выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных», при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных, а также при их обработке в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности и не являющихся государственными информационными системами персональных данных выполнением требований, к защите информации в платежной системе, установленных Правительством Российской Федерации. Федеральный лицензионный контроль в части: - соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации; - соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации. Валютный контроль. Государственный контроль (надзор) за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой.

Дополнительно см.:
http://government.ru/docs/28824/

Фото davidcoethica.files.wordpress.com/2010/04/business-failure

суббота, 12 августа 2017 г.

Риск-ориентированный подход удаленного финансового контроля и аудита. Что происходит у нас в системе государственного управления?..

…Путин: Татьяна Алексеевна, начнем с результатов полугодия. Знаю, у вас новая технология применяется, тоже расскажете. И у меня будет отдельный вопрос по «Прямой линии». Просил Вас три вещи посмотреть, проконтролировать и убедиться в том, что идут процессы в правильном направлении.

Т.Голикова: Мы хотим поделиться с Вами результатами первого полугодия, но даже не с точки зрения, наверное, объема и количества нарушений, хотя это имеет существенное значение для использования средств в первую очередь федерального бюджета.

Должна сказать, что мы с 2014 года начали модернизировать свои информационные системы, с тем чтобы сократить работу инспекторов при подготовке соответствующих контрольных мероприятий, сократить время пребывания в командировках, для того чтобы больше информации черпать на местах, пользуясь теми обширными информационными ресурсами, которыми сегодня располагают федеральные органы государственной власти. И я все-таки считаю, что кое-что у нас получилось. Мы в 2016 году запустили информационную систему удаленного аудита, в нее фактически интегрированы все информационные системы федеральных органов. То есть мы в режиме онлайн получаем всю информацию и по этим информационным системам можем отслеживать практически нарушения, даже не выходя на объект. Что это нам дает?

Это нам дает возможность осуществлять предварительный контроль, то есть не доводить ситуацию до того, когда уже фактически происходит нарушение, а все-таки общаться с коллегами, с тем чтобы уведомлять их, что мы видим некие нарушения в их финансово-хозяйственной деятельности. Еще должна сказать, что мы являемся создателем и эксплуатируем информационный ресурс, который называется «портал контрольно-счетных органов». Он на самом деле по-другому называется, «финансового контроля и аудита», но в нем участвует 456 различных органов, которые осуществляют в той или иной мере внутренний контроль. И этот большой массив информационных данных позволяет нам внедрять в свою практическую работу риск-ориентированный подход. То есть мы видим, где больше объемы, где больше нарушений, где больше рисков, и туда идти с соответствующими проверочными мероприятиями. Так «опрозрачивание», конечно, резко увеличило за первое полугодие и объемы нарушений…

…Начиная с 2012 года – за пять лет, до 2016 года – у нас численность государственных служащих росла, а в 2016 году она сократилась на 5,6 процента, но при этом все сокращение произошло за счет низового звена. У нас увеличивается количество руководителей. У нас количество заместителей руководителей федеральных органов возросло на 18 процентов, количество директоров департаментов возросло на 21 процент, начальников управлений – на 13. И дальше можно продолжать.

В территориальных органах идет сокращение численности, численность сократилась на 11,9 процента, но при этом количество начальников возросло на 8,4 процента. Но есть очень плохая тенденция: у нас сокращается количество территориальных органов – оно где-то сократилось на 4,5 процента, – но при этом на 25 процентов возросло количество подведомственных учреждений, которые создаются федеральными органами для целей обеспечения их деятельности. Не для выполнения функционала, например, образования и здравоохранения, а для целей обеспечения деятельности; 25 процентов роста – это очень много, то есть это дополнительные бюджетные ассигнования, это передача функций и это в том числе в ряде случаев уход из-под 44 го закона, с тем чтобы можно было осуществлять закупки по более либеральным нормативным документам. И это, конечно, упирается в тот самый вопрос эффективности, о котором мы всегда говорим. И эта система, нам кажется, крайне переразмерена, и в отношении ее нужно осуществлять достаточно серьезные движения вперед.

В.Путин: Подумайте и сформулируйте свои предложения.

Т.Голикова: Мы завершим к осени это мероприятие и сформулируем свои предложения, потому что там много таких «карманчиков», с которыми можно совершенно спокойно расстаться…

Источники:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/55326 
http://www.ach.gov.ru/press_center/news/30895 

Фото www.kremlin.ru/events/president/news

Стандарт по сбору аудиторских доказательств: усы, лапы и хвост – вот мои документы!..

Матроскин: Усы, лапы и хвост – вот мои документы!
Печкин: На доку́ментах всегда печать бывает. Есть у вас печать — на хвосте? (поднимает Матроскина за шиворот) А? Нету! А усы и… (на секунду закрывается посылкой, после чего появляется с усами) подделать… можно.

«Каникулы в Простоквашино» (1980)

Проектный комитет 295 по сбору аудиторских доказательств был создан в 2015 по инициативе ВОА Китая. Основная задача комитета – разработка нового международного стандарта по сбору аудиторских доказательств. На данный момент в комитет входят 19 стран-членов и 21 страна-наблюдатель. В рамках комитета создана рабочая группа, куда входят не более двух членов Проектного комитета от каждой страны. Счетная палата РФ на постоянной основе принимает активное участие в разработке стандарта в рамках Проектного комитета 295 с момента его создания.

Разработку стандарта планируется завершить в 2018. Полагается, что его внедрение в перспективе позволит всем контрольным органам более широко использовать возможности по автоматизации сбора аудиторских доказательств, оптимизировать, унифицировать и ускорить процесс обработки информации, избежать необходимости выполнения рутинных операций по извлечению и преобразованию данных, представленных в разном виде. Все это значительно повысит качество национального аудита. По итогам состоявшегося заседания участники подготовили новую (четвертую) редакцию проекта стандарта по сбору аудиторских доказательств, составили отчет о проделанной работе для Секретариата ISO/PC 295 и утвердили план работы на 2018.

Источник:
http://www.ach.gov.ru/press_center/news/30860

Достаточные надлежащие аудиторские доказательства. А1. Аудиторские доказательства необходимы для обоснования мнения аудитора и аудиторского заключения. По своей природе они носят накопительный характер и в основном получаются в результате выполнения аудиторских процедур в ходе проведения аудита. Однако они могут также включать информацию, полученную из других источников, таких как предыдущие аудиторские задания (если аудитор установил, что не произошли какие-либо изменения после окончания предыдущего аудиторского задания, которые могут повлиять на уместность этой информации для текущего аудита (6)) или процедуры контроля качества, проводимые аудиторской организацией при принятии и продолжении отношений с клиентами.

В дополнение к другим внутренним и внешним источникам в организации важным источником аудиторских доказательств являются данные бухгалтерского учета. Кроме того, информация, которая может использоваться в качестве аудиторских доказательств, может быть подготовлена с использованием работы эксперта руководства. Аудиторские доказательства включают как информацию, которая подкрепляет и подтверждает предпосылки руководства, так и любую информацию, которая противоречит таким предпосылкам. Кроме того, в некоторых случаях даже отсутствие информации (например, отказ руководства предоставить запрашиваемое заявление) используется аудитором и, таким образом, также является аудиторским доказательством.

А2. Работа аудитора по формированию аудиторского мнения в основном состоит в получении и оценке аудиторских доказательств. Дополняющие запросы аудиторские процедуры с целью сбора аудиторских доказательств могут включать инспектирование, наблюдение, подтверждение, пересчет, повторное выполнение и аналитические процедуры, нередко в сочетании друг с другом. Хотя запросы могут обеспечивать получение важных аудиторских доказательств и иногда предоставлять доказательства искажения, одни лишь запросы, как правило, не дают достаточных аудиторских доказательств ни отсутствия существенного искажения на уровне предпосылок, ни операционной эффективности средств контроля. 

Источник:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71438718/#ixzz4pYA38JaF

Фото «Каникулы в Простоквашино» (1980). Союзмультфильм. Режиссер: Владимир Попов. Сценарий: Эдуард Успенский. Художники-постановщики: Левон Хачатрян, Арк. Шер

четверг, 10 августа 2017 г.

ООН: Правопреемство государств в отношении ответственности государств

Доступен Первый доклад о правопреемстве государств в отношении ответственности государств (Павел Штурм, Специальный докладчик), касающейся правопреемства государств в отношении ответственности государств. Цель изучения этой темы заключается в том, чтобы прояснить вопрос том, существуют ли нормы международного права, регулирующие как передачу обязательств, так и передачу прав, вытекающих из международной ответственности государств за международно-противоправные деяния.

В настоящем докладе и в последующих докладах будут рассмотрены нормы о правопреемстве государств, применимые в области ответственности государств. В сферу охвата настоящей темы не попадут какие-либо вопросы, касающиеся международной ответственности за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом. Основная причина, по которой эти вопросы не включены в настоящую тему, заключается в том, что «международная ответственность» касается различных видов первичных обязательств, начиная от предотвращения вреда и заканчивая распределением убытков (компенсация), а не вторичных обязательств, возникающих в результате совершения международно-противоправного деяния. Вместе с тем первичные обязательства являются обязательствами, имеющими договорную основу. Таким образом, любые возможные вопросы передачи таких обязательств должны решаться на основе применимых норм о правопреемстве государств в отношении договоров.

За рамками настоящей темы останутся также вопросы правопреемства в отношении ответственности международных организаций. Это не означает, что передача обязательств или прав, вытекающих из международной ответственности международной организации или международной ответственности государства за международно-противоправное деяние в связи с поведением международной организации, невозможна в принципе.

В работе над этой темой следует руководствоваться основными принципами правопреемства государств в отношении договоров, касающимися проведения различия между передачей части территории, отделением, распадом, объединением и созданием нового независимого государства. Реалистичный подход, поддерживаемый материалами исследований, посвященных прецедентному праву и практике других государств, требует разграничения случаев распада и объединения, когда первоначальное государство исчезает, и случаев отделения, когда государство-предшественник продолжает существовать. Последнее обычно создает больше проблем, поскольку существует гораздо меньшая вероятность того, что государства согласятся с передачей государственной ответственности. Важно также проводить различие между отделением в результате переговоров и оспариваемым (революционным) отделением. Отделение в результате переговоров создает более благоприятные условия для достижения договоренности по всем аспектам правопреемства, в том числе в отношении ответственности. 

Источник:
http://undocs.org/ru/A/CN.4/708 
A/CN.4/708

среда, 9 августа 2017 г.

ЕЭС: Показатели достижения Целей в области устойчивого развития в регионе Евразийского экономического союза

Доклад «Показатели достижения Целей в области устойчивого развития в регионе Евразийского экономического союза» подготовлен Евразийской экономической комиссией и посвящен анализу достижения Целей в области устойчивого развития в рамках Евразийского экономического союза. Цели в области устойчивого развития направлены на благо каждого человека, открывают новые горизонты развития и меняют мир к лучшему.

Каждое государство – член Союза предпринимает конкретные шаги по достижению Целей в области устойчивого развития, опираясь на национальные программные документы, стратегии и концепции развития, в то время как экономическая интеграция в рамках Союза является дополнительным фактором, способствующим достижению государствами-членами ЦУР.

Союз как крупнейшее интеграционное объединение на евразийском пространстве ставит целью обеспечение устойчивого экономического развития государств-членов, что совпадает с задачами развития в рамках ЦУР. В частности, поддержание экономического роста, энергетической безопасности, внедрение инновационных решений в производстве и потреблении, углубление промышленной кооперации, совершенствование транспорт- ной инфраструктуры, а также социальное и медицинское обеспечение для граждан государств-членов, что напрямую коррелирует с международными задачами в области устойчивого развития.

В Докладе проведен анализ соответствия приоритетов развития и деятельности Союза с задачами в области устойчивого развития в рамках ЦУР, которые сопровождаются статистическими материалами, отражающими достижение ЦУР в рамках Союза.

Источник:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/Documents/OON_Rus.pdf

воскресенье, 6 августа 2017 г.

Дойдет ли до Росархива, что архаичный функциональный принцип построения Перечней документов, с указанием их сроков хранения, разрушает экономику страны?.. В какую стоимость следует оценить риски стратегической недальновидности этого регулятора?..

Одновременно не поддерживаются следующие предложения банковских ассоциаций: - отказаться от функционального принципа Перечня в составе разделов и подразделов, отражающих банковские операции и основные виды сделок кредитных организаций (основание: функциональный принцип построения Перечня соответствует существующей практике построения аналогичных перечней [Например, приказ Минкультуры России от 25.08.2010 № 538 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»])…

Подробно см.:
http://svdrokov.blogspot.ru/2017/07/blog-post_28.html 

Минфин России опубликовал Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). 1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее – организации).

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется: - в части формирования учетной политики – на все организации; - в части раскрытия учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. 4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются: - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; - формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; - способы оценки активов и обязательств; - правила документооборота и технология обработки учетной информации; - порядок контроля за хозяйственными операциями; - другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения. Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. (в ред. приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы: а) международные стандарты финансовой отчетности; б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам; в) рекомендации в области бухгалтерского учета. (введен приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н)

Источник: Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Дата публикации: 03.08.2017 18:45. Дата изменения: 03.08.2017 18:45
https://www.minfin.ru/ru/document/ 
https://www.minfin.ru/ru/document/##ixzz4oy4IAedj

Фото www.stihi.ru/pics/2017/02/08/7841

суббота, 5 августа 2017 г.

Учтет ли Банк России в обновленном Перечне документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций России, разъяснение Верховного комиссара по правам человека ООН, которое не отождествляется с «правами вкладчиков»?..

В развитие темы:
http://svdrokov.blogspot.ru/2017/07/blog-post_28.html
http://svdrokov.blogspot.ru/2017/07/blog-post_29.html 

Неправительственная организация BankTrack (Нидерланды) поставила под сомнение соблюдение мировым банковским сектором «Руководящих принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека» ООН HR/PUB/11/04.

Источник:
http://www.ohchr.org/Documents/Publications/GuidingPrinciplesBusinessHR_RU.pdf

Принципы ООН исходят из признания: а) принятых государствами обязательств соблюдать, защищать и осуществлять права человека и основные свободы; b) роли предприятий, выполняющих специализированные функции в качестве специализированных органов общества, которым предъявляется требование соблюдать все действующие законы и уважать права человека; с) необходимости обеспечивать соблюдение прав и обязанностей − в случае их нарушения − с помощью соответствующих эффективных средств правовой защиты. Настоящие руководящие принципы применяются ко всем государствам и ко всем транснациональным и иным предприятиям независимо от их размеров, сферы деятельности, места нахождения, форм собственности и структуры. Даже автор Принципов проф. John Ruggie публично признал свою «глубокую озабоченность».

 

Опубликовано 4 июня 2010 International Labour Organization

Образованная Thun Group на протяжении нескольких лет призывала Верховного комиссара по правам человека ООН уточнить роль банковского сектора в соблюдении прав человека, вытекающих из клиентских операций.

Подробно см.:
https://business-humanrights.org/sites/default/files/media/documents/thun-group-discussion-paper-final-2-oct-2013.pdf

Были достигнуты константы: - reaffirms that banks can contribute to adverse human rights impacts through their finance, for example if its actions and decisions influence a client in such a way as to make an impact more likely. In such circumstances, the bank may be responsible for remediating the human rights impact together with its client. A bank may also be directly linked to a human rights impact through its finance, without contributing to it, in which case it would not be responsible for remedying the impact, although it may take a role in doing so. It also makes clear that neither case involves a shifting of responsibility from the client onto the bank.

- elaborates on the factors influencing the nature of a bank’s involvement with an adverse human rights impact, including whether the bank was incentivising or facilitating harm, and the quality of its human rights systems and due diligence processes. It also describes how banks can move from being directly linked to an instance of human rights abuse to contributing to it, if it “over time fails to take reasonable steps to seek to prevent or mitigate the impact”.

- discusses the responsibility of banks to remediate human rights impacts when they identify they have contributed to them, and their separate responsibility to establish or participate in a grievance mechanism so that people whose rights have been affected by the bank can seek remedy. These are areas which have been relatively little discussed by the banking industry – indeed, the Thun Group of banks committed in 2014 to “explore options for addressing the third pillar (of the UN Guiding Principles), i.e. access to remedy”, but took no further action to deliver on this.

И вот Верховный комиссар по правам человека ООН опубликовал разъяснение, в соответствии с которым “banks should have in place a policy statement on human rights, clearly communicate their human rights expectations to clients and other business partners, and a due diligence process to identify and assess impacts (drawing on relevant internal and external expertise, and in consultation with stakeholders), integrate the findings from their impact assessments across relevant functions and departments (including taking appropriate actions), and track and account for how impacts are addressed.”

Fulfilling those requirements requires a robust archival program. 

Источники:
http://www.ohchr.org/_layouts/15/WopiFrame.aspx?sourcedoc=/Documents/Issues/Business/InterpretationGuidingPrinciples.pdf&action=default&DefaultItemOpen=1
https://www.banktrack.org/download/letter_from_ohchr_to_banktrack_on_application_of_the_un_guiding_principles_in_the_banking_sector/banktrack_response_final.pdf