четверг, 12 июня 2014 г.

«Современная политика и искусство» о «глубоком и подлинном патриотизме нашего народа» в фильме «Батальон смерти»… прикрыв красной тряпкой георгиевские ленты (окончание)

Начало см.:
http://svdrokov.blogspot.ru/2014/06/blog-post_10.html

Персонажи. Васильков. Кинооператор, снимающий хронику о Первой Мировой войне по приказу генерала Цепляева, возглавляющего контрразведку. Он немногословен, часто смущается, с девушками из батальона вообще не разговаривает – хотя искренне переживает ситуацию раскола в стране и в армии. Его оружие – это кинокамера, на которую он фиксирует все происходящее. Жизнь Василькова обрывается в последнем бою. И последние кадры фильма – это то, что выхватывает объектив камеры Василькова, но уже не его остановившийся взгляд… И не случайно, что именно с кинооператора Василькова начинается наш фильм и им и заканчивается. Ведь кино – это то исключительное по воздействию на умы и сердца средство, которое помогает нам узнать прошлое, осознать настоящее и формировать будущее. В роли Василькова актер М. Митяшин.

Вера Неклюдова. Дочь генерала, всю жизнь пытавшаяся доказать своему кумиру – отцу – что она, девочка, достойна его любви и его гордости. Ведь отец мечтал о сыне... Это и ее внутренняя драма – но это и тот стержень, который определяет характер Веры. Красавица, отказавшаяся от личной жизни, от возможностей построения женского семейного или профессионального счастья – ради продолжения дела отца, который после ранения вынужден оставить службу. Что ж, она подхватывает «знамя» династии – как подхватит знамя полка, выпавшее из рук убитой подруги. Аристократка, оказавшаяся в среди представительниц самых разных сословий, Вера находит в себе силы управлять ими. Стальная дисциплина, железная воля, стоицизм, умение принимать нестандартные решения, прекрасная образованность, высочайший уровень самоотдачи – вот что лежит в основе поступков Веры, и во многом, именно эти качества помогают батальону выстоять. Ее же личное отношение к войне, к врагу, вполне выражается в том, что на шее Вера носит мешочек с ядом – она готова убить себя при угрозе попасть в плен. Ее любовь к Селезневу становится неожиданной для нее самой, позволяет ее характеру раскрыться с новой стороны – и является главной любовной линией фильма. В роли Веры актриса В. Шкирандо.

Селезнев. Поручик, осуществляющий в батальоне Бочкаревой подготовку женщин к воинской службе. Он не понаслышке знает, что такое война, был ранен, комиссован – и сейчас оказывается в сложной ситуации: из абсолютно неподготовленных девушек ему нужно в короткий срок сделать солдат без страха и упрека. Поскольку Селезневу свойственна глубокая внутренняя деликатность, ему непросто с женщинами – ведь он привык в армии иметь дело только с мужчинами. С какой стороны подойти к женщинам? Как помочь им, не обидев неосторожным движением? В качестве «инструктора» Селезнев добивается высоких результатов – батальон оказывается более-менее подготовлен к военным действиям. Но и неожиданно для него самого, в этих условиях он реализуется как мужчина, влюбившись в Веру Неклюдову. В этих отношениях – отношениях первой любви для них обоих – Селезнев открывается как ранимый, тонкий, очень заботливый человек, ему свойственна трогательная нежность – и, в то же время, страстность, готовность отдать жизнь за любимую женщину. Любовь Селезнева и Веры – основная мелодраматическая составляющая фильма, она наполнена потаенной страстью, но с очень светлым оттенком – когда есть место и печали по поводу несбывшихся надежд героев, но есть и осознание того, что даже в корежащих человеческие судьбы условиях войны находится место для любви, света, нежности, вековечной доброты, льющейся через край радости - которых, кажется, хватит на весь мир, хватит даже на то, чтобы победить саму суть войны. И, наверное, где-то на стыке этих чувств и рождается мудрость понимания, что значит быть человеком в полной мере, в любых обстоятельствах. В роли Селезнева актер Н. Аузин.

Тоня. Трогательная девушка с доброй душой, всегда готовая прийти на помощь подругам. Она обладает редким даром чутко улавливать запахи. Она издалека чует – что именно приготовили повара в походной кухне. Способна она и ощутить неуловимое – на своем уровне, уровне запаха: оказавшись рядом с Селезневым и Верой, Тоня улыбается – «счастьем пахнет». Ее способность спасает девушек на фронте: Тоня понимает, что немцы начали газовую атаку, почуяв характерный аромат «яблочек» – так пах один из смертоносных газов, применяемых в Первой мировой. Также с этой героиней связан один из трепетных моментов фильма: девушки, приняв присягу, отправляются на фронт, шагают по городу среди зевак – и через толпы обывателей к колонне пробирается мама Тони, в слезах обнимает ноги дочери. Их прощание глубоко трогательно – оно вносит в общий патриотический настрой сцены и лиричные, и горькие ноты. В роли Тони актриса М. Макарова.

Дуся. Про таких говорят – гром-баба. Недюжинной силы деревенская тетка, она и на медведя ходила, и порядок в своей деревне навела – запретив мужикам поднимать руку на женщин и детишек. При этом – сердце ее нежное и жалостливое, и смотреть спокойно на то, что происходит в деревнях во время войны и распада страны она не может. Вот и пришла в батальон – хоть что-то сделать, хоть как-то изменить то, с чем не может смириться ее сердце. Несмотря на свою невероятную силу, Дусе точно также, как и всем, свойственно чувство страха во время боя – и чтобы преодолеть его, она входит в такой раж, что потом еще долго не может остановиться. В роли Дуси актриса Я. Малинчик.

Бочкарева. Эта женщина наделена большой духовной, физической и эмоциональной силой. История ее жизни изобилует опасными и зачастую авантюрными событиями, выковавшими ее характер – крестьянка по происхождению, она сбегала от мужа-алкоголика, который пытался ее повесить, ее заставляли силой и обманом – но безуспешно – работать в публичном доме, она влюбилась в разбойника, пошла за ним на каторгу в Сибирь, она сумела добиться, чтобы ее отправили на фронт, и после одного из сражений лично вынесла около 50-ти раненых, за что получила «Георгиевского кавалера». В какой-то степени разочарование в типичной женской доле, доступной женщинам в тот исторический период (дети, кухня, семья), но и в большой мере личное неравнодушное отношение к судьбе России, привели Бочкареву к осознанию, что в ее жизни есть лишь одна цель и один смысл – служение Отечеству. И когда ее желания совпали с потребностями государства, она отдалась новому делу – созданию Женского батальона. В роли Бочкаревой актриса М. Аронова.

Надя. Нежная, тонкая, талантливая певица, мечтающая об оперной карьере и достойная лучших оперных сцен – она кажется совершенно не приспособленной к воинскому делу. Однако, узнав о гибели жениха, Надя принимает решение пойти в батальон. Здесь, конечно, есть желание отомстить за Петю, но главное – это поиск собственного нового смысла жизни, когда старый перестал существовать. За внешней хрупкостью этой девушки обнаруживается душевная твердость – но даже физическая закалка дорого обойдется Наденьке, не привыкшей к серьезным испытаниям. Ей свойственна глубокая нежность, доброта способность позаботиться о других – они проявляются спонтанно, когда кому-то нужна помощь. Чаще всего – Фроське, бывшей служанке Нади. И если раньше Фроська заботилась о Наде, то теперь жизнь распорядилась иначе – и уже Надя оказывает помощь Фроське, движимая не чувством долга, а искренним желанием облегчить путь подруге. В прямом смысле облегчает путь всему батальону и вокальный талант Нади – ее пение всем поднимает настроение. В роли Нади актриса А. Кучкова.

Фроська. Служанка Нади. Веселая, выносливая, хитроватая, но добросердечная. Мать Нади щедро заплатила ей, и приказала вернуть дочь из батальона домой. Фроська честно старается отработать полученные дары, но в процессе прохождения подготовки в батальоне сталкивается с непривычной, новой для себя ситуацией: здесь она не прислуга, а равная со всеми остальными. Фроська впервые чувствует, что значит быть свободным человеком. Да, внешне эта свобода существует внутри жестких рамок воинской дисциплины, но внутренне Фроська раскрепощается. И ее желание остаться в батальоне – вместе с Надей, которая была ее хозяйкой, а теперь стала подругой – уже проистекает из личной, глубинной необходимости, уже является ее личным выношенным желанием. Фроська любит поныть-пожаловаться, но в трудную минуту на нее можно положиться, да и шутками, и своей непосредственностью она не раз вселяет в подруг бодрое расположение духа. В роли Фроськи актриса И. Рахманова.

Дюймовочка. Маленького роста, но большой смелости девушка. Из простых, родившаяся в крестьянской семье, но нашедшая работу в пригороде Петрограда, побывавшая и прислугой-нянькой – и на заводе успевшая поработать, Дюймовочка чувствует себя вполне самостоятельной. Решение вступить в батальон обусловлено неизбывным внутренним любопытством, присущим этой героине. Ей интересно все – и даже то, что с батальоном можно попасть в другие места страны, а то и мира. Да, она – как и все – патриотически настроена, но любить ей хочется больше, чем убивать. И когда она влюбляется в прапорщика Алешу, то ее верность и сила характера проявляются даже в том, что она не выдает своего возлюбленного под угрозами Бочкаревой. Она проста и открыта к общению, может лихо пошутить, сама смешлива – и трагическая ирония судьбы в том, что именно это губит Дюймовочку: когда она сопровождает пленного немца в штаб, тому удается рассмешить девушку, и она на мгновение теряет бдительность. Это и становится роковым для ее жизни. В роли Дюймовочки актриса М. Антонова.

Свистунова. Свистунова из фабричных работниц – наглая и ушлая девка. Под влиянием большевистской пропаганды уже усвоила, что «права имеет», но распоряжаться ими еще не научилась. Ее личный мотив для вступления в батальон – проявить свои лидерские амбиции. Ей нравится власть – но понятия справедливости ей незнакомы. Едва получив возможность командовать, Свистунова тут же пытается разбить батальон на коалиции по сословному признаку. Это вовремя пресекают и Вера, и Бочкарева – и Свистунова затаивает злость. При первом удобном случае Свистунова доносит на Бочкареву, жалуясь на рукоприкладство. В роли Свистуновой актриса П. Дудкина.

Керенский. В тот исторический момент, к которому относится наша кинокартина, Александр Керенский возглавлял Временное правительство. Это был человек и увлекающийся, и способный увлечь. Но, будучи мастером произносить великолепные речи, он не был дальновидным политиком. Однако именно он «дает добро» на формирование батальона Бочкаревой, он убежденно верит в то, что женщины смогут переломить ситуацию на фронте, сделают то, что не под силу было мужчинам – воинам и политикам. В чем-то прожектер, в чем-то искренне наивный и заблуждающийся человек, он тем не менее, свято любил Россию. Эти черты Керенского вошли в историю, они же получат отражения и в нашем фильме. В роли Керенского актер М. Башаров.

Брусилов. Генерал Брусилов Алексей Алексеевич отличался крайне непростым характером. Он никогда не был обаятельным человеком и, скорее, отпугивал, чем притягивал людей. Его надменность раздражала аристократов и генералитет. Однако, солдаты любили его. Кто-то считал его чуть ли не плебеем, другие, наоборот, причисляли к сливкам высшего света. В целом, большинству он казался просто выскочкой. В нашем фильме персонаж Брусилова весьма важен: в одном из начальных эпизодов он принимает на себя обязанности главнокомандующего, а впоследствии отдает приказ о наступлении – благодаря которому женщины из батальона Бочкаревой стали подлинными героями и вошли в историю Отечества. Несмотря на то, что в фильме Брусилов появляется на короткое время, но по факту – в исторических реалиях – во многом, именно в эти моменты решалась политическая судьба России – а значит, и судьба батальона. В роли Брусилова актер В. Зайцев.

Татищева. Графиня, решившая послужить Отечеству – но не умеющая сама обходиться без служанки. Она записывается в батальон вместе с девушкой-прислугой – так как сама не может ни форму себе ушить, ни вообще выполнять какую-либо физическую работу. Да, ее можно назвать неженкой – ведь она девушка из самых высших слоев общества. Но также – в силу воспитания и социального статуса – она обладает стальным чувством собственного достоинства. Поэтому в батальоне сразу вызывает к себе неприязнь со стороны других девушек, большинство которых – из «простых». Татищева не позволяет повышать на себя голос – даже если ей приказывает командир батальона. За что, собственно, ее и выгоняют. На фронт графиня Татищева не попадает – и, вероятно, это к лучшему и для нее, и для батальона – ведь неженка-гордячка, не умеющая подчиняться суровой воинской дисциплине, не умеющая смирить свою личную гордость ради общего дела, не смогла бы элементарно выжить в боевых условиях. Тем не менее, такая героиня вносит свою уникальную краску в общую палитру женских персонажей. В роли Татищевой актриса М. Кожевникова.

Цепляев. Цепляев Алексей Леонидович – полковник разведки, непосредственный начальник кинооператора Василькова. Именно по его приказу Васильков осуществляет документальное фиксирование на пленку событий с фронта, именно по его инициативе эти кадры демонстрируются в Главном штабе. Цепляев – человек, не терпящий лишних слов, для него важны факты. Ведь только с их помощью можно осознать глубину пропасти, в которой оказалась российская армия – но только лишь точно понимая действительность, можно рассчитать дальнейшие действия и вывести фронт из тупика. Искренне переживая за ситуацию, сложившуюся в стране, он, тем не менее, практически никак не комментирует это – возлагая надежды на то, что кадры кинохроники скажут Временному правительству и высшему венному командованию больше, чем его слова. Личным подвигом выглядит его решение самому пройти на фронт, принять участие в военных действиях – когда он понимает, что на своем посту больше ничего не может сделать, что в качестве полковника разведки, офицера его возможности исчерпаны. Но как мужчина он готов защищать страну - и женщин, сражающихся на передовой. В роли Цепляева актер Е. Дятлов.

1 комментарий: