вторник, 1 февраля 2011 г.

В защиту компетентности ООН

Пост http://svdrokov.blogspot.com/2011/01/blog-post_25.html прошел обсуждение в профессиональной среде, которое коснулось (помимо лингвистических особенностей перевода на русский язык) компетентности Европейской экономической комиссии ООН. «Кто всерьез считает эту самую комиссию сколько-нибудь компетентным органом? Кто про нее хотя бы слышал? :)» – был задан конкретный вопрос.

В сентябре 2010 г. на форуме одного из российских ПК комитетов по стандартизации также высказывалась точка зрения: «ООН сама по себе, ИСО и МСА – сами по себе. Друг другу эти организации не подчиняются. ООН, к тому же, невеликий авторитет в вопросах стандартизации, равно как и в вопросах управления документами. МСА не советует ООН, как поддерживать мир во всем мире, ну и ООН незачем навязывать свое мнение вне сферы своей компетенции». «СЕФАКТ работает, мягко говоря, не слишком продуктивно…»

Возьму на себя смелость заступиться за ООН и вспомнить (купировано) один документ из цикла, подготовленных ЕЭК ООН. Речь пойдет о рекомендации от марта 1979 г. № 14 «Исследование относительно удостоверения подлинности внешнеторговых документов средствами, помимо подписи» (Женева).

Обращаю внимание на то, что на IX сессии РГ по упрощению процедур международной торговли 1979 г., также как и в декабре 2010 г. на XVI сессии правопреемника РГ в «лице» СЕФАКТ, присутствовали представители СССР-России, а также ЕС и ИСО. Можно сказать, 30-летие содружества (ли). И положа руку на сердце, не понимаю причин агрессивного натиска на российский рынок всевозможных a-lá «стандартов» таковыми не являющимися, в которых не найдем ни одной ссылки на документы организаций ООН. Впрочем, не услышим и из представительных уст европейских эмиссаров…

Итак, в марте 1979 г. РГ по упрощению процедур международной торговли рекомендовала правительствам и международным организациям, ответственным за соответствующие межправительственные соглашения, изучить национальные и международные документы, содержащие требования в отношении подписи на документах, необходимых в международной торговле, и рассмотреть возможность внесения в случае необходимости в такие положения изменений, с тем, чтобы информация, содержащаяся в документах, могла подготавливаться и передаваться с помощью электронных или других автоматических средств передачи данных, а требование в отношении подписи могло бы быть удовлетворено путем заверения подлинности, гарантируемого используемыми при передаче данных средствами.

Подпись на внешнеторговых документах служит трем основным целям: i) указывает на источник данного документа, т.е. на составителя; ii) подтверждает информацию, содержащуюся в документе; и iii) подтверждает ответственность подписавшегося за правильность и/или полноту информации, содержащейся в данном документе. Подпись несет в себе элемент доказательства, который фактически составляет неоспоримую юридическую силу документа и передаваемых данных. В случаях, когда существует формальное требование наличия подписи на документе, ее главная функция заключается в заверении подлинности содержания данных.

Для того чтобы данные, передаваемые с помощью электронных или других автоматических средств были приемлемыми – в качестве действительных с юридической точки зрения документов – необходимо заменить подпись альтернативным методом заверения подлинности. В общем случае затрагиваются интересы следующих кругов: а) торговых, б) транспортных, в) финансовых и г) официальных.

Если очевидно, что подпись можно заменить, почему же мы так привязаны к ней? Причиной этого является надежность доказательства, каковым является подпись. Документы, представляемые на рассмотрение суда, считаются действительными с юридической точки зрения лишь в том случае, если они признаются лицом, которое подтверждает, что подписало их.

Подпись широко применяется и будет применяться по самым различным причинам: i) в коммерческих документах: главным образом для предоставления доказательства в суде, зачастую для соблюдения существующих (или предполагаемых) требований в национальном законодательстве по вопросам торговли; ii) в транспортных документах: зачастую для соблюдения существующих национальных и/или международных положений, требующих наличия подписи на договорах перевозки и других транспортных документах; iii) в официальных документах: главным образом для получения доказательства содержания данных путем идентификации (юридического) лица, ответственного за предоставленную информацию.

В целом, электронные и другие автоматические методы представляют собой в высшей степени точные и надежные средства передачи данных. Сохранность данных может быть обеспечена путем ограничения доступа к данной системе в результате использования, к примеру, пропусков, паролей, словесных кодов, специальных значков и других методов. Идентификация сторон может быть обеспечена путем заранее оговоренных кодов. Кроме вышеуказанного кода доступа, пользователи системы (передачи данных) должны также знать методы составления своих сообщений. Условия использования какой-либо системы зачастую называются протоколами.

Наряду с подписанным протоколом надежная и доступная для проверки процедура идентификации могла бы обеспечить доказательство в суде, и это доказательство по своей ценности стояло бы на одном уровне с подписью. Практически невозможно полностью предотвратить попытки мошенничества, однако, по-видимому, легче подделать подпись, чем заниматься обманными действиями, направленными на фальсификацию источника сообщения в хорошо продуманной вычислительной системе. Тем не менее, сведения, хранящиеся в памяти ЭВМ, должны сохраняться на случай, если они потребуются для использования в судебном разбирательстве.

Надежным заменителем подписи могли бы стать вычислительные системы, предоставляющие поддающиеся проверке гарантии в отношении идентификации сторон; последние могли бы обязаться признавать сообщения, обмен которыми происходит в данной системе, и подписать с этой целью письменное соглашение.

Источник: http://arhiv.inpravo.ru/data/base167/text167v514i674.htm
Дополнительно см.: «Компендиум международных договоров, норм и стандартов Европейской экономической комиссии ООН» http://www.unece.org/leginstr/UNECE_Legal_instruments_R.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий