среда, 11 июля 2012 г.
Потянут ли российские СЭД и ЕСМ автоматизацию внутреннего контроля?
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 № 667 утверждены Требования к Правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций).
Источник:
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/406118/
Правила внутреннего контроля включают в себя ряд программ осуществления внутреннего контроля, автоматизировать которые в условиях «развитого» «управления знаниями» «жизненного цикла», можно сказать, «плевое дело».
Среди них: а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее – программа организации внутреннего контроля); б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее – программа идентификации); д) программа документального фиксирования информации; и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – программа хранения информации).
Программа идентификации включает следующие процедуры осуществления мероприятий по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя: а) установление определенных статьей 7 ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя; б) проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 ФЗ;
в) определение принадлежности клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя к числу иностранных публичных должностных лиц; г) выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
д) оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее – риск), в соответствии с программой оценки риска; е) обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.
В программе идентификации может быть дополнительно предусмотрено установление и фиксирование следующих данных, получаемых организацией в соответствии с пунктом 5.4 статьи 7 ФЗ: а) дата государственной регистрации юридического лица; б) почтовый адрес юридического лица; в) состав учредителей (участников) юридического лица; г) состав и структура органов управления юридического лица; д) размер уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда.
Программа идентификации в целях реализации требований, установленных статьей 7.3 ФЗ, предусматривает: порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников; порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц.
Программа документального фиксирования информации предусматривает документальное фиксирование информации при выявлении признаков совершения клиентом: а) операции (сделки), подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 6 ФЗ; б) операции (сделки), подпадающей под критерии выявления и (или) признаки необычной операции (сделки); в) иной операции (сделки), в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Программа документального фиксирования информации предусматривает составление сотрудником организации, выявившим операцию (сделку), подлежащую контролю, внутреннего сообщения – документа, содержащего следующие сведения о такой операции (сделке) (далее – внутреннее сообщение): а) категория операции (сделки) (подлежащая обязательному контролю либо необычная операция), критерии (признаки) либо иные обстоятельства (причины), по которым операция (сделка) может быть отнесена к операциям, подлежащим обязательному контролю, либо к необычным операциям (сделкам);
б) содержание (характер) операции (сделки), дата, сумма и валюта проведения; в) сведения о лице (лицах), проводящем операцию (сделку); г) сведения о сотруднике, составившем внутреннее сообщение об операции (сделке), и его подпись; д) дата составления внутреннего сообщения об операции (сделке); е) запись (отметка) о решении специального должностного лица, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке), и его мотивированное обоснование; ж) запись (отметка) о решении руководителя организации либо уполномоченного им должностного лица, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке) в соответствии с пунктом 24 настоящих требований, и его мотивированное обоснование; з) запись (отметка) о дополнительных мерах (иных действиях), предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков.
Форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи ответственному лицу определяются организацией самостоятельно и отражаются в программе документального фиксирования информации.
Программа хранения информации обеспечивает хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом: а) документов, содержащих сведения о клиенте организации, представителе клиента, выгодоприобретателе, полученных на основании ФЗ, иных принятых в целях его исполнения нормативных правовых актов РФ, а также правил внутреннего контроля; б) документов, касающихся операций (сделок), сведения о которых представлялись в Федеральную службу по финансовому мониторингу, и сообщений о таких операциях (сделках); в) документов, касающихся операций, подлежащих документальному фиксированию в соответствии со статьей 7 ФЗ и настоящим документом;
г) документов по операциям, по которым составлялись внутренние сообщения; д) внутренних сообщений; е) результатов изучения оснований и целей выявленных необычных операций (сделок); ж) документов, относящихся к деятельности клиента (в объеме, определяемом организацией), в том числе деловой переписки и иных документов по усмотрению организации; з) иных документов, полученных в результате применения правил внутреннего контроля.
Программа хранения информации предусматривает хранение информации и документов таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Федеральной службе по финансовому мониторингу, а также иным органам государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством РФ, и с учетом обеспечения возможности их использования в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.
Казалось бы, время подтверждения квалификации настало! Появятся ли решения?..
Комментариев нет:
Отправить комментарий