среда, 2 апреля 2014 г.

Архивная деятельность в культурном контексте России напрочь выпала из общественного контроля. А Минкультуры России берется за оцифровку ведомственных архивов (пост-шарж)

В культурной жизни России случился «облом». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 октября 2013 № 888 «О подготовке и распространении, в том числе опубликовании, ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации» Минкультуры России готовит государственный доклад о состоянии культуры в России.

«Это объемный, насыщенный статистикой, экспертно-аналитический материал, который утверждается Правительством РФ, и в дальнейшем его данные используются в работе Правительства при подготовке различных решений, концепций, стратегий и т.д. Подготовка этого госдоклада лежит в основе нашего государственного задания», – отмечает директор Института наследия Павел Юдин.

Утвержденная структура госдоклада не обошла вниманием участь историко-культурного наследия народов РФ, относящегося к информационным ресурсам и подлежащего постоянному хранению. Отныне это – Информационные ресурсы культуры: архивное дело; архивный фонд РФ; библиотечно-информационная деятельность; информатизация сферы культуры; цифровое наследие.

В структуре госдоклада пишется: «Архивная деятельность. В отношении архивов сложилась парадоксальная ситуация: как правило, архивная деятельность выпадает из культурного контекста, в особенности, когда речь заходит о судьбах развития культуры в нашей стране. Между тем архивы являются неотъемлемым участником культурных процессов, так как они ответственны за сохранение, комплектование и использование Архивного фонда РФ, являющего документальным культурным наследием и неотъемлемой частью информационных ресурсов страны.

Особое внимание для анализа архивной деятельности следует уделить не только традиционной для архивов деятельности по сохранению и использованию документального наследия, но и роли информационных технологий в обеспечении пополнения, сохранности и доступности электронного контента. Речь идет о необходимости оценки числа фондов, введенных в базу данных «Архивный фонд», количества единиц хранения, заголовки которых внесены в базы данных, а также доли кино-, фото-, фоно-, видео- документов в Архивном фонде РФ».

Как видим, «роль информационных технологий в обеспечении пополнения, сохранности и доступности электронного контента» низводится до «оценки числа фондов, введенных в базу данных «Архивный фонд», количества единиц хранения, заголовки которых внесены в базы данных, а также доли кино-, фото-, фоно-, видео- документов в Архивном фонде РФ».

То есть следует тупо посчитать: - раз, - два, - число фондов, введенных в базу данных «Архивный фонд», - три, - количество единиц хранения, заголовки которых внесены в базы данных, - четыре, - доли кино-, фото-, фоно-, видео- документов в Архивном фонде РФ.

Именно в этом видится основное предназначение «роли информационных технологий в обеспечении пополнения, сохранности и доступности электронного контента». Число, количество и доли сожрали пополнение, сохранность и доступность электронного контента. С-к-у-ш-а-л-и!..

Архивную деятельность характеризуют индикаторы: 1) Предложение культурных благ и обеспеченность ими российских граждан, 2) Приобщение населения к культуре и потребление культурных благ, 3) Финансовые ресурсы, 4) Занятость, 5) Оплата труда, 6) Материальная база, 7) Информационные технологии.

Архивную деятельность характеризуют показатели: 1) Доля документов государственных (муниципальных) архивов, хранящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем объеме архивных документов (%);2) Число пользователей архивной информацией на 100 000 жителей, в том числе исследователей, посещающих читальные залы архивов (чел.); 3) Доля документов государственных архивов, доступных пользователям (%); 4) Финансирование государственных (муниципальных) архивов из бюджетов всех уровней (в % от общей суммы поступлений); 5) Финансирование государственных (муниципальных) архивов из бюджетов всех уровней в расчете на 1 жителя (руб.);

6) Поступления от основной и иной приносящей доход деятельности (в % от общей суммы поступлений); 7) Численность работников (тыс. чел); 8) Число работников на 10 000 чел. занятого населения (чел.); 9) Укомплектованность архивов работниками, в том числе с профильным образованием; 10) Потребность в кадрах по видам занятости (ед.); 11) Доля работников государственных (муниципальных) архивов в возрасте до 30 лет (%); 12) Среднемесячная номинальная заработная плата (тыс. руб.);

13) Среднемесячная заработная плата (в % от средней по региону); 14) Число строений, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, (в % от общего количества); 15) Остаточная стоимость основных средств на 1 ед.хр. (руб.); 16) Степень загруженности архивохранилищ документами и наличие свободных площадей для приема документов на постоянное хранение; 17) Число архивов, не имеющих официального сайта (в % от общего количества); 18) Количество единиц хранения, заголовки которых внесены в БД «Архивный фонд» (в % от общего количества ед.хр.);

19) Число фондов, сведения о которых введены в БД «Архивный фонд» (в % от общего числа фондов); 20) Доля оцифрованных документов, в том числе особо ценных (в % от общего количества ед.хр.); 21) Доля архивов, предоставляющих возможность online обращения к электронному каталогу в общем количестве архивов (%); 22) Количество заголовков единиц хранения, доступ к которым представляется online (в % от общего количества ед.хр.); 23) Доля описаний дел государственных архивов, включенных в электронные описи, электронные каталоги и/или иные автоматизированные информационно-поисковые системы.

Формы статистического учета на 23 (двадцать три) показателя насчитывают всего-то три: 1) расчет по форме 1, 2) расчет по форме 1-Т + численность занятого населения, 3) расчет по форме 1-Т+ 3П-культура. При этом три показателя финансовых ресурсов статическому учету не подлежат, по крайней мере, соответствующая форма учета не указана! Формальный вывод – финансирование безотчетно… Гуляй рванина!

Безотчетным оказывается дополнительный показатель под названием «Результаты мониторинга общественного мнения». Если театральная, концертная, цирковая, музейная деятельности, кинопроизводство, кинопрокат и кинопоказ, библиотечная деятельность, народное художественное творчество, деятельность клубных учреждений и многофункциональных досуговых центров, индустрия развлечений и деятельность в сфере культуры охвачены общероссийским социологическим исследованием (массовым опросом населения), «Online-мониторингом» потребителей культурных услуг (независимая оценка качества культурных услуг и эффективности организаций культуры) и рейтингом пользовательской удовлетворенности сервисами библиотеки,

то архивная деятельность в культурном контексте России – судя по всему, «неприкасаемая корова».

«Коровья неприкасаемость» позволила Минкультуры России в структуру V раздела ежегодного государственного доклада за 2013 о состоянии культуры в РФ включить пункт 5.4, содержащего оцифровку ведомственных архивов. Однако, не раскрывая эту деятельность ни индикаторами, ни показателями.

Источник:
http://www.mkrf.ru/aktual/detail.php?ID=475524

На кого выпадет роль «повелителя» цифровых ведомственных архивов догадаться, думаю, не сложно! Культура ведь…

Фото freakingnews.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий