воскресенье, 5 октября 2014 г.

ОБСЕ: Практические руководства о преступлениях на почве ненависти

Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Международная ассоциация прокуроров (МАП) в сентябре 2014 опубликовали «Prosecuting Hate Crimes. A practical guide». В Практическом руководстве «Преследование преступлений на почве ненависти» подчеркивается, что такие преступления, совершенные на основе предрассудков и нетерпимости, уголовно подсудны. Они происходят в каждой стране и часто имеют особенно насильственный характер, и, таким образом, представляют собой серьезную угрозу, как для жертв, так и для общества.

Это руководство разработано, чтобы помочь прокуратурам распознавать и понимать преступления на почве ненависти и их эффективное преследование. ОБСЕ является крупнейшей в мире региональной организацией по безопасности, состоящей из 57 государств-участников. Совет министров ОБСЕ неоднократно заявлял, что преступления на почве ненависти нарушают не только индивидуальные права человека, но и обладают потенциалом, способным привести к конфликту и насилиям в более широком аспекте. С 2003, государства-участники ОБСЕ приняли на себя ряд обязательств по пресечению преступлений на почве ненависти. В частности, «... укреплять подготовку всех секторов системы уголовного правосудия – правоохранительных органов, прокуроров и судей».

Международная ассоциация прокуроров (IAP) является единственной во всем мире организаций для прокуроров. Она была создана в 1995 для улучшения, в частности, сотрудничества в области преследования транснациональной преступности и разработки стандартов для прокуроров.

Данное руководство составлено в качестве дополнительного инструмента для улучшения расследования и судебного преследования преступлений на почве ненависти. Разработанное специалистами из различных стран во всем регионе ОБСЕ, руководство имеет отношение к различным правовым системам и законодательным рамкам. Документ стремится объяснить воздействие преступлений на почве ненависти, выделив особенности по сравнению с другими преступлениями. В нем также представлены наиболее распространенные вопросы, которые возникают у прокуроров в отношении доказательства побуждающих мотивов, отличительных факторов преступлений на почве ненависти.

Потенциальные бенефициары для этого руководства включают: - Фронтовых прокуроров, а также следователей, полицию и судей, которые занимаются сбором доказательств мотивации или судят о достаточности доказательств; - Политиков, проводящих политику и программы, чтобы помочь прокурорам стать более эффективными в своих обязанностях; - Членов гражданского общества, которые, возможно, пожелают, понять преступления на почве ненависти для информирования общественности; и - Представителей общин, которые могут быть уязвимы для преступлений на почве ненависти.

Руководство написано для использования во всех типах систем уголовного правосудия, как с точки зрения различных правовых моделей (гражданского или общего права, или их комбинаций), так и различных законодательных рамок, ролей и функций прокуратуры в системах региона ОБСЕ.

Источник:
http://www.osce.org/odihr/prosecutorsguide?download=true

Хочу напомнить об опубликованном в 2009 Практическом руководстве «Законодательство против преступлений на почве ненависти», раскрывающим мотивы преступлений, связанные с проявлениями нетерпимости в форме насилия. Эти преступления имеют глубокие последствия не только для непосредственных жертв, но для групп, с которыми жертвы себя идентифицируют.

Преступления на почве ненависти подрывают сплоченность общества и социальную стабильность. Поэтому решительные меры реагирования на них очень важны для обеспечения безопасности как отдельных лиц, так и целых сообществ. От других видов уголовных преступлений преступления на почве ненависти отличаются мотивом, которым руководствуется преступник. Поскольку для установления основных элементов состава преступления мотив обычно несущественен, его расследование редко проводится с достаточной тщательностью, необходимой для выявления истинной причины преступного деяния. Если в системе уголовного права понятие «преступление на почве ненависти» отсутствует, то соответствующий мотив не признается в качестве признака состава преступления, и вследствие этого существование преступлений на почве ненависти остается незамеченным.

Как правило, в странах, имеющих эффективные системы сбора данных, статистика показывает более высокий уровень преступлений на почве ненависти по сравнению с теми странами, где эффективные механизмы сбора данных отсутствуют. Тем не менее, при недостатке официальной статистики данные, полученные из общественных опросов, от НПО и из других источников, могут показать наличие данной проблемы, которую не обнаруживают и не исследуют имеющиеся системы сбора статистической информации.

Независимо от того, приняты государством отдельные законы против преступлений на почве ненависти или нет, такие преступления все равно совершаются и оказывают серьезное воздействие на жертв и на членов сообществ, к которым жертвы принадлежат. Ущерб от преступлений на почве ненависти можно сократить, обучив сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры и суда распознавать такие преступления и эффективно реагировать на них. Несмотря на то, что во многих странах ОБСЕ законы позволяют ужесточать наказания в случае совершения преступления на почве ненависти, эти законы применяются непоследовательно. Ясные, конкретные и простые для понимания законы повысят вероятность их применения правоохранительными органами.

Кроме того, эффективное законодательство создает в стране такие условия, в которых выявляются факты преступлений, и осуществляется сбор данных. Хотя наличие законодательства – лишь часть решения проблемы преступлений на почве ненависти, в сочетании с другими инструментами оно может стать мощным катализатором изменения социальных установок в обществе. Задача настоящего руководства – в простой, ясной и доступной форме дать государствам ориентиры для разработки законодательства против преступлений на почве ненависти. Приводя примеры передового опыта, и выявляя существующие риски, рекомендации, тем не менее, избегают директивного подхода. Преступления на почве ненависти связаны с конкретным социальным контекстом, и законодательство обязано учитывать этот факт.

В части I обосновывается необходимость законодательства против преступлений на почве ненависти и приводится общая информация по основным вопросам в данной области. Многие проблемы изложены очень кратко, так как они подробно рассматриваются в части II. Часть II посвящена разработке законодательства и включает примеры из практики различных государств. В ней рассматриваются основные стратегические вопросы, стоящие перед авторами законопроектов, и даются комментарии по поводу последствий принятия различных вариантов решений. В конце раздела приводится список основных рекомендаций. Часть III содержит список ресурсов, с которыми могут дополнительно ознакомиться заинтересованные читатели.

Источник:
http://www.osce.org/ru/odihr/36427?download=true

Дополнительно см.:
Преступления на почве ненависти в регионе ОБСЕ: инциденты и меры реагирования. Годовой отчет за 2012
http://tandis.odihr.pl/hcr2012/pdf/Hate_Crime_Report_full_version_RU.pdf
Годовой отчет за 2011
http://tandis.odihr.pl/hcr2011/pdf/Hate_Crime_Report_2011_RUS.pdf
Годовой отчет за 2010
http://tandis.odihr.pl/hcr2010/pdf/Hate_Crime_Report_full_version.pdf
Hate Crime Data-Collection and Monitoring Mechanisms. A Practical Guide
http://www.osce.org/odihr/datacollectionguide?download=true
Преступления на почве ненависти: предотвращение и реагирование – Методическое руководство для НПО в регионе ОБСЕ
http://www.osce.org/ru/odihr/39822?download=true

Комментариев нет:

Отправить комментарий