четверг, 27 декабря 2018 г.

Всемирный банк о защите прав потребителей финансовых услуг и новых формах обработки данных помимо кредитной отчетности, в то время как потребитель российских финансовых продуктов провалился в бездну договорных услуг, оформленных по… санитарным правилам и нормативам

ЦБ аннулировал лицензии ООО «Форекс Клуб», ООО «Фикс Трейд», ООО «Трастфорекс», ООО «Телетрейд Групп» и ООО «Альпари Форекс». Во всех пяти случаях действие лицензий прекращается 27 января 2019. До этой даты указанные компании обязаны прекратить профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, кроме совершения действий, связанных с прекращением обязательств перед клиентами, возникших при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Также до 27 января они должны обеспечить возврат имущества клиентам. Лицензии форекс-дилеров были аннулированы из-за нарушений законодательства о ценных бумагах. Так, компании нарушали порядок расчета размера собственных средств, предоставляли Банку России недостоверную отчетность, нарушали порядок составления отчетности, не исполняли предписания ЦБ, следует из сообщения регулятора. Таким образом, на российском рынке остаются четыре форекс-дилера. Кроме того, Банк России сообщил в четверг об аннулировании лицензии финансового агентства "Милком-Инвест" также из-за нарушений законодательства о ценных бумагах. Компания должна прекратить профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг до 27 апреля 2019.

Источник:
https://rg.ru/2018/12/27/bank-rossii-annuliroval-licenzii-krupnyh-foreks-dilerov.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

За двухлетнюю деятельность эти пять компаний привлекли всего 2 тыс. клиентов, активными из которых являются около 470, сообщила журналистам директор департамента рынка ценных бумаг ЦБ Лариса Селютина, передает корреспондент РБК.

Источники:
https://www.rbc.ru/finances/27/12/2018/5c24ce0c9a7947952deaf1e2?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop 
https://www.cbr.ru/finmarket/rbr/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop 

Выдержка из моего обзора научного доклада ВНИИДАД: «Выводы научного доклада иллюстрируют имплицитную составляющую показателей эффективности и результативности проходящей реформы контрольно-надзорной деятельности, вошедшие в Стандарт зрелости управления эффективностью и результативностью и Стандарт качества нормативно-правового регулирования обязательных требований.

Несмотря на то, что Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ содержат перечни правонарушений в документировании информации, ее представления, соблюдения достоверности, сроков и условий хранения и меры ответственности за их нарушения, тем не менее, вопросы управления документами не стали элементами систем риск-ориентированного внутреннего аудита и контроля подавляющего числа федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на уровне разработанных ими Классификаторов нарушений (рисков), выявляемых в ходе контроля сфер деятельности.

В результате знаковые показатели, фиксирующие полноту и действительное положение по учету, соблюдению сроков хранения, формированию документальных фондов, обеспечению сохранности документов, не отражены в списках контрольных вопросов, предназначенных для проведения плановых проверок соблюдения требований законодательства и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, практическое осуществление одного из важнейших аспектов Типового регламента внутренней организации ФОИВ, вошедшего в Порядок планирования и организации работ под названием «Основные правила организации документооборота», остается бесконтрольным и бесхозяйным не только для ФОИВ, но и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей России.

Отрицательные деривативы уже рельефно проявились в цикле базовых стандартов защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (объединяющих микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы), согласованных и утвержденных специализированными комитетами при Банке России за период 2017-2018 гг.

Отныне, в случае предоставления информации на бумажном носителе, саморегулируемые организации в сфере финансового рынка руководствуются Санитарными правилами и нормативами «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых. СанПиН 1.2.1253-03», утвержденными Главным государственным санитарным врачом России 30.03.2003. Они несут обязанность обеспечивать фиксацию и хранение всех инициируемых телефонных переговоров, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, переписки с получателями финансовых услуг через свои официальные сайты. В отношении информации, фиксируемой на бумажном носителе, установлен срок хранения – не менее одного года; на электронном носителе – не менее шести месяцев. Формы фиксации и хранения информации определяются организациями самостоятельно. Применение каких-либо иных законодательных и нормативных актов России в части учета, соблюдения сроков хранения, формирования документальных фондов, обеспечения сохранности документов, не предусматривается…» © С.В. Дроков

Радует, что в сложившихся условиях для потребителей российских финансовых продуктов есть открытые профессиональные площадки, представляющие иную практику в документальном оформлении данных… Всемирный банк опубликовал для открытого обсуждения Financial Consumer Protection and New Forms of Data Processing Beyond Credit Reporting, в котором отмечается:

Новые технологии в сочетании с использованием и обработкой новых типов данных малого, среднего и большого объема могут способствовать финансовой интеграции и приносить выгоды финансовым потребителям. Новые источники данных, а также новые способы обработки таких данных являются ключевым фактором резкого расширения доступа к удобным и адаптированным цифровым финансовым услугам для обслуживаемых, недостаточно обслуживаемых и необслуживаемых потребителей. Они используются для: разработки и реализации «ориентированных на потребителя» (цифровых) финансовых услуг; накопления кредитных баллов для потребителей без официальной кредитной истории или с ограниченной кредитной историей; соответствуют требованиям «Знай своего клиента» (KYC) и их соблюдению; оценки финансовых услуг с учетом профиля риска отдельных потребителей; и минимизации риска мошенничества.

С другой стороны, могут возникнуть проблемы, поскольку существует большое разнообразие личной информации, которая используется и обрабатывается в этом же контексте. Во-первых, традиционные поставщики финансовых услуг, как правило, имеют доступ к формам высокоорганизованных, легко доступных для поиска структурированных данных, включая данные о клиентах – кредитная история и баллы, идентификаторы, демографические данные и данные обследований, а также транзакционные данные. Во-вторых, технический прогресс позволяет использовать другие формы данных, которые являются новыми в том смысле, что они либо не использовались (до недавнего времени) поставщиками финансовых услуг, либо не обязательно связаны с использованием финансовых услуг. К ним относятся, например, данные социальных сетей и данные об использовании электронных денег, эфирном времени, привычках поиска и покупок в интернете, коммунальных платежах, психометрических данных, развлекательных услугах в Интернете, а также данные, используемые для определения рисков, связанных со страхованием.

Некоторые из этих «новых типов данных» также могут быть неструктурированными (например, электронные письма, тексты, аудиофайлы, цифровые изображения, видео и сообщения). И, наконец, общедоступные источники данных из судебных документов и отчетов о банкротстве, всех форм СМИ и списков избирателей, которые также могут быть использованы и приняты во внимание при анализе больших данных.

Риски для потребителей финансовых услуг растут по своему характеру и масштабам по мере расширения использования этих новых типов данных. Недавнее увеличение агрегирования и анализа огромных объемов личной информации из различных источников, а также скорость, с которой она обрабатывается, создают риск того, что отдельные лица будут определяться только ссылкой на данные и алгоритмы, а не на личную информацию. В частности, к основным рискам относятся: неосведомленное и бессмысленное согласие потребителей на использование личной информации; незаконная дискриминация; несправедливая сегментация цен; отсутствие прозрачности в отношении сбора, использования и раскрытия личной информации; недостаточная безопасность данных (чем больше объем хранимых данных, тем больше риски); и неспособность обеспечить эффективный доступ, исправление и механизмы обработки жалоб.

… Личная информация потребителя должна храниться в тайне и безопасности, использоваться только при условии ее точности и с согласия (в соответствии с действующим законодательством). ПВУ G20 FCP также ссылаются на необходимость информирования потребителей о правах на обмен данными, доступ и исправление, а также удаления неточных или незаконно собранных данных. Пересмотренная передовая практика также содержит рекомендации по законному сбору данных, использованию и хранению таких данных, а также обмену данными с третьими сторонами…

Согласие особенно важно в контексте, когда различные типы данных потребителей могут собираться и использоваться различными поставщиками. Анализ условий использования финансовых продуктов показывает, что распространенной практикой является включение положений, допускающих (i) передачу данных дочерним компаниям и партнерам (например, телекоммуникационным компаниям, которые могут обмениваться данными с другими партнерами-поставщиками финансовых услуг); (ii) хранение личной информации, включая транзакционную, обмен сообщениями и данными на срок до пяти лет, но ограничивающее ответственность провайдеров за нарушения данных; и (iii) передача данных из одних юрисдикций другим с целью обработки таких данных…

…новые виды данных, поступающие из различных источников, обычно используются для оценки кредитоспособности в тех случаях, когда финансовая информация о заемщике отсутствует, либо в силу того, что он недавно вступил в формальный финансовый сектор (например, молодые люди или вновь прибывшие иммигранты), либо в силу того, что система кредитной информации не разработана. Неотъемлемый риск неточных и/или недостоверных сведений заключается в том, что результат/оценка достоинства потенциального заемщика может быть ошибочным, что приведет к недооценке способности заемщика погасить кредит… 

Источник:
http://documents.worldbank.org/curated/en/677281542207403561/pdf/132035-WP-FCP-New-Forms-of-Data-Processing.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий