воскресенье, 15 июня 2014 г.

Мария Бочкарева в психоанализе «рока судьбы» американских психиатров

В развитие поста:
http://svdrokov.blogspot.ru/2014/05/blog-post_8749.html

23 июня 2014 РГГУ при поддержке Посольства США в РФ и Института по изучению последствий войн им. Л. Больцмана (Австрия) организует международную научную конференцию «Россия и США в мировых войнах: опыт взаимодействия в условиях глобальных кризисов».

Подал и я свою заявку на участие в конференции на тему: Новые исторические источники о миссии Начальника женского батальона смерти М.Л. Бочкаревой в Америку в психоанализе «рока судьбы». Вот краткие тезисы доклада:

Воссоздание биографики Начальника женского батальона смерти М.Л. Бочкаревой связано с доступом к ее воспоминаниям «Яшка. Моя жизнь крестьянки, офицера и изгнанницы», привезенными мною в Россию из США в 1992. На протяжении десятилетий, предшествовавших этому событию, судьба Марии подменялась кратким отрывком из речи сенатора от штата Делавэр Джозия Оливера Уолкотта 22 февраля 1919, включенным в официальный отчет Овермэнской комиссии сената США, изданный в 1927 в книге «Октябрьская революция перед судом американских сенаторов».

Прочитав книгу Марии Леонтьевны Бочкаревой, понимаешь одну из причин замалчивания ее имени и биографии в советской истории. Как же – «представительниц буржуазии, интеллигенции и выходцев из семей офицеров» возглавила малограмотная русская крестьянка?! Призыв «За веру, царя и Отечество!» объединил «антагонистические классы»?! Об этой особенности переломного исторического момента лета 1917 метко написал Федор Сологуб: «И разделяется народ не на буржуев и пролетариев – перед ужасным явлением всенародного позора и гибели стирается это неумное разделение, – он разделяется на отважных, доблестных, самоотверженных, тех, которые достойны лучшего жребия, – и на изменников и презренных трусов… Умерщвляют слова людская низость и людское невежество».

Но были и другие причины, по которым имя Бочкаревой после Октябрьского переворота 1917 оказалось вычеркнутым из истории России, – неприятие ею революции, сопричастность к белому движению и… миссия в США, связанная с просьбой о помощи для борьбы против власти Советов.

За прошедшее двадцатилетие со времени получения воспоминаний Бочкаревой из Библиотеки Национального Конгресса США мне удалось их опубликовать, выявить и ввести в научный исторический оборот многие обстоятельства визита Марии в Штаты. Например, дату ее вступления на американскую землю, уточнены обстоятельства о встречах М.Л. Бочкаревой в мае 1918 с госсекретарем США Р. Лансингом и министром обороны Н.Д. Беккером, найдена и опубликована протокольная запись встречи Яшки с президентом Америки. О чем я хочу поделиться на этой конференции, еще нигде опубликовано не было…

А подтолкнуло к специализированному исследованию книга Бориса Акунина «Баталiон ангеловъ», которая удивила до боли нелицеприятным портретным описанием Марии в Десятой фильме: «Хоть на груди (большущей, непонятно как втиснувшейся в военную форму) сверкали начищенные кресты и медали, баба прапорщик произвела на Алексея неприятное, даже отталкивающее впечатление. Вся она была каким-то издевательством, глумлением и над боевыми наградами, и над честью мундира. Лицо плоское, грубое, глаза с поросячьими ресницами, голос прокуренный – и видно за двадцать шагов, что вся исполнена сознанием своего величия»…

«Надутая индюшка» – «Бочка» с «большой и сильной, неженской» «лапищей», по мнению автора романа, была «не шибко грамотной». Отмечу, что участница Первой мировой войны Мария Леонтьевна Бочкарева и вовсе была безграмотной, единственно чему научилась, так это с трудом выводить «М. Бочкарева».

То, что так покоробило одного из персонажей Бориса Акунина, «лицо плоское, грубое, глаза с поросячьими ресницами», во время визита Марии Леонтьевны Бочкаревой в Америку наоборот вызвало к себе особо пристальное внимание. И не только ее первого биографа Исаака Дон Левина, который писал: «Меняясь под впечатлением рассказа, Мария проявляла таланты настоящей актрисы. Как вспыхивало в дикой ненависти ее лицо с крупными чертами, особенно когда вспоминала о мучительных испытаниях! Бочкарева действительно получила ранение на фронте до начала революции. Ей удалось скрыться от большевиков; зверства красных особенно сильно врезались в ее память…

Однажды вечером я сопровождал Бочкареву на прогулке по 5-й авеню. В то время когда мы достигли угла, где стояла «Уолдорф-Астория», ныне Эмпайр Стейт Билдинг, позади нас выстроилась группа изумленных прохожих. Это было в час пик! Женщина в мужском костюме, к тому же в военной форме, была для них бесподобным зрелищем. Я, конечно, смутился от всеобщего внимания, но Бочкарева, казалось, привыкла к подобным сценам и продолжала уверенно идти по улице, изредка останавливаясь у витрин магазинов».

10 ноября 1918 было анонсировано исследование «…» представителя Нью-Йоркского психоаналического общества со знакомой для всех почитателей произведений Артура Конан Дойля фамилией Мориарти. Следует подчеркнуть, окончание Первой мировой войны придало новый импульс для научной деятельности общества, основанного в 1911 известным американским психиатром Абрахамом Арденом Бриллом. Ему принадлежат первые переводы на английский язык в США Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга.

Конечно же, физиогномический анализ черт лица Марии Бочкаревой мало что общего имеет с критериями Международной женской премии за мужество, учрежденной в 2007 госсекретарем США Кондолизой Райс. Однако именно образ Начальника женского батальона смерти в начале ХХ века послужил американским психоаналитикам ответом на вопрос: отражается ли война на будущем солдаток, их детях и цивилизации? В чем кроются причины постоянного краха некоторых людей в деловых начинаниях, любви, или того, что входит в емкое понятие «рока судьбы»?

Предлагаю вашему вниманию «описательную» психиатрию с позиций психоанализа, выполненную Левисом С. Мориарти с портрета Марии Леонтьевны Бочкаревой, которую он постоянно называет Верой. Даже не подозревая, что своей невольной ошибкой, или по Фрейду парапраксисом, он обязан всем добродетелям христианства, возводящих женщину из плена коллективной природной необходимости в царство индивидуальной нравственной и интеллектуальной свободы – Надежды, Любови и матери их Софии.

Демонстрируются слайды

Комментариев нет:

Отправить комментарий