В ходе общего обмена мнениями на 272-м заседании Специального комитета 18 февраля 2014 и на 1-м заседании Рабочей группы полного состава Специальный комитет рассмотрел пересмотренный рабочий документ, представленный Беларусью и Российской Федерацией на его сессии 2005, в котором было рекомендовано, в частности, запросить у Международного Суда консультативное заключение о том, какие правовые последствия имеет применение государствами силы без предварительного разрешения Совета Безопасности, кроме случаев осуществления права на самооборону.
Соавторы предложения особо отметили, что тема вышеупомянутого пересмотренного рабочего документа сохраняет актуальность, и что он имеет большое значение, особенно в контексте системы коллективной безопасности, для установления четких правовых пределов для применения силы в международных отношениях и выработки общего понимания правовых последствий применения силы государствами без предварительного разрешения Совета Безопасности.
Поскольку вопрос о таких последствиях не затрагивается в Уставе Организации Объединенных Наций, а применение силы (в том числе по гуманитарным соображениям) по-прежнему является предметом горячих споров, было отмечено, что консультативное заключение Суда могло бы способствовать уточнению положений Устава ООН, касающихся применения силы, и укреплению принципа неприменения силы. Соавторы предложения высказались за его сохранение в повестке дня Специального комитета и предложили делегациям принять участие в неофициальных консультациях по тексту этого предложения с тем, чтобы достичь консенсуса в этой области.
Несколько представителей вновь высказались в поддержку этого предложения и за продолжение его рассмотрения.
«Генеральная Ассамблея…
1. подтверждает, что действия воздушными, морскими или сухопутными силами всеми членами Организации Объединенных Наций или некоторыми из них в целях поддержания мира и безопасности допустимы лишь по решению Совета Безопасности в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций либо в порядке неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава;
2. подчеркивает, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 53 Устава Организации Объединенных Наций никакие принудительные действия не предпринимаются в силу региональных соглашений или региональными органами без полномочий от Совета Безопасности;
3. запрашивает в соответствии с пунктом 1 статьи 96 Устава Организации Объединенных Наций от Международного Суда консультативное заключение по следующему юридическому вопросу: «Каковы правовые последствия применения вооруженной силы государством или группой государств без решения Совета Безопасности, принимаемого по главе VII Устава Организации Объединенных Наций, кроме случаев осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава?».
В ходе общего обмена мнениями Российская Федерация высказала мнение, что Специальный комитет мог бы рассмотреть вопрос о направлении Секретариату просьбы о создании в пределах имеющихся ресурсов веб-сайта, посвященного мирному урегулированию споров между государствами, на котором имелись бы ссылки на соответствующие документы ООН, а также ООН и другие органы, занимающиеся этими вопросами, и просьбы об обновлении «Справочника по мирному разрешению споров между государствами», который был выпущен ООН в 1992.
Также было предложено, чтобы на первоначальном этапе Секретариат разработал проект веб-сайта и подготовил пересмотренный вариант «Справочника» для их рассмотрения Комитетом на его следующей сессии.
На 2-м и 3-м заседаниях Рабочей группы полного состава ряд делегаций высказались в поддержку обоих предложений. Было выражено мнение о том, что такие инициативы могли бы способствовать активизации работы Специального комитета. Было отмечено, что в данном случае речь идет не просто о каком-то виде деятельности научного характера. Оно могло бы принести пользу государствам-членам, особенно малым государствам, поскольку они получили бы доступ к последней информации о механизмах мирного урегулирования споров, что способствовало бы более активному использованию таких механизмов и укреплению верховенства права.
Было указано, что такие предложения могли бы способствовать мирному урегулированию споров, что являетсяодной из главных задач ООН.
Другие делегации выступили против предложения относительно создания специального веб-сайта и пересмотра «Справочника». Были высказаны оговорки в отношении применения избирательного подхода, при котором не всем главам Устава уделяется одинаковое внимание. Также были высказаны сомнения в целесообразности обоих предложений, в том числе с учетом наличия ряда Интернет-ресурсов, к которым можно получить доступ, например, через информационно-поисковые системы. Целесообразность обновления «Справочника» также была поставлена под сомнение в связи с тем, что вопросами мирного урегулирования споров занимается широкий круг субъектов.
Источник:
http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/69/33&Lang=R
A/69/33
Комментариев нет:
Отправить комментарий