вторник, 25 января 2011 г.

«Дематериализованный» документооборот и управление цифровыми документами: Функциональные рекомендации ЕЭК ООН



8-10 декабря 2010 г. в Женеве состоялась XVI сессия Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронными деловыми операциями (СЕФАКТ), в которой приняли участие представители стран: Австралии, Азербайджана, Беларуси, Венгрии, Германии, Грузии, Ирландии, Испании, Италии, Казахстана, Кипра, Китай, Нидерландов, Норвегии, Республики Корея, Республики Молдова, Российской Федерации, Сенегала, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Таджикистана, Украины, Финляндии, Франции, Швеции и Японии; представители ЕС и ЕврАзЭС, а также неправительственные организации ГС1 и ИСО.

В качестве наблюдателей присутствовали представители Росстандарта и Института проблем информатики РАН. В соответствии с п.7 повестки дня, по просьбе российской делегации, Пленарная сессия постановила представить государствам-членам некоторые проекты Рекомендаций и приложения к ним для межсессионного утверждения при установлении периода утверждения, заканчивающегося 11 февраля 2011 г. (Решение 10-04).

Пленарная сессия постановила: все рекомендации публикуются в качестве рекомендаций Европейской Экономической комиссии (ЕЭК) ООН (Решение 10-06).

Рекомендация № 37 «Рекомендация в отношении функциональной совместимости подписанных цифровых документов» (SDEIR «Signed Digital Evidence Interoperability Recommendation») направлена на обеспечение большей функциональной совместимости цифровых документов, заверенных электронной подписью, в целях содействия развитию безбумажной международной торговли.

В Рекомендации сформулирован ряд функциональных требований, которым должны соответствовать подписанные цифровые документы в части их построения, а также в части взаимосвязи между подписанным контентом, сертификатами подписантов и подписями.

Рекомендация не затрагивает правовых аспектов электронных подписей, которые рассматриваются на международном уровне в других документах; вопросов, касающихся семантики, удобства пользования или толкования подписанного контента. Настоящая Рекомендация не противоречит Рекомендации 14 ЕЭК ООН «Удостоверение подлинности внешнеторговых документов средствами помимо подписи».

В основу настоящей Рекомендации положен функциональный, а не технический подход к созданию и проверке подписанных цифровых документов, позволяющий акцентировать внимание прежде всего на предмете, а не на методе.

Настоящая Рекомендация содержит ряд простых стандартных требований, которые должны соблюдаться коммерческими, административными и финансовыми структурами при обмене защищенными документами и которые могут подкрепляться различными стандартными технологиями и продуктами, включая программы с открытым кодом.

Ее целями являются:
- повышение эффективности и надежности процедуры проверки подписанных цифровых документов, полученных от других сторон;
- повышение функциональной совместимости подписанных цифровых документов, что в свою очередь должно способствовать укреплению доверия;
- скоординированное расширение возможностей для ускорения темпов перехода на безбумажные технологии.

Цель настоящего документа состоит в ускорении процесса «дематериализации» документооборота путем содействия созданию, проверке и обеспечению функциональной совместимости электронных документов, имеющих доказательственную ценность, и их интеграции в прикладные программы для ведения деловых операций.

Дополнительно см.: http://svdrokov.blogspot.com/2011/01/blog-post_2124.html

Настоящий документ предназначен главным образом для организаций и частных лиц, которым приходится решать проблемы, связанные с:
- обменом подписанными цифровыми документами в открытом режиме;
- выбором формата подписанного цифрового документа, который был бы приемлемым в контексте соответствующего проекта по дематериализации документооборота;
- мониторингом информационных технологий на предмет их возможного использования для целей цифровых подписей и архивирования документов, имеющих доказательную ценность;
- обеспечением функциональной совместимости, обратимости и действительности подписанных цифровых документов.

Важные различия между цифровыми и бумажными документами состоят в следующем:
- бумажные документы не всегда содержат информацию, идентифицирующую подписантов;
- бумажные документы, как правило, не содержат информации, идентифицирующей предшественников подписантов;
- подписанные бумажные документы, как правило, содержат собственноручную подпись подписанта, тогда как цифровая подпись под электронным документом не имеет графической формы. Обычно только компьютерная программа способна произвести сложные математические расчеты, необходимые для проверки цифровой подписи.

Приложение А (ненормативное): Функциональные имплементационные требования, Приложение В (ненормативное): Руководящие принципы, касающиеся технического решения, реализующего требования рекомендации, Приложение С (нормативное): Криптографические алгоритмы.

Источник: http://www.unece.org/cefact/cf_plenary/plenary10/DocumentList_2010.html
(открыть русскую версию downloan all parliamentary documents – 6-й по номеру вложения)

Любопытно, что в Российской Федерации в сентябре 2010 г. обсуждался авторитет нормативных документов и СЕФАКТ и ЕЭК ООН в рамках форума ПК6 (следует зарегистрироваться, чтобы получить доступ). Кто же в Российской Федерации в срок до 11 февраля 2011 г. проводит (ли) межсессионное утверждение Рекомендации № 37 ООН: Росстандарт, Институт проблем информатики РАН, ТК-МТК-22, ПК6?..

2 комментария:

  1. В РФ данным вопросом занимается Минкомсвязи. Конкретно - Домрачев А.А.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за информацию. Сознаюсь, информация удивительная, т.к. в соответствии с положением о Минэкономразвития РФ, данным направлением должна заниматься специализированная рабочая группа от лица России. Если уважаемый А.А. Домрачев "олицетворяет" Россию, что ж... порадуемся за нее :))

    ОтветитьУдалить