25-26 февраля 2011 г. в Кемерово состоится VIII Международная конференция «История белой Сибири». Традиционно, на конференции предполагается обсудить самые разнообразные вопросы историографии, источниковедения, истории Урала, Сибири и Дальнего Востока в период правления антибольшевистских правительств (1918–1922 гг.), а также судьбу восточной ветви российской эмиграции.
Представляю для обсуждения краткий обзор одной из частей моего выступления «Признаки аберрации историографии «Белого движения» начала XXI века и практика их выявления»…
<…> Приходится лишь сожалеть, что сообщество историков-исследователей столь безразлично к проходящим процессам, связанным с внедрением информационно-коммуникативных технологий в федеральных (государственных) и муниципальных архивах, осуществляющихся во исполнение ФЦП «Культура России» (2006-2011 гг.). В отличие от зарубежных коллег, активно и творчески принимающих участие в долгосрочном планировании оцифровки архивных документов Национальных архивов для их публичного доступа, отечественные историки довольствуются сомнительного качества он-лайн путеводителями и имиджами описей дел.
Не ставятся вопросы, почему средства федерального и региональных бюджетов расходуются на мероприятия, которые и так являются основанием для заработной платы сотрудников архивов? В частности, на привлечение (по конкурсу) сторонних организаций или лиц, осуществляющих сканирование описей дел фондов или ручной ввод данных в ИПС, входящих в состав научно-справочного аппарата (НСА). Ведь создание, комплектование и актуализация НСА относится к выполнению государственной функции архивов.
В 2011 г. должна завершиться задача по формированию автоматизированного Центрального фондового каталога и представление его открытой части для публичного доступа в Интернете, в соответствии с Планом реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 г. Хочется надеяться, что программные комплексы «Фондовый каталог» и «Центральный фондовый каталог» с 2010 г. предоставят исследователям достойные технические средства для поиска сведений о содержании и месте хранения фондов по всем архивам, включенным в систему централизованного государственного автоматизированного учета документов Архивного фонда России.
С учетом зарубежного опыта и внедренных информационно-коммуникативных технологий, не пора ли перейти к качественно новым задачам учета использования архивных документов в целях противодействия аберрации историографии, фальсификации исторических фактов и событий?..
Сфера организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда России, а также отношения управления архивным делом в интересах граждан, общества и государства регулируется Федеральным законом РФ от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред.). Под «пользователями архивными документами» понимаются не только государственные органы, органы местного самоуправления или юридические лица, но и «физические лица, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации».
Обращали ли вы внимание на то, что пользователь архивными документами наделен правами «использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копий архивных документов для любых законных целей и любым законным способом», но при этом не обременен обязанностями к выявленной информации? Выявленной не где-нибудь «на антресолях или огородах», а в «кладовых» историко-культурного наследия народов Российской Федерации.
Между тем, в «Листе использования документов архивного дела» имеются специальные графы, фиксирующие, как объект использования, так и субъект: Название государственного (федерального) архива; Фонд №; Опись №; Дело №; Заголовок дела; Дату использования; Фамилию и инициалы (полностью) пользователя архивными документами; Характер использования (копирование, выписки, просмотр и др.); Номера использованных листов; Личную подпись пользователя. «Заказ (требование) на выдачу архивных документов, копий фонда пользования, описей дел, документов» уточняет тематику и цель использования, фамилии и инициалы сотрудников архива, выдавших и разрешивших выдачу дела, даты.
Выдача архивных документов регламентирована от обязательной полистной проверки их наличия и состояния, регистрации в учетных формах этапов прохождения дела к столу исследователя, до полистной проверки при возврате документов на полку. Но если в «Листе использования документов архивного дела» имеется характер использования историко-культурного наследия народов Российской Федерации, то непосредственные формы использования (информационное обеспечение; предоставление архивных документов в читальном зале архива; экспонирование на выставках; использование в СМИ; проведение информационных мероприятий (встреч с общественностью, экскурсий, презентаций, дней открытых дверей, лекций, докладов, устных журналов, конференций, уроков для студентов и школьников и др.) с использованием архивных документов; публикация архивных документов) никак не отожествляются с последующими обязательствами. Кроме того, не отслеживается и не наследуется история форм использования исторического документа.
В рамках учета использования архивных документов в целях противодействия аберрации историографии, фальсификации исторических фактов и событий, возможно, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о модификации уже внедренных ИТК Архивного фонда России через разработку специального модуля, позволяющего планировать использование по тематикам и целям архивов, исследователей, регистрировать и отслеживать публикации в непосредственной привязке к конкретному историческому документу.
Представляю для обсуждения краткий обзор одной из частей моего выступления «Признаки аберрации историографии «Белого движения» начала XXI века и практика их выявления»…
<…> Приходится лишь сожалеть, что сообщество историков-исследователей столь безразлично к проходящим процессам, связанным с внедрением информационно-коммуникативных технологий в федеральных (государственных) и муниципальных архивах, осуществляющихся во исполнение ФЦП «Культура России» (2006-2011 гг.). В отличие от зарубежных коллег, активно и творчески принимающих участие в долгосрочном планировании оцифровки архивных документов Национальных архивов для их публичного доступа, отечественные историки довольствуются сомнительного качества он-лайн путеводителями и имиджами описей дел.
Не ставятся вопросы, почему средства федерального и региональных бюджетов расходуются на мероприятия, которые и так являются основанием для заработной платы сотрудников архивов? В частности, на привлечение (по конкурсу) сторонних организаций или лиц, осуществляющих сканирование описей дел фондов или ручной ввод данных в ИПС, входящих в состав научно-справочного аппарата (НСА). Ведь создание, комплектование и актуализация НСА относится к выполнению государственной функции архивов.
В 2011 г. должна завершиться задача по формированию автоматизированного Центрального фондового каталога и представление его открытой части для публичного доступа в Интернете, в соответствии с Планом реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 г. Хочется надеяться, что программные комплексы «Фондовый каталог» и «Центральный фондовый каталог» с 2010 г. предоставят исследователям достойные технические средства для поиска сведений о содержании и месте хранения фондов по всем архивам, включенным в систему централизованного государственного автоматизированного учета документов Архивного фонда России.
С учетом зарубежного опыта и внедренных информационно-коммуникативных технологий, не пора ли перейти к качественно новым задачам учета использования архивных документов в целях противодействия аберрации историографии, фальсификации исторических фактов и событий?..
Сфера организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда России, а также отношения управления архивным делом в интересах граждан, общества и государства регулируется Федеральным законом РФ от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред.). Под «пользователями архивными документами» понимаются не только государственные органы, органы местного самоуправления или юридические лица, но и «физические лица, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации».
Обращали ли вы внимание на то, что пользователь архивными документами наделен правами «использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копий архивных документов для любых законных целей и любым законным способом», но при этом не обременен обязанностями к выявленной информации? Выявленной не где-нибудь «на антресолях или огородах», а в «кладовых» историко-культурного наследия народов Российской Федерации.
Между тем, в «Листе использования документов архивного дела» имеются специальные графы, фиксирующие, как объект использования, так и субъект: Название государственного (федерального) архива; Фонд №; Опись №; Дело №; Заголовок дела; Дату использования; Фамилию и инициалы (полностью) пользователя архивными документами; Характер использования (копирование, выписки, просмотр и др.); Номера использованных листов; Личную подпись пользователя. «Заказ (требование) на выдачу архивных документов, копий фонда пользования, описей дел, документов» уточняет тематику и цель использования, фамилии и инициалы сотрудников архива, выдавших и разрешивших выдачу дела, даты.
Выдача архивных документов регламентирована от обязательной полистной проверки их наличия и состояния, регистрации в учетных формах этапов прохождения дела к столу исследователя, до полистной проверки при возврате документов на полку. Но если в «Листе использования документов архивного дела» имеется характер использования историко-культурного наследия народов Российской Федерации, то непосредственные формы использования (информационное обеспечение; предоставление архивных документов в читальном зале архива; экспонирование на выставках; использование в СМИ; проведение информационных мероприятий (встреч с общественностью, экскурсий, презентаций, дней открытых дверей, лекций, докладов, устных журналов, конференций, уроков для студентов и школьников и др.) с использованием архивных документов; публикация архивных документов) никак не отожествляются с последующими обязательствами. Кроме того, не отслеживается и не наследуется история форм использования исторического документа.
В рамках учета использования архивных документов в целях противодействия аберрации историографии, фальсификации исторических фактов и событий, возможно, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о модификации уже внедренных ИТК Архивного фонда России через разработку специального модуля, позволяющего планировать использование по тематикам и целям архивов, исследователей, регистрировать и отслеживать публикации в непосредственной привязке к конкретному историческому документу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий