четверг, 8 мая 2014 г.

Доступ к архивам в концепции ФЦП «Об увековечении памяти жертв политических репрессий» вытравлен? (начало)

С 3 февраля 2014 на сайте Минкультуры РФ висит отчет о НИР «Разработка концепции федеральной целевой программы (подпрограммы) «Об увековечении памяти жертв политических репрессий (2014-2020 годы)», разработанный «Российским новым университетом».

Источник:
http://mkrf.ru/deyatelnost/scientific-work/detail2013.php?ID=456935

В обосновании проблем и целей ФЦП подчеркивается, что она является продолжением тех усилий, которые предпринимались на предыдущих этапах реабилитации жертв политических репрессий. Первым этапом обозначена хронология 1953-1963.

Обращаю внимание на то, что этап начался, и завершился с деятельности, непосредственно связанной с доступом к архивам: 1) принимались заявления пострадавших от репрессий, а также родственников погибших или пропавших без вести. 2) в 1954 начал формироваться фонд прекращенных уголовных дел в КГБ и МВД. 3) принимались меры по организации полной прокурорской проверки фальсифицированных дел. 4) в 1955-1963 органы ЗАГС, по представлению КГБ и МВД, выдавали родственникам погибших свидетельства о смерти, в которых даты смерти соответствуют зафиксированным в документах КГБ и МВД.

В отличие от первого второй этап 1987-1997 особым «тяготением» к архивам не отличился. Разве что появились первые Книги памяти о погибших и пропавших без вести от репрессий. А в большинстве своем педалировались: памятники и захоронения, восстановление прав и компенсации.

В проекте ФЦП пишется: Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих сыновей и дочерей, ставших жертвами политических репрессий. Особенно важным в этой связи является осознание трагического опыта России, который был пережит страной и ее гражданами после октябрьских событий 1917 и который характеризуется разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей, что было обусловлено социальной, экономической, демографической и культурной политикой того времени. Вследствие репрессий страна пережила масштабные социальные катаклизмы.

За прошедшие 60 лет после 1953 в России процесс реабилитации не завершен. Точное число репрессированных лиц остается неизвестным. Общенациональный памятник жертвам политических репрессий не установлен. Недопустимыми являются частые случаи отсутствия сведений о месте гибели в свидетельствах о смерти, выдаваемых родственникам погибших. Есть регионы, где в изданных Книгах памяти названы почти все репрессированные (Алтайский край, Республика Коми, Республика Татарстан, Республика Калмыкия и др.). Есть регионы, где в каждом районе уже стоит памятник жертвам политических репрессий. Но до сих пор не выявлены точные сведения о местах их захоронения. Недопустимыми являются продолжающиеся попытки объяснить происшедшее особенностями времени или вообще отрицать репрессии как факт нашей истории.

В проекте ФЦП предлагается так называемая «мемориализация», как один из путей к национальному примирению, одна из форм «символических» репараций, которые способствуют восстановлению национального единства и формированию чувства социальной сплоченности у населения, доверия к власти и общественного признания ответственности государства перед гражданами.

Именно на пути «мемориализации» и заложено обеспечение доступности архивных материалов как для потомков репрессированных, так и для исследователей, занимающихся данной проблематикой. А в число ряда объективных сложностей, которые затрудняют процесс формирования целостной мемориальной инфраструктуры включены: 1) различная ведомственная принадлежность массива архивных материалов, касающихся событий, связанных с репрессиями и 2) затрудненный доступ к материалам как лиц, пострадавших от репрессий, и их потомков, так и исследователей в этой области.

Однако, по непонятным причинам, доступ к архивам миновал государственную поддержку, и оказался за бортом единого программно-целевого подхода в реализации ФЦП. В двух сценарных вариантах (инерционном и интенсивным) решения органами государственной власти задач по увековечению памяти жертв политических репрессий отсутствуют единицы измерений целевых индикаторов и показателей работы с архивными документами. Их нет!

Нет доступа к архивам и в основных стратегических целях ФЦП. Лишь в задачи реализации Программы вошло создание условий для свободного доступа к архивным и иным материалам, связанных с вопросами политических репрессий, с учетом требований действующего законодательства РФ.

Надеюсь, вы со мною согласитесь, что создание условий для свободного доступа не означает сам доступ. Не случайно в оценку достижений целей ФЦП по хронологии ее реализации не вошел ни один целевой индикатор оборачиваемости фондов российских архивов.

Притом предполагается достичь результат в увеличении доступности предлагаемых населению услуг по архивному направлению, а также информации, связанной с политическими репрессиями с учетом норм действующего законодательства РФ. А в комплекс мероприятий Программы вошло научно-архивное направление. И средства федерального бюджета предполагается направлять на обеспечение доступа к архивным материалам и проведение научно-исследовательских работ.

Чем может быть объяснена странность, когда, с одной стороны, доступ к архивам миновал государственную поддержку, и оказался за бортом единого программно-целевого подхода в реализации ФЦП, миновал ее основные стратегические цели, не облекся целевыми индикаторами? С другой стороны, – в научно-архивное направление вошли мероприятия с объемами финансирования, содержание которых нарочно не придумаешь. Например, «Проведение учета, паспортизации и инвентаризации, мониторинг состояния и использования мемориальных объектов, посвященных истории политических репрессий». Какое это имеет отношение к архивам то?

Ответ прост! Функции госзаказчика-координатора Программы возлагаются на Минкультуры РФ, госзаказчиков – на Минрегионразвития РФ, Минобразования и науки РФ, Минкомсвязь РФ. К разработке и реализации Программы могут привлекаться Минюст РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ.

Не стоит удивляться тому, что Минкомсвязи РФ займется: 1. Выработкой и принятием единого государственного механизма создания Книг памяти жертв политических репрессий, и создание на их основе единой базы данных жертв политических репрессий, размещение на Интернет-портале Книги памяти. 2. Созданием цифрового контента о жертвах политических репрессий: сохранение и актуализация памяти об истории политических репрессий с помощью сбора и анализа видеоинтервью с бывшими узниками ГУЛАГа и их родственниками, обработкой, оцифровкой и введением в ЕБД протоколов Особого совещания, обеспечением работы Центральной редакции Единой базы данных жертв политических репрессий. Минобразования и науки РФ займется Созданием информационных ресурсов «Книга памяти увековечения жертв политических репрессий в образовательных и научных организациях.

Проект концепции ФЦП «Об увековечении памяти жертв политических репрессий», подготовленный творческим коллективом НОУ ВПО «РосНОУ», проходил рецензирование привлеченными специалистами (экспертами). Количество рецензентов – 3 (три). В результате проведенной работы были получены рецензии с положительной оценкой содержания подготовленного проекта концепции ФЦП. Почему творческий коллектив НОУ ВПО «РосНОУ» обошел вниманием рекомендации?

Окончание следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий