Оказывается, в вопросе доступа пользователей к архивным документам России имеется неоднозначность…
Федеральный закон от 22 октября 2003 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред.) определяет архивный документ как «материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства».
В отличие от «архивного документа» «Архивный фонд Российской Федерации – исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению».
Пункт 1 ст. 24 125-ФЗ устанавливает: «Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также подлинников и (или) копий необходимых ему документов».
Вопрос первый. Так к чему имеют доступ пользователи: архивным документам или Архивному фонду России в совокупности архивных документов?
Программа информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011-2020, утвержденная приказом Росархива от 2 декабря № 104, свои цели связывает с реализацией госуслуг в электронной форме, где предусматривается «получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента на основе современных технологий доступа к оцифрованным документам Архивного Фонда РФ».
Ответ на вопрос первый. Следовательно, пользователи вправе рассчитывать на доступ к информационным ресурсам (справочно-поисковым средствам и т.д.), а также «оцифрованным документам Архивного Фонда РФ».
При помощи чего же пользователям Архивного фонда России в совокупности архивных документов предлагается «получить преимущества»? Программа информатизации 2011-2020 представляет выбор:
- единый портал государственных и муниципальных услуг;
- Интернет-портал «Архивы России» (с использованием программного комплекса «Центральный фондовый каталог»);
- сайты федеральных архивов (в виде самостоятельных сайтов или разделов портала «Архивы России»);
- Объединение информационных (тематических, исследовательских и пр.) ресурсов, созданных и функционирующих внутри федеральных архивов и представленных в сети Интернет.
Причем, всего лишь 21 ноября 2011 Росархив впервые получил электронные паспорта на федеральные государственные информационные системы (ФГИС): ПК «Фондовый каталог» (ФС-7711 0162) и ПК «Архивный фонд» (ФС-7711 0163).
Дополнительно см.:
http://svdrokov.blogspot.com/2011/12/blog-post_04.html
Возможно, тем самым, признавая (но, не афишируя) многолетнюю «запущенность» своего нормативно-методического обеспечения государственного учета информационных ресурсов, определяемого отмененным постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 № 226 «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» (в ред.)
Дополнительно см.:
http://svdrokov.blogspot.com/2011/06/blog-post_04.html
Вопрос второй. Чем объясняются причины отсутствия электронного паспорта на ФГИС ПК «Центральный фондовый каталог»? Ответ на второй вопрос. Пока отсутствует. Но мы же в логике рассуждений… :)
Вопрос третий. Могут ли пользователи Архивным фондом в совокупности архивных документов, при отсутствии ФГИС ПК «Центральный фондовый каталог», «получить преимущества» до 2020? Попытаемся разобраться, используя Программу информатизации 2011-2020.
В ней отмечается: «В настоящее время Росархивом создана ведомственная Единая Автоматизированная Информационная система (далее – ЕАИС) по учету документов Архивного фонда Российской Федерации. ЕАИС состоит из трех самостоятельных программных комплексов: - программный комплекс (базовый уровень) «Архивный фонд» предназначен для использования непосредственно в архивах; - программный комплекс «Фондовый каталог» предназначен для использования отделами (управлениями, агентствами) по делам архивов регионального уровня; - программный комплекс «Центральный фондовый каталог» предназначен для использования непосредственно в Федеральном архивном агентстве».
Обращаю внимание на дату приказа Росархива – 2 декабря 2011 и дату электронного паспорта ФГИС ПК «Фондовый каталог» (ФС-7711 0162) – 21 ноября 2011.
Чем объясняется противоречивость сведений паспорта (ФС-7711 0162) и информации о ПК «Фондовый каталог» в Программе информатизации 2011-2020? Где в подстрочнике указано «…разработан в 2010 г. В настоящее время передан в опытную эксплуатацию в отделы по делам архивов пяти субъектов Российской Федерации».
А вот государственная «паспортная информация»: «Реквизиты решения о создании ФГИС: Решение № 64 от 1996-12-20, принявший орган Государственная архивная служба России. Реквизиты правового акта ФОИВ о порядке и сроках ввода в эксплуатацию ФГИС: Об опытной эксплуатации программного комплекса «Фондовый каталог» № 6/213-К от 1998-03-23, принявший орган Федеральная архивная служба России. Дата ввода в эксплуатацию ФГИС: 23.03.1998… Количество мест подключенных к системе: 89».
5 против 89; 2010 против 1998…
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий