В настоящее время ежегодно проводится около 3,4 млн. гражданских и коммерческих судебных разбирательств с трансграничными последствиями. Контакты между органами, способы передачи и приема документов по-прежнему реализуются почти исключительно на бумажной основе, что делает их дорогостоящими. Кроме того, на практике отсутствует возможность подачи документов получателю в электронной форме в трансграничных случаях, хотя некоторые государства-члены ввели или вводят такую возможность на национальном уровне.
Статья 47 Хартии основных прав ЕС предусматривает, что «каждый человек имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, ранее созданным на основании закона». Доступ к правосудию включает: доступ к суду, справедливое судебное разбирательство, возмещение, судебную защиту и соблюдение надлежащих процедур. Однако все эти права ставятся на карту, когда процессуальные права сторон должным образом не соблюдаются в ходе трансграничных разбирательств. Установлено, что основные права стороны трансграничного разбирательства могут подвергаться риску в отношении двух основных вопросов: 1) доставка/вручение документов на языке, непонятном адресату (или, наоборот, злоупотребление этим правом); 2) недостаточный уровень защиты ответчика от неисполнения судебных решений в случае, если ему не был надлежащим образом вручен документ о возбуждении дела.
ЕС рассматривает пакет мер политики, который устраняет эти недостатки. Во-первых, программный пакет будет способствовать большей ясности и предсказуемости процедуры права отказа адресатам и лучшей защиты их процессуальных прав. Кроме того, в предложении будут изложены критерии оценки языковых навыков адресата. Такая поправка дополнительно защитит адресатов, обеспечив, с одной стороны, понимание ими содержания документа, которому они были вручены, и будет гарантировать ненарушение права на отказ, обеспечивая тем самым равную защиту прав истца, с другой стороны.
Инициатива ЕС тесно связана с сотрудничеством между судами государств-членов в сборе доказательств по гражданским или коммерческим вопросам, регулируемым Постановлением (ЕС) № 1206/2001.
Ожидается, что эта инициатива будет способствовать дальнейшему повышению эффективности и оперативности судебных процедур и обеспечению надлежащего отправления правосудия в делах, имеющих трансграничные последствия. Таким образом, это поможет улучшить функционирование внутреннего рынка и сократить ненужные расходы, одновременно защищая или улучшая права на защиту.
Эта инициатива будет способствовать дальнейшему ускорению и упрощению механизма сотрудничества в области трансграничной судебной помощи, в частности путем адаптации системы к техническим достижениям и использования преимуществ, обеспечиваемых цифровизацией, а также путем обеспечения большей транспарентности при поиске адресата. Он также будет способствовать дальнейшему повышению правовой определенности и эффективности путем содействия использованию оперативных методов обслуживания, таких, как почтовая служба и прямое обслуживание, а также путем уточнения сферы действия постановления и его роли в защите процессуальных прав сторон.
Источники:
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CONSIL:ST_9622_2018_ADD_1&qid=1534266803482&from=EN
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52018SC0285&qid=1534266803482&from=EN
Комментариев нет:
Отправить комментарий