11 июля 2019 Open Democracy опубликовало статью Grigory Pyrlik «Ukraine’s Soviet archives are opening up – and changing memory politics», в которой рассказывается об истории поиска и доступа информации о жертве сталинского террора, а также специфике работы Архива Службы государственной безопасности Украины в предоставлении подобной информации по запросам граждан. Обзор статьи (фото) мною дается в купюрах.
…Формально советские архивы… стали собственностью украинских спецслужб в 1990-х годах. В 2015 году Украинский парламент принял закон «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов», который упростил доступ к документам…
«До этого времени доступ к материалам дела реабилитированного лица был возможен только в том случае, если они или члены их семьи дали свое разрешение, или если вы исследователь, хорошо известный властям»… «И была особая процедура рассекречивания, которой нужно было следовать – были только конкретные документы, которые вы могли видеть».
В 2015 году эта процедура изменилась. Во-первых, закон объявил недействительной классификацию безопасности советских времен. Однако нынешнему руководству архива пришлось столкнуться с тем фактом, что их предшественники эпохи Януковича реклассифицировали около 2000 дел советского периода. Классификационные коды появились, например, в документах, касающихся советской военной кампании против Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии, а также религиозных организаций. Эти документы сейчас снова рассекречены.
Во-вторых, только жертвы советского государственного учреждения и их семьи могут теперь ограничивать доступ к архивной информации. За последние четыре года был только один случай, когда доступ к делу был закрыт в течение 25 лет. Информация по этому делу за пределами ограничения может быть доступна по запросу…
…Но закон содержит особый отказ: право ограничивать доступ не распространяется на сотрудников и агентов советских служб безопасности, даже если они впоследствии становятся «жертвами» своих коллег. Архив Службы безопасности фактически предоставляет доступ не только к информации о жертвах репрессивных мер, но и к информации о виновных.
По закону все документы, касающиеся советских силовых структур, должны храниться под одной крышей – в Государственном архиве Украинского института национальной памяти. Но пока этот архив существует только в юридическом плане: ему все еще нужно найти подходящее помещение и нанять персонал…
Если неукраинский гражданин хочет работать с архивными материалами, ему необходимо отправить копию своего паспорта, а также бланк заявления. Граждане России также должны соблюдать это правило. «Мы отвечаем российским гражданам, разыскивающих своих родственников, которые были репрессированы»… «Как и все наши иностранные посетители, они проходят процедуру получения пропуска, работают в нашем читальном зале и делают копии документов со своим собственным техническим оборудованием. Другими словами, они имеют такие же права, как и все остальные».
Однако если учетная запись электронной почты заявителя имеет российское доменное имя (Mail.ru, Yandex.ru и т.д.), он не получит ответа. Архив также не будет отвечать, если запрос поступит от российского государственного агентства. После аннексии Крыма и войны на Донбассе Украинский парламент объявил Россию «государством-агрессором» в январе 2015 года, а в 2017 году президент Петр Порошенко объявил блокаду российских веб-сервисов…
Источник:
https://www.opendemocracy.net/en/odr/seven-kilometers-memory-en/
Фото Архив государственной безопасности Украины, автор Grigory Pyrlik
Комментариев нет:
Отправить комментарий