понедельник, 12 ноября 2018 г.

Когда прибыль кредитных организаций заведомо в ущерб действительным интересам потребителей… или что такое «мисселинг» и как Банк России будет с ним бороться

В развитие постов:
https://svdrokov.blogspot.com/2018/10/blog-post_57.html
https://svdrokov.blogspot.com/2018/09/3-14.html
https://svdrokov.blogspot.com/2013/08/g20.html 

Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в рамках возложенных на нее задач осуществления поведенческого надзора за деятельностью профессиональных кредиторов и информационного письма от 27.02.2017 № ИН-01-59/10 «Об информировании граждан при предложении им финансовых инструментов и услуг в кредитных организациях»

Подробно см. (стр.67-68):
http://www.cbr.ru/publ/vestnik/ves170301_025.pdf 

выявлены факты некорректного и/или недостаточного информирования потребителей о возможных рисках инвестирования на финансовом рынке.

Зачастую инвестиционный продукт (в большинстве случаев инвестиционное страхование жизни предлагается клиенту сотрудниками кредитных организаций в инициативном порядке, при отсутствии у клиента изначального намерения его приобрести. В ходе презентации подобных продуктов сотрудники кредитных организаций не предоставляют потребителю необходимую информацию об особенностях и возможной рискованности предлагаемого инвестиционного продукта. При этом в ряде случаев действия сотрудников кредитных организаций направлены на введение потребителя в заблуждение посредством:

- предоставления недостоверной информации о гарантируемой государством, государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» и Банком России возвратности вложенных клиентом средств; - использования в устных консультациях понятия «вклад» применительно к инвестиционным продуктам; - отражения в рекламных/презентационных материалах инвестиционных продуктов символики Банка России и/или АСВ.

Распространяемые в офисах продаж рекламные/презентационные материалы также не позволяют потребителю получить информацию о рисках, присущих соответствующему инвестиционному продукту, поскольку зачастую содержат только сведения о возможной доходности и 100% гарантии возвратности вложенных клиентом средств.

Следует также отметить, что в нескольких отделениях одной и той же кредитной организации процесс реализации инвестиционных продуктов может различаться значительным образом. Это свидетельствует либо о недостаточно качественной организации процесса обучения и неудовлетворительном уровне подготовки сотрудников кредитной организации, либо о влиянии на процесс продаж человеческого фактора и особенностей организации работы в конкретном отделении.

На основе показателей осуществляемого Службой мониторинга, представляется возможным сделать вывод, что значительная часть кредитных организаций при взаимодействии с клиентами, имеющими намерение разместить денежные средства, делает акцент на реализацию инвестиционных продуктов, выстраивая процесс продаж зачастую в ущерб действительным интересам потребителей и не информируя их надлежащим образом обо всех существенных условиях предлагаемого инвестиционного продукта.

Подобные практики могут повлечь не только возникновение у потребителей убытков, о риске наличия которых они не были уведомлены, но и создать предпосылки к утрате доверия к финансовому рынку в целом…

Также просим учесть перечисленные в рамках настоящего письма проблемные позиции при разработке стандартов продаж кредитными организациями финансовых продуктов и финансовых услуг некредитных финансовых организаций.

Дополнительно обращаем ваше внимание, что с 01.01.2019 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», дополняющие перечень мероприятий, осуществляемых Банком России в рамках надзора за деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций новым видом надзорного мероприятия - контрольное мероприятие. Зафиксированные при проведении контрольных мероприятий факты нарушений требований законодательства Российской Федерации и/или нормативных актов Банка России будут являться основанием для применения к поднадзорным некредитным/кредитным финансовым организациям мер воздействия, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 №86-ФЗ, либо Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источник:
https://asros.ru/public/files/19/18208-informatsiyasluzhbypozashchitepravpotrebiteleiiobespecheniyudostupnostifinansovykhuslug.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий