Рекомендациями по гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС,
определяющие правовое положение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств), одобренными постановлением Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 28 ноября 2013 № 8, определяется:
«Предпринимательская деятельность по своей экономической природе является составной (неотъемлемой) частью рыночной экономики любого государства. Поэтому создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности – одно из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития любого государства.
Национальные законодательства всех государств-членов ЕврАзЭС на конституционном уровне в качестве основополагающего принципа провозглашают свободу предпринимательской (экономической) деятельности. Действительная реализация этого принципа обуславливает рост деловой инициативы и творческого потенциала граждан и коллективных образований, способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджеты государств, повышению благосостояния и качества жизни населения государств Сообщества.
Проведенный сравнительно-правовой анализ показал, что, несмотря на определенные различия в правовом регулировании отношений, в целом возможно констатировать высокую степень унификации основных нормативных правовых актов, обусловленную идентичностью принципов, лежащих в основе национальных законодательств в рассматриваемой области, и выражающуюся в близости используемого понятийного аппарата, единообразии подходов, применяемых при формулировании базовых законодательных положений.
Вместе с тем в настоящее время проблема дальнейшей унификации и гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в этой сфере продолжает оставаться чрезвычайно актуальной и практически значимой. В связи с этим, по результатам проведенного сравнительно-правового анализа предлагаются следующие рекомендации по гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС, определяющие правовое положение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:
…предлагается государствам Сообщества унифицировать определение понятия «предпринимательская деятельность» путем внесения в него следующих изменений. Во-первых, указать на то, что предпринимательская деятельность – это экономическая деятельность. Во-вторых, дополнить словосочетанием «деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли (дохода)», поскольку для коммерческих организаций основной целью является извлечение прибыли, а для индивидуальных предпринимателей – получение дохода.
…Предпринимательская деятельность неоднородна и должна быть классифицирована по различным основаниям, а именно, виду деятельности, формам собственности, количеству собственников (учредителей) и др. …представляется целесообразным рекомендовать государствам – членам ЕврАзЭС законодательно установить формы и виды предпринимательской деятельности путем внесения изменений в национальные гражданские законодательства.
Кроме того, рекомендовать всем государствам-членам ЕврАзЭС на законодательном уровне закрепить классификацию предпринимательства, а именно предпринимательская деятельность с использованием наемного труда и предпринимательская деятельность без использования наемного труда.
Считаем возможным, в зависимости от области применения, на законодательном уровне подразделить предпринимательство на предпринимательскую деятельность, осуществляемую в промышленности, капитальном строительстве, сельском хозяйстве, торговле, транспорте и связи, образовании, науке и т.д., поскольку каждая из названных областей экономики формирует особенности правового режима предпринимательской деятельности.
…представляется возможным рекомендовать всем государствам-членам ЕврАзЭС предусмотреть в своих национальных законодательствах деление предпринимательства по субъектному составу…
Считаем возможным рекомендовать всем государствам – членам ЕврАзЭС на законодательном уровне выделить производственную, посредническую и финансовую (предпринимательство в финансовой сфере) предпринимательскую деятельность. Так, в состав производственного предпринимательства должно будет войти производство товаров, выполнение работ и оказание услуг.
В посредническую деятельность должны быть включены конкретные формы агентирования (брокерство, комиссия, делькредере, консигнация и др.), оптовое купечество (дистрибьюторство, дилерство, торговое маклерство и др.), посылторговское посредничество, торговое представительство (коммивояжерство, аукционерство), биржевое предпринимательство, риэлторство.
Финансовое предпринимательство, осуществляемое кредитными организациями, страховыми организациями, инвестиционными фондами должно будет включать совокупность действий и услуг в финансовой сфере. Указанная градация предпринимательской деятельности приобретет и практический смысл, поскольку национальное налоговое законодательство всех государств-членов ЕврАзЭС устанавливает размер налогов в зависимости от вида предпринимательской деятельности.
Считаем целесообразным предложить государствам Сообщества следующую концепцию правового регулирования экономической зависимости юридических лиц и предпринимательских объединений: - в национальных гражданских кодексах государств-членов ЕврАзЭС закрепить общие положения о том, что внутри совокупности двух или более экономически взаимосвязанных юридических лиц могут складываться организационные отношения или отношения субординации, то есть отношения по управлению одним юридическим лицом (головной организацией) деятельностью одного или более дочерних юридических лиц (дочерних организаций) на основании существующей у головной организации возможности определять решения, принимаемые дочерней организацией (дочерними организациями).
- на законодательном уровне закрепить случаи, при которых головная организация может быть привлечена к ответственности по долгам дочерней организации (проникновение за корпоративный занавес), а также возможность дочерней организации и ее участников требовать возмещения убытков, причиненных дочерней организации по вине головной организации;
- в национальных законодательствах, регулирующих отдельные организационно-правовые формы юридических лиц, развивать положения о головных и дочерних организациях, как это имеет место в действующем законодательстве государств Сообщества применительно к хозяйственным обществам (товариществам).
- принять специальный закон о предпринимательских объединениях, в котором предусмотреть общие положения о предпринимательских объединениях (понятия, виды), а также порядок создания и организация отдельных видов предпринимательских объединений (холдингов, финансово-промышленных групп, концернов, консорциумов и др.)».
Комментариев нет:
Отправить комментарий