воскресенье, 10 января 2016 г.

ООН раскрыла условия и структурный контекст воинствующего экстремизма. Но вот вопрос: культурная национальная идентификация – проявление экстремизма?

Доступна Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, где отмечается, что имеющиеся качественные данные свидетельствуют о наличии ряда общих факторов, которые характерны для весьма различных стран и регионов и которые, в некоторых случаях самостоятельно, а иногда в сочетании с другими факторами, приводят к радикализации и воинствующему экстремизму.

Отсутствие социально-экономических возможностей 

Страны, которые не в состоянии обеспечить высокий и устойчивый уровень экономического роста, создать достойные рабочие места для своей молодежи, сократить масштабы нищеты и уровень безработицы, активнее содействовать равенству между мужчинами и женщинами, вести борьбу с коррупцией и регулировать отношения между различными общинами в соответствии с их обязательствами в области прав человека, в большей степени подвержены воинствующему экстремизму, и в них, как правило, происходит более значительное число инцидентов, связанных с воинствующим экстремизмом.

Население может считать, что невысокие результаты деятельности в области развития являются подтверждением нелегитимности правительства, что снижает эффективность деятельности государственных учреждений по борьбе с воинствующим экстремизмом в случае его возникновения. Из-за отсутствия альтернативных возможностей в сфере занятости воинствующие экстремистские организации могут рассматриваться в качестве привлекательного источника дохода. 

Маргинализация и дискриминация 

Ни одна страна не является полностью однородной. Разнообразие само по себе не делает страну уязвимой по отношению к воинствующему экстремизму и не повышает степень ее уязвимости. Вместе с тем, когда та или иная страна испытывает проблемы, как, например, ограниченное наличие ресурсов, и когда одна группа, независимо от ее демографического веса, действует индивидуально в политическом и экономическом секторах в ущерб другим группам, вероятность возникновения межобщинных конфликтов, гендерного неравенства, маргинализации, отчуждения и дискриминации повышается, что находит свое отражение в установлении ограничений на доступ к государственным услугам и возможностям трудоустройства, а также в создании препятствий для регионального развития и осуществления права на свободу вероисповедания. Это, в свою очередь, может побуждать тех, кто считает себя обездоленными, использовать воинствующий экстремизм в качестве средства для достижения своих целей.

Неэффективное управление, нарушения прав человека и принципа верховенства права 

Воинствующий экстремизм, как правило, процветает в условиях, характеризующихся неэффективным управлением, отсутствием демократии, коррупцией и культурой безнаказанности за противоправное поведение со стороны государства или его представителей. Привлекательность воинствующего экстремизма обычно повышается в тех случаях, когда неэффективное управление сопровождается осуществлением репрессивной политики и практики, которые нарушают права человека и принцип верховенства права.

Когда международные нормы в области прав человека нарушаются под предлогом обеспечения государственной безопасности, это может способствовать обострению воинствующего экстремизма, поскольку такие нарушения приводят к маргинализации отдельных лиц и отчуждению ключевых групп населения, в результате чего общины поддерживают воинствующих экстремистов, сочувствуют им и пособничают их деятельности. В своей борьбе против государства воинствующие экстремисты также активно стремятся использовать в своих целях государственные репрессии и другие злоупотребления.

Таким образом, больше воинствующих экстремистов действует в тех странах, где правительства применяют репрессивные и жесткие меры безопасности в ответ на нарушения прав человека и верховенства права, такие как профилирование определенных групп населения, применение интрузивных методов наблюдения и введение чрезвычайного положения на длительные сроки. Международные партнеры, которые поощряют такие действия государств, тем самым еще больше подрывают веру населения в законность более широкой международной системы. Воинствующие экстремисты могут воспользоваться возможностями, открывающимися в тех случаях, когда не предпринимаются предусмотренные международными обязательствами усилия по осуществлению экономических, социальных и культурных прав и когда такая ситуация усугубляется дискриминацией по этническому, национальному, гендерному, расовому, религиозному, языковому и другим признакам, а также когда отсутствует или сокращается демократическое пространство.

Государственные учреждения, которые должным образом не выполняют своих международных обязательств по осуществлению таких прав, могут тем самым усилить недовольство населения и подорвать не только свою собственную ффективность, но и социальные нормы и социальную сплоченность. Кроме того, необходимо уделять больше внимания разработке эффективных и ориентированных на обеспечение гендерного равенства и прав человека стратегий и программ реинтеграции тех, кто был осужден за совершение террористических преступлений, и реинтеграции возвращающихся иностранных боевиков-террористов.

Затянувшиеся и неурегулированные конфликты 

Затянувшиеся и неурегулированные конфликты, как правило, создают благодатную почву для воинствующего экстремизма не только потому, что сами конфликты вызывают страдания и распад структур управления, но и потому, что они дают воинствующим экстремистским группам возможность использовать глубоко укоренившееся недовольство для привлечения поддержки, захвата территории и ресурсов и осуществления контроля над населением. Необходимо срочно принять меры для урегулирования затянувшихся конфликтов. Урегулирование таких конфликтов ослабит воздействие подстрекательных идеологий воинствующих экстремистских групп. Когда превентивная деятельность не приносит желаемых результатов, мы должны в качестве наиболее эффективной стратегии установления прочного мира и ликвидации воинствующего экстремизма стремиться к принятию политических решений на основе участия всех сторон и обеспечивать подотчетность всех политиков.

Радикализация в тюрьмах 

Исследования показывают, что практика жестокого обращения в местах содержания под стражей может играть тревожно большую роль в вербовке значительного числа людей в ряды воинствующих экстремистских групп и террористических организаций. Было определено несколько факторов, побуждающих заключенных искать защиты посредством присоединения к таким группам, включая бесчеловечные условия содержания в тюрьмах и бесчеловечное обращение с заключенными, коррумпированность охранников и другого тюремного персонала, наличие банд, злоупотребление наркотиками, отсутствие безопасности и надлежащих услуг, а также переполненность тюрем. Необходимо принять меры, обеспечивающие нераспространение экстремистских идеологий среди других заключенных, гарантируя в то же время предусмотренную международным правом охрану лицам, лишенным свободы, включая уважение международных стандартов и норм, касающихся одиночного заключения.

Процессы радикализации 

Хотя обстоятельства, благоприятствующие воинствующему экстремизму, затрагивают все население, лишь небольшое число людей фактически поддаются радикализации и прибегают к насилию. Как сложные индивидуальные мотивации, так и человеческий фактор в значительной степени способствуют манипуляции такими обстоятельствами и воплощению идей и недовольства в насильственные действия.

Индивидуальный опыт и мотивация

Отрицательный личный опыт, находящий отклик в идеологии воинствующего экстремизма, может повысить вероятность того, что то или иное лицо вольется в ряды воинствующих экстремистов. Индивидуальные мотивации варьируются от серьезных до самых обычных: исследователи сообщали, что форсирующие события могут иметь самый различный характер — люди подверглись пыткам или были свидетелями пыток; их родственник или друг погиб в результате действий сил безопасности или иностранной державы; в их отношении было вынесено несправедливое судебное решение; они потеряли имущество; их родители подверглись унижению; и даже такой повод, как отказ в личном займе. Хотя некоторые высокообразованные лица сыграли, естественно, существенную роль в формировании воинствующих экстремистских организаций, многие члены являются малообразованными и часто не закончили даже среднюю школу. Большое число из них малограмотны и практически не обладают никаких религиозным или иным образованием, что делает их уязвимыми к агитации. Весьма вероятно, что, до того как присоединиться к воинствующим экстремистским группам, они занимались мелкими преступлениями и незаконной деятельностью. Благодаря членству в какой-либо группе у них появляется также чувство принадлежности и они избавляются от бремени отчуждения, изоляции или одиночества.

Коллективное недовольство и виктимизация 

Историческое наследие или коллективное недовольство, вызванное господством, угнетением, подчинением или иностранным вмешательством, могут вызвать ощущение виктимизации. Такие чувства в свою очередь могут вызвать простую, но сильную эмоциональную реакцию, которой затем в своих целях могут воспользоваться воинствующие экстремисты: память о прошлом или нынешнем фактическом или надуманном угнетении продолжает поддерживаться, чтобы разжечь жажду мести против угнетателей.

Искажение и неправомерное использование убеждений, политической идеологии и этнических и культурных различий 

Воинствующие экстремистские группы цинично искажают и используют религиозные убеждения, этнические различия и политическую идеологию, чтобы придать законный вид своей деятельности, предъявить свои претензии на территорию и завербовать сторонников. Религиозные убеждения искажаются и неправомерно используются для того, чтобы посеять раздор между государствами, культурами и народами и подорвать тем самым нашу человечность. Религиозные и общинные лидеры играют решающую роль в воспитании уязвимых последователей, помогая им отказываться от воинственных идеологий, и в предоставлении возможностей для внутриконфессионального и межконфессионального диалога и дискуссий в качестве средства поощрения терпимости, понимания и примирения между общинами.

Лидеры, правительства, международное сообщество и средства массовой информации должны сообща добиваться предотвращения конфронтации и поляризации внутри стран, религиозных сообществ, народов и различных групп населения и в отношениях между ними. Мы должны совместно разорвать этот порочный круг провокаций и ответных действий, которые нередко создают благодатную почву для деятельности сил, использующих конфликты для разжигания терроризма и воинствующего терроризма, как это имеет место в Афганистане, Ираке, Йемене, Ливии, Сирийской Арабской Республике и других странах. 

Лидеры и социальные сети 

Хотя разжиганию воинствующего экстремизма могут способствовать все такие контекстуальные факторы, как условия на местах, личный опыт и всеобщее недовольство, всегда существует также социальный контекст, который в той или иной мере определяет порядок организации и направления деятельности этих элементов. Это зачастую происходит в результате вмешательства какого-либо обаятельного лидера или политического предпринимателя, а также в рамках неофициальных семейных и социальных сетей. Если вам неизвестен какой-либо из членов воинствующей экстремистской организации, то к ней может быть трудно присоединиться, и очевидным объяснением этого является тот факт, что деятельность такой организации нередко имеет исключительный и подпольный характер. Однако в последние годы появились онлайновые инструменты, которые открывают еще один, более доступный путь к вступлению в члены таких групп.

Источник:
http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/70/674&Lang=R 
A/70/674

Комментариев нет:

Отправить комментарий