вторник, 5 марта 2019 г.

В России заявлен проект инновационного вида профессиональной деятельности для кардинального повышения производительности и ценности документированных сфер деятельности организаций в рамках цифровой экономики

…для политики управления документами, как и для развития цифровой экономики, на данный момент характерно существующее несовершенство нормалей системы правового регулирования, тем более диверсифицированных в квалификационные требования практической инструментализации. Объективное отставание системы от темпов развития и внедрения цифровых технологий в жизненные циклы документированной информации привело к критическому объему «серых» зон неопределенности. И, как результат, ситуация характеризуется ставшим уже крылатым для менеджмента постулатом «Ты не можешь управлять тем, что не можешь измерить»...

В современном мире интенсивность процессов создания документированной информации столь велика, а потери, связанные с риском несвоевременных и некачественных решений настолько существенны, что значение ее для ФОИВ и бизнеса становится первостепенным. При этом уровень профессионализма специалистов в области организации администрирования бизнеса и документационного обеспечения управления в рамках цифровой экономики приобретают направляющую роль, качественно отличную от характеристик квалификаций, уже вошедших в профессиональные стандарты «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (Рег. № 447), «Специалист по управлению документацией организации» (Рег. № 1044), «Специалист административно-хозяйственной деятельности» (Рег. № 1096), «Специалист по формированию электронного архива» (Рег. № 1140), «Специалист по дистанционному информационно-справочному обслуживанию» (Рег. № 1149) и «Специалист по работе с архивами» (в разработке).

На прошедшей 15 ноября 2018 научно-практической конференции «Цифровизация как драйвер профессий будущего», организованной Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка, при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей, предпринята попытка определить условные профили компетенций специалистов финансового рынка в условиях цифровой экономики, траекторий их развития и векторные наименования профессий «будущего»:

Первый фронт условных профилей в составе профессий (по материалам BCG (2016-2018). Цифровой бизнес (менеджер цифровой трансформации, специалист по стратегии digital ventures, специалист по цифровым партнерствам, менеджер цифровых продуктов); Цифровые разработки (руководитель разработки, ИТ-архитектор, front и back-end разработчики, технический писатель, UX/UI дизайнер, специалист по пользовательскому опыту, специалист по контролю качества цифровых решений, scrum-мастер, agile-мастер); Цифровой маркетинг (специалист по цифровому брендингу, специалист по привлечению траффика, SEO-специалист, SMM маркетолог, специалист по контент маркетингу, комьюнити-менеджер, специалист по цифровым платежам, интернет-редактор, верстальщик, граф- и флешдизайнер); Продвинутая аналитика (специалист по бизнес аналитике, специалист по данным (сбору и исследованию), веб-аналитик, специалист по архитектуре данных, руководитель по продвинутой аналитике (chief data officer); Индустриальное применение (инженер по разработке виртуальных моделей производства, специалист по роботехнике/автоматизации производственного процесса; Фундаментальное ИТ (программное обеспечение, разработчик, интегратор систем, специалист НСИ, hardware, специалист по ремонту и настройке ИТ-оборудования, сетевой администратор, специалист по ИТ-безопасности, специалист по поддержке пользователей).

Второй фронт условных профилей. Автоматизация платежей и переводов; Технологии распределенных реестров; Открытый банкинг; Биометрия и идентификация; Big Data и анализ данных; Искусственный интеллект; Развитие экосистем и маркетплейсов; Кибербезопасность; Роботизация; Облачная инфраструктура. Состав профессий: специалисты по цифровой трансформации, дата-сайентисты и аналитики, специалисты по искусственному интеллекту и машинному обучению, генеральные директоры и операционные менеджеры, специалисты по большим данным, специалисты по продажам и маркетингу, специалисты по организационному развитию, разработчики и аналитики программного обеспечения и приложений, специалисты по автоматизации процессов, аналитики информационной безопасности, специалисты по электронной коммерции и социальным медиа, дизайнеры услуг и решений, дизайнеры человеко-компьютерного взаимодействия и пользовательского опыта, специалисты по автоматизации процессов, специалисты по цифровому маркетингу и стратегии.

Большинство обозначенных условных профилей компетенций и векторных наименований профессий коррелируется с планомерными действиями по созданию, использованию, хранению и уничтожению данных документированной информации. При этом необходимо учитывать Федеральный закон РФ № 435-ФЗ от 28 декабря 2017, запустивший в оборот с 2018 комплекс административно-правовых и уголовных мер прямого применения в отношении безусловного соблюдения норм не только качества и достоверности документированной информации, но и технологических процессов ее учета и сохранности на всех стадиях (начиная от создания), ответственность за которые в первую очередь возложена на руководителя организации.

В обзор, представленный 31 января 2019 Фондом «Петербургская политика» «Борьба с «внутренними оборотнями»: «чистки» чиновничества в современной России», включены конкретные примеры привлечения к уголовной ответственности руководителей муниципалитетов за подделки документов от 3,5 до 9 лет (штрафы от 40 млн. руб. до 54 млн. руб.)…

Полагаем целесообразным новый профессиональный стандарт в области организации документационного обеспечения управления и администрирования бизнеса, учитывающий потребности цифровой экономики, назвать «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации». Определить целевой объект стандарта – характеристики квалификаций по использованию современных технологий и организационных мероприятий для кардинального повышения производительности и ценности записанной информации и носителей, которые рассматриваются как единое целое, и составляют актив, подтверждающий совершение работ и услуг, предусмотренных уставом юридического лица или любого образования, осуществляющего экономическую деятельность под налоговой юрисдикцией России. 

Основываясь на 1) анализе цифровых тенденций современного рынка труда, раскрытых в работах Всемирной организации труда (ILO); 2) апробированном опыте внедрения профессиональных стандартов рег. №№ 447, 1044, 1096, 114, 1149; 3) выявленных факторах, формирующих риски, уязвимые места систем управления документами и их данных в пространстве электронного взаимодействия, Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников (НАОСАР) включила в релевантный кейс функциональной карты проекта инновационного вида профессиональной деятельности обобщенные трудовые функции…

Комментариев нет:

Отправить комментарий