В прошлом и этом годах Национальный центр по рассекречиванию снял грифы ограничений со всей группы документов из фонда Департамента армии (1918-1963), касающейся информации в Катынском лесу.
Эти документы были в свое время обработаны полковником Генри Шиманским, служившим с 1942 по 1944 помощником военного атташе в Каире. В их в числе отчеты об условиях содержания польских военнопленных, поиск пропавших офицеров, беседы с высокопоставленными российскими чиновниками о судьбах военнопленных, интернированных в Козельский, Осташковский и др. лагеря.
Шиманский передал коллекцию помощнику начальника штаба по военной разведке генерал-майору Георгу Стронгу в мае 1943, а в 1952 они перешли в «специальный комитет для проведения расследования фактов, доказательств и обстоятельств в Катынском лесу», известный как Комиссия Конгресса США по Катыни сенатора Рэя Джона Меддена.
Напомню, что комиссия пришла к выводу, что массовые убийства польских офицеров и полицейских совершили органы НКВД, причем, по свидетельству нескольких очевидцев, ссылавшихся на утверждения охраны, осташковские пленные были погружены на баржи и утоплены в Белом море.
В окончательном отчете, отмечались, в частности, свидетельства о том, что сын Сталина, Яков Джугашвили, будучи в плену, соглашался, что расстрелы в катынском лесу проводились НКВД.
Было известно, что в 1952 несколько меморандумов, при засекречивании, было решено оставить в тайне, учитывая тот возможный ущерб, который может возникнуть в результате публичного раскрытия информации.
Теперь эти документы планируется оцифровать и выложить в открытый доступ. Но пока они цифруются, исследовали могут получить в ним доступ в читальных залах архива: отчеты штаба армии (документы Группы 319), 1918-1963 (Национальный архив 2805914), коробка 131.
Обзор см.:
http://www.archives.gov/research/foreign-policy/katyn-massacre/selected-records.pdf
Источник:
http://www.archives.gov/research/search/
Комментариев нет:
Отправить комментарий