вторник, 28 сентября 2010 г.

Аберрация историографии «Белого движения» начала XXI века как «наивная спекуляция» публичных пиар-кампаний

Представляю краткие выдержки из своего выступления на Международной научно-практической конференции«Архивные документы в системе объективного научного знания об истории России»18-19 ноября 2010 г. Обсуждение затронутой темы состоится во время конференции.

<...> 21 сентября 2010 г. на официальном портале Правительства Омской области (Министерство государственно-правового развития Омской области) было размещено сообщение (растиражированное федеральными и региональными СМИ) о передаче в Бюджетное учреждение Омской области «Исторический архив Омской области» «заверенных копий» допросов Верховного правителя А.В. Колчака. Документы вошли в состав «личного фонда А.В. Колчака (Р-3436)», где уже имеется 31 дело за 1900-2008 гг.
<...>
В сообщении предпринята попытка подчеркнуть «уникальность» документов и факта их передачи с привлечением книги «Допрос Колчака», изданной «Центрархивом» в 1925 г., под редакцией и предисловием К.А. Попова, совместно с М.М. Константиновым. Искаженно процитировано предисловие к ней: «Допрос дал недурной автопортрет Колчака, историю возникновения колчаковской диктатуры, ряд характернейших черт колчаковщины».

Судя по всему, Министерство государственно-правового развития Омской области не располагало доступом к книге, в которой помимо «Предисловия» имеется еще и важный редакционный комментарий. В нем, в частности, указывается: «Публикуемые Центрархивом протоколы заседаний Чрезвычайной Следственной комиссии по делу Колчака воспроизводятся по стенографической записи, заверенной заместителем председателя Следственной Комиссии К.А. Поповым, и хранящейся в Архиве Октябрьской Революции (Фонд LXXV, арх. № 51)» …
<...>
Попытка Министерства государственно-правового развития Омской области преподнести информацию о передаче «единственных точных и достоверных свидетельств подлинных допросов Колчака» невольно напомнила 16 августа 2010 г. В этот день, создатель «Титаника» и «Аватара» Джеймс Кэмерон, совершив погружение на аппарате «Мир-1» в районе мыса Толстый на юге озера Байкала, заявил о своей находке легендарного «золота Колчака». Режиссер планировал претендовать на получение 25% от общей стоимости найденного клада. Средства предназначались для вложения в съемки продолжения фантастического блокбастера «Аватар».

Спустя некоторое время, бизнес-группа «Метрополь», организовавшая экспедицию «Миры на Байкале», пошла ва-банк, заявив, что, действительно, обнаружены три слитка желтого цвета в районе мыса Толстый на Кругобайкальской железной дороге. Естественно, батискаф «Мир» не смог поднять ни один из слитков… Председателю Совета Федерации С.М. Миронову даже вручили некий металлический слиток желтого цвета, заявив, что это и есть «золото Колчака».

Под давлением общественности, Фонд содействия сохранению Байкала выложил на своем сайте «сенсационные кадры» якобы обнаруженных на дне озера предметов, похожих на золотые слитки. Сотрудники иркутского агентства «Телеинформ» покадрово исследовали весь фильм, однако так и не смогли обнаружить ни одного из четырех «прямоугольных объектов с металлическим блеском, похожих на золото». На представленной записи видны только камни и бревно.

Руководителю глубоководной экспедиции на Байкале Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН профессору и Герою России А.М. Сагалевичу пришлось объясняться: «Я не знаю, кому удобно и выгодно распускать подобные слухи… Нашей целью изначально было изучение дна озера, а не поиск артефактов. Чтобы вот так просто на такой огромной площади наугад искать место захоронения клада, нужно быть большим авантюристом. Необходимо предварительно изучить все архивы, выработать версии, потом уже приступать к поискам. А здесь просто разошлась утка, что на глубине 400 метров обнаружены фрагменты железнодорожных вагонов. Как они могли попасть на глубину? У нас что, поезда по льду ходят? Или их туда кто-то отбуксировал? В общем, ничего, кроме иронии, у нас эта «сенсация» не вызвала» …
<...>
Есть цели, смысл которых противен природе научной исторической деятельности и творчеству, и, как правило, такими не считающиеся. Тем не менее, резкий всплеск общественной потребности к слухам, вымыслам и мифотворчеству о «золоте Колчака», «кладоискательству» и «гробокопательству», позволяет определить главную цель преднамеренного искажения или аберрации историографии «Белого движения» начала XXI века: «наивная спекуляция» для привлечения денежных средств.

Надлежит отбросить излишнюю брезгливость в изучении «наивной спекуляции» самостоятельным исследовательским направлением, учитывая цикличность оборота мифов при смене поколений. Анализ намеренного искажения историографии может послужить основанием для мониторинга общего уровня образования и качества преподавания не только исторических, но и прикладных документоведческих, а также архивных дисциплин…
<...>
Например, насколько соответствует законодательным и нормативным требованиям создание так называемого «личного фонда» А.В. Колчака в Бюджетном учреждении Омской области «Исторический архив Омской области»?
<…>
В частности, еще пятнадцать лет назад (характерный срок для цикла оборота мифов, связанный со сменой поколения), сразу же после публикации подлинных протоколов допросов Верховного правителя России, в научном историческом сообществе, стала обсуждаться тема подлога или фальсификации первоисточников, опубликованных в книге «Допрос Колчака».

Известные русской истории историографии с 1923 г., а англоязычной зарубежной – с 1935 г., так называемые, «протоколы допросов» адмирала Колчака давно приобрели не только историческое, но и общественно-политическое значение. Практически все исследования, посвященные «колчаковщине», в своей основе, построены на опубликованном в 1925 г. «Допросе Колчака».

Однако даже поверхностный анализ ведения допроса – ответ-вопрос, единственная заверяющая подпись под двусмысленным заголовком «Протоколы заседаний Чрезвычайной следственной комиссии по делу Колчака (Стенографический отчет)», с юридической точки зрения, ставил под сомнение соответствие понятия «протокол» как специфического вида документа, с текстом этой книги. Необходимо было разобраться с вопросом: что же в «Допросе», протоколы или стенографический отчет? Наличие двух изданий (берлинского и ленинградского) также настораживало и подталкивало к поиску первоисточников в оригинале.

Публикация в 1994 г. подлинных протоколов допросов Верховного правителя, выявленных в «Следственном деле по обвинению Колчака Александра Васильевича и других», позволила утверждать, что «Допрос», с его претензией «на единственно точное и достоверное воспроизведение подлинных протоколов», в течение семидесяти с лишком лет, подменял действительно подлинные документы.

<…> Подводя итог аберрации историографии «Белого движения» начала XXI века в современных пиар-кампаниях следует признать, что переданные в «личный фонд» А.В. Колчака Бюджетного учреждения Омской области «Исторический архив Омской области» документы являются всего лишь 5-м экземпляром литературной обработки стенограмм заседаний Чрезвычайной следственной комиссии по делу адмирала. И, если говорить об «уникальности события», то, как об очередной «наивной спекуляции», сопоставимой мифотворчеству о «золоте Колчака», «кладоискательству» и «гробокопательству».

1 комментарий:

  1. Думаю хорошее :) получиться выступление.

    Борьба за правду есть то, к чему призваны в этом мире христиане.

    Идеология Белого движения является историческим архетипом старо­правой позиции: совершенно неоднородная по своим базовым установкам, она формировалась в режиме нервного реагирования на монолитную и активную позицию «красных”.
    Конечно, ни в коем случае нельзя подвергать старо­правую идеологию огульному осуждению – это первая неизбежная историческая форма самосознания русской реакции, в разной степени свойственная многим достойным мыслителям XIX и XX века.
    Однако на реальном политическом выходе это самосознание вырождается либо в банальное, нерефлексирующее, пассивное «охранительство», либо в маргинально­мистическое сектантство. «Старые правые» или «классические консерваторы» еще очень долго будут составлять общий фон русской неоконсервативной мысли, оттеняя новые тенденции своим упрямым методологическим архаизмом.

    ОтветитьУдалить