вторник, 13 декабря 2011 г.

ВНИИДАД – Единый национальный орган по аккредитации производителей и поставщиков информационных систем делопроизводства, электронного документооборота и историко-культурного наследия народов в России

Что послужило мне основанием для формулировки названия поста?

Во-первых. В соответствии с Правилами оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно- конструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2009 № 312, Методикой оценки результативности деятельности научных организаций, находящихся в ведении Росархива, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденной по согласованию с Министерством образования и науки РФ приказом Росархива от 27 января 2011 № 14 (зарег. Минюстом РФ 10 марта 2011 № 20042),

и на основании заключения образованной приказом Росархива от 28 марта 2011 № 24 Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, находящихся в ведении Росархива, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения от 1 августа 2011, ВНИИДАД отнесен к I категории – научные организации-лидеры.

Во-вторых. Признана значительная и стабильная работа ВНИИДАД за период 2006-2010 в области фундаментальных теоретических и прикладных исследований отраслевого и межотраслевого характера по документоведению и архивоведению.

Источник:
http://www.vniidad.ru/Downloads/news/prikaz22.08.2011.pdf

В-третьих. ВНИИДАД системно и на протяжении ряда лет ведет работу Подкомитета № 4 «Управление документацией» в ТК Ростехрегулирования № 191 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Данная деятельность гармонизирована сотрудничеством с Международной организацией по стандартизации (ИСО) и осуществляется по следующим направлениям: - участие в разработке международных стандартов по управлению документами в рамках деятельности ИСО; - подготовка официальных переводов международных стандартов в сфере управления документами; - разработка национальных стандартов РФ по управлению документами на основе международных стандартов ИСО; - разработка стандартов РФ в предметной области «делопроизводство/документационное обеспечение управления».

В-четвертых. При ВНИИДАД действует Научный и методический центр организации стандартизации документационного обеспечения управления – сектор стандартизации управления документацией отдела документоведения.

В-пятых. Ведущие российские эксперты по управлению документами ВНИИДАД являются полноправными членами подкомитета 11 «Управление архивами/документами» ТК 46 Международной организации по стандартизации (ИСО/ ТК 46 /ПК 11) с правом голоса от Российской Федерации.

Источник:
http://www.vniidad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1338&Itemid=608

В-шестых. ВНИИДАД утвержден исполнителем ответственных государственных мероприятий по реализации Программы информатизации архивного дела на 2011-2020:
- Разработка требований к типовым автоматизированным системам архивов и создание их прототипов; - Создание и модернизация типовых автоматизированных систем по основным направлениям деятельности федеральных архивов; - Проведение НИР и НИОКР по определению стандартных требований к сканирующему оборудованию; - Осуществление НИР и НИОКР по определению стандартных требований к результирующему файлу (после сканирования); - Осуществление НИР и НИОКР по определению стандартных требований к носителям цифровой информации.

Источник:
http://archives.ru/programs/informatization.shtml

В-седьмых. ВНИИДАД является признанным непременным и авторитетным членом многочисленных научных профессиональных сообществ в области фундаментальных теоретических и прикладных исследований отраслевого и межотраслевого характера по документоведению и архивоведению и «околонаучных» гильдий и т.п.

В-восьмых. Решением Совета глав правительств СНГ от 18 сентября 2003 ВНИИДАД был присвоен статус базовой организации по переподготовке и повышению квалификации кадров по архивоведению, документоведению и документационному обеспечению управления государств-участников СНГ.

Источник:
http://www.vniidad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1167&Itemid=617

К сожалению, следует признать, что в России созданию независимой системы аккредитации органов по оценке соответствия информационных систем делопроизводства, электронного документооборота и историко-культурного наследия народов, соответствующих приоритетным требованиям государственной политики в развитом информационном обществе, не уделялось достаточного внимания, и, как правило, протекало в дискурсном обсуждении.

Между тем, аккредитация способна уменьшит риск для правительств, бизнеса и потребителей, граждан, обеспечивая с помощью непредвзятого надзора, требования государственной политики, сопряженными с общемировыми и европейскими критериями.

Система взаимного признания аккредитации основана на надлежащей деятельности систем аккредитации органов, которые подписывают соглашение о признании, гарантирующее единообразие аккредитации путем проведения непрерывного и тщательного оценивания.

Оценивание основывается на параллельной оценке сторон, подписавших соглашения о признании, заявителей и органов, аккредитованных ими, путем подтверждения соответствия по согласованным критериям, включая независимость от коммерческой мотивации. Положительный результат указанной регулярной оценки является необходимым условием для получения и поддержания членства в международных организациях.

Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2011 № 751 «О внесении изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти», от 28 ноября 2011 № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 2 сентября 2011 № 221 «Об утверждении требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения» (зарег. в Минюсте РФ 15 ноября 2011 № 22304) и другие законодательные и норморегулируемые акты определяют

задачи (в т.ч.) выпуска отечественными изготовителями высококачественных, безопасных конкурентоспособных информационных систем делопроизводства, электронного документооборота и историко-культурного наследия народов, соответствующих приоритетным требованиям государственной политики информационного общества России.

Способность России продавать произведенный в ней товар/услугу характеризует благосостояние страны, темпы протекающих в стране социальных и экономических реформ, что в конечном итоге влияет на налаживание взаимовыгодных и равноправных партнерских взаимоотношений с другими странами.

Важным шагом на пути создания условий свободной торговли является международное признание результатов работ, выполняемых органами по оценке соответствия России. А в соответствии с нормами законодательства Европейского Союза и вступившим в 2010 в действие Регламентом Европейского парламента и совета от 9 июля 2008 № 765/2008/EC, устанавливающим требования к аккредитации и надзору за рынком относительно размещения продукции в торговой сети, органы по оценке соответствия (лаборатории и органы по сертификации) третьих стран, выдающие результаты об оценке соответствия на поставляемую на рынок Европы продукцию, с целью признания результатов их деятельности, должны быть аккредитованы органом по аккредитации, признанным в Европейском Союзе и являющимся членом Европейской организации по аккредитации.

В связи с этим основной задачей стоящей перед аккредитацией производителей и поставщиков продукции, результирующей фундаментальные теоретические и прикладные исследования отраслевого и межотраслевого характера по документоведению и архивоведению в России и ВНИИДАД, ее осуществляющим, является соответствие международным требованиям и подписание соглашений с международными организациями о признании ВНИИДАД Единым национальным органом по аккредитации производителей и поставщиков информационных систем делопроизводства, электронного документооборота и историко-культурного наследия народов в России.

Аккредитация ВНИИДАД по оценке соответствия требований к информационным системам делопроизводства, электронного документооборота и историко-культурного наследия народов, построенная на единых международных принципах и соответствующих соглашениях о взаимном признании результатов работ по аккредитации, может обеспечить реализацию целей аккредитации и будет способствовать развитию не только торговли и обмену услугами, но и стимулированию научной деятельности, а также непрерывному образовательному процессу.

Что же может случиться, если отказаться от признания ВНИИДАД Единым национальным органом по аккредитации производителей и поставщиков информационных систем делопроизводства, электронного документооборота и историко-культурного наследия народов в России? Статья 4 Главы II Регламента Европейского парламента и совета от 9 июля 2008 № 765/2008/EC отвечает на вопрос недвусмысленно:

«В том случае, если государство-член не считает экономически целесообразным или обоснованным создание национального органа по аккредитации или оказание каких-либо услуг по аккредитации, оно должно, по мере возможности, прибегать к услугам национального органа по аккредитации другого государства-члена».

О последствиях см.:
http://svdrokov.blogspot.com/2011/12/blog-post_09.html

Впрочем, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации», в России создана специальная служба, «осуществляющая функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Росаккредитация является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации».

Источник:
http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/designelements/rosakkred/index

Постановление Правительства от 17 октября 2011 № 845

http://правительство.рф/gov/results/16812/

Дело за «малым» – подать ВНИИДАД комплект документов на аккредитацию Единым национальным органом по аккредитации производителей и поставщиков информационных систем делопроизводства, электронного документооборота и историко-культурного наследия народов в России…

Обсуждение поста вынесено за рамки блога, без моего уведомления. Как и следовало ожидать - обсуждать "некому", видать имиджем занимаются и "расстановкой тарелочек" :)

http://www.pcweek.ru/forum/forum44/topic5812/

8 комментариев:

  1. Сергей Владимирович, ну а если на минутку «отключить» всю эту забавную высокопарность, - можете Вы назвать фамилию хотя бы одного специалиста ВНИИДАД, способного взять на себя такую работу?

    ОтветитьУдалить
  2. На Ваш вопрос соглашусь с Вашей же оценкой одной (из многих не менее высокоуровневых специалистов ВНИИДАД) фамилии, указанной Вами в посте от 12 декабря. Кроме нее (одной из многих) - конечно же фамилии руководства института

    ОтветитьУдалить
  3. Ну хорошо, Вы политкорректно "лизнули" - но работать-то кто будет? Во ВНИИДАД действующих специалистов осталось, действительно, множество немеряное, - аж три человека,- но, как Вы и сами прекрасно знаете, ни один из них не способен тестировать ПО. Кроме того, они и так перегружены работой.

    Поэтому встает интересный вопрос: так кто же реально будет тестировать? (подписи, понятно, есть кому ставить).

    ОтветитьУдалить
  4. Полагаю, что Единый национальный орган по аккредитации производителей и поставщиков информационных систем делопроизводства, электронного документооборота и историко-культурного наследия народов в России мог бы объединить профессиональное сообщество специалистов в области фундаментальных теоретических и прикладных исследований отраслевого и межотраслевого характера по документоведению и архивоведению.

    И пригласить, предположим, Вас... Согласитесь? Ведь что еще может объединить сообщество специалистов, как не стремление работать на благо своей Родины…

    ОтветитьУдалить
  5. IMHO тестированием не должны заниматься сотрудники компаний-производителей ПО (будет конфликт интересов), - да и не специалист я по тестированию... Для тестирования, если браться за это дело всерьёз, следует сформировать отдельную небольшую группу человек из 4-6, положив им зарплату по ценам рынка труда, а не как в Росархиве.

    Чтобы тестирование было объективным, порядок и сценарии тестирования должны быть опубликованы, как это сделано для MoReq2 и MoReq2010. "Общественность" могла бы поучаствовать в обсуждении, в первую очередь, порядка тестирования.

    ОтветитьУдалить
  6. Про то "кто же реально будет тестировать" хороший вопрос.
    Но и решение есть.
    Предполагаемая структура системы:
    - Национальный орган по аккредитации;
    - Совет по аккредитации;
    - Органы по оценке соответствия.

    Для централизации функций создается Бюро, бюро создает и ведет реестра экспертов по аккредитации и аккредитованных объектов.
    И развиваемся...

    ОтветитьУдалить
  7. Для всего Вами перечисленного прежде всего необходим бюджет, с привязкой его (бюджета) к распорядителю.

    ВНИИДАД как наиболее нейтральная организация (вне конфликтов интересов), сочетающая научную и прикладную направленность деятельности (и не одну), наиболее приемлемая "кандидатура". Опять же, с моей точки зрения

    ОтветитьУдалить
  8. И потом, коллеги, обратите внимание на расширенную направленность предполагаемого (гипотетически) Национального центра, связанную с:

    1) информационными системами делопроизводства,
    2) информационными системами электронного документооборота и
    3) информационными системами историко-культурного наследия народов

    ОтветитьУдалить