понедельник, 11 октября 2010 г.

Допрос адмирала А.В. Колчака. Часть 3

М.А. Михайлов: Теперь по поводу расстрела и судьбы трупа Колчака. Версия о расстреле и погребении на территории тюрьмы, выдвинутая Вами на основании анализа списка одежды Колчака и того, что все еще хранится где-то в Иркутске, очень привлекательна. Тем более, Тимиревой и Пепеляевой обещали тела выдать. (Но этот иезуитский стиль ответа, тоже объясним). Нужно отыскать эти вещи и скрупулезно сравнить их со списком. Но почему на территории тюрьмы перед расстрелом раздели (и как это возможно по отношению к столь высокопоставленному узнику), а на Ушаковке перед расстрелом не могли раздевать (холодно было)?

Дроков: А Вы не видели внутреннего двора старого здания тюрьмы в Иркутске? Пространство то небольшое. Если бы раздели на Ушаковке, то вещи (шуба, папаха и т.д.) надо было бы нести в руках. А это дурная примета…

Дроков (октябрь): Кстати, ни в советской, ни в русской историографии или мемуаристки я не встречал фразы, которую выкрикнул Колчак перед расстрельным залпом. И это вовсе не «благословенье сыну», переданное через С. Чудновского. Я не решаюсь доподлинно написать предсмертную фразу Колчака: «Спасибо вам…» (далее шли неоднозначно расслышанные конкретныe адресаты).

М.А. Михайлов: По поводу возможности обнаружения трупа Колчака и Пепеляева и Чин Пека (этот человек, как расстрелянный вместе с Колчаком для меня новость, но я чувствую, что это Ваша находка и Вы об этом еще напишите).

Дроков: Да опубликовано это в «Совершенно секретно» (под рукою нет статьи). Международный ежемесячник «Совершенно секретно», № 1, 1997 «Палец Будды. Раскрыта тайна последней экспедиции Колчака».

<…>

М.А. Михайлов: Вы меня озадачили с творчеством стенографисток. Я представляю, что такое стенография и как-то доверял ей, считаю, что это система закорючек позволяет достаточно дословно успевать фиксировать устную речь. Но Вы, наверное, правы и стенографист-«зашифровщик» и стенографист-«расшифровшик» (если это разные люди), наверное, привносят что-то свое. Что касается советских публикаций «Допросов…» в 1925 году, то я считал, что нашим просто деваться было некуда после того как Берлине их опубликовали и они сделали то же самое с предисловием Попова.

<…>

Дроков: В стенограмме (реальной) допроса Колчака следует установить: школу стенозаписи, опыт стенографисток (например, опыт Каминской очень высокий), сравнить варианты расшифровки. Это серьезная и кропотливая задача…

Вы пишите: «Что касается советских публикаций «Допросов…» в 1925 году, то я считал, что нашим просто деваться было некуда после того как Берлине их опубликовали и они сделали то же самое с предисловием Попова». Ничего подобного, это была четкая и критическая задача советской власти по единственной причине: кто опубликовал берлинское издание? По моим исследованиям Б. Николаевский – видный с.д. и опубликовал не лучший вариант расшифровки. А попросту <…> и вывез за кордон. Но это тоже целая история… Связанная и с личными мотивами Попова, которого стали обвинять в отступлении от коммунистического мировоззрения, а ему надо было укрепиться в Институте марксизма-ленинизма, иначе или на пароход или в расход.

М.А. Михайлов: А племянница Пепеляева живет в Москве?

Дроков: Насчет племянницы В.Н. Пепеляева пересылаю свой ответ одному из блогеров:
«Я 19 июля 1990 г. встречался с племянницей В.Н. Пепеляева – Ниной Аркадьевной (проживавшей тогда <…>) в г. Омске на ул. Пушкина. У меня есть запись в дневнике об этой встрече:

«... Дверь открылась и на пороге стояла женщина 70-ти лет; вся седая, с короткой стрижкой, близорукие голубые глаза, увеличенные линзами очков. Лицо все в морщинках, что говорит о ее добродушном и веселом нраве. Позднее она сама сказала, что оптимистка. Пригласила в прохладную комнату (на дворе стояла 30-градусная жара)... Когда я представлялся, то она в ответ протянула руку и, к своему удивлению, я почувствовал крепкое рукопожатие. Все говорило о том, что это человек сильный духом и характером. Я решил взять «быка за рога» и, вперед, сразу к цели своего визита: Колчак и Тимирева.

Она несколько растерялась и сказала, что вряд ли может быть полезной, так как в то время ей было всего 4-5 лет. Виктора Пепеляева помнит как нечто большое, он возил ее с сестрой в магазин за покупками, и только... Достала семейный альбом (я так понял, что не единственный) и стала по фотографиям рассказывать о Пепеляевых. Сразу же показала фотографию деда, а значит отца Виктора Николаевича. Характерный голубой близорукий взгляд, в орденах, при шейном кресте, в звании, кажется, генерала... Когда семья Пепеляевых бежала в Иркутск от красных, то Н.А. Пепеляева девочкой забежала как то в соседнее купе вагона, которое оказалось купе Тимиревой. Кругом были книги, журналы, картины. Говорит, что более всех о Пепеляевых знала ее мама, которую та просила писать, но это не удавалось. Сейчас наиболее осведомлена ее двоюродная сестра, которая любила слушать «рассказы про старину»... Сама она музыкант. В комнате стоит старинный рояль, привезенный по реке Иртышу в Омск. Вроде как подарок губернаторши, которая подарила его ее матери на свадьбу...»

Запись о встрече большая и беглая. Я тогда вел свой дневник для использования в розысках информации про А.В. Колчака. А в конце 1980-х и начале 1990-х гг. подобные «розыски» были чреваты, несмотря на внешние политические изменения в стране <…>

4 комментария:

  1. ..."По поводу возможности обнаружения трупа Колчака и Пепеляева" я так ничего, к сожалению, не поняла. Есть ли такая возможность? Предпринимаются ли попытки хоть какого-то поиска? (Только не надо называть это гробокопательством,хорошо?:)Насколько вероятна версия, что тела спрятали (захоронили) на территории тюрьмы, а не сбросили под лед, как принято считать? Ответьте, пожалуйста, если Вам не трудно.

    ОтветитьУдалить
  2. Пожалуйста, уточните что Вы понимаете под "возможностью" обнаружения трупа. Поиски "чего"? Человеческих костей, с антропологическими особенностями? Человеческой трупной органики? Версия про захоронение тела Колчака, выдвинутая мною в сеедине 90-х, обоснуется конкретными историческими документами. В частности, 2-мя списками вещей, оставшихся после его расстрела. Кстати, в музее Иркутской тюрьмы манекен Колчака и антураж камеры противоречат всем мыслимым историческим фактам. Уточните Ваш вопрос

    ОтветитьУдалить
  3. Насчет "возможности" - я процитировала начало вопроса М.Михайлова, оставшийся на этой странице без ответа. Уточняю вопрос: если принять версию о захоронении (а не утоплении) тела Колчака, можно ли говорить о целесообразности поисков его останков в предполагаемом месте захоронения? С последующим перезахоронением по-человечески (как это было с В.Каппелем).

    ОтветитьУдалить
  4. Помимо этого поста есть развернутые (в рамках блога), где в т.ч. идет прямая отсылка на работу М.А. Михайлова (которую я всеми силами "раскачивал" для представления на прошедшей вчера научной конференции в Кемерово. Но автор не посчитал ее соответствуйщей уровню. С моей точки зрения, напрасно)
    http://svdrokov.blogspot.com/2010/12/blog-post_12.html
    http://svdrokov.blogspot.com/2010/10/blog-post_5096.html

    Вы задали прямой вопрос, ответ на который может в современных условиях дутого ажиотажа спровоцировать, нежелательный для дела уравновешанной оценки исторических фактов и документов, гон. Посмотрите, что творится в Омске с этим непонятным Центром стоимостью 35 млн. и копейками на развитие архивной отрасли (хотя, в принципе, архивы города настолько опустошенные по периоду "правобольшевистской атамановщины", что говорить об уникальности документов не приходится). Руководство Омской и Иркутской областей смотрят на Колчака как на стимул для "бюджетных приработок". В текущем периоде проходящих научных проектов полагаю преждевременно инициировать публичное обсуждение "перекопки" предполагаемых мест захоронений. Пожалуйста, будьте благоразумны.

    ОтветитьУдалить