вторник, 1 мая 2012 г.

Я – американка, а не россиянка!

Такими словами начала свое краткое и сбивчивое интервью сестра начальника Женского батальона смерти Марии Леонтьевны Бочкаревой – Надежда Леонтьевна Фролкова. Приняв американское подданство, 16-летняя Надежда пошла в солдатки… Северо-Американских Соединенных Штатов.

Сегодня 1 мая 2012 у меня праздник! На протяжении десяти лет я пытался разыскать хоть какие-то следы Надежды, и вдруг… Благодаря шведскому журналисту г-ну Перу Энерунду, готовящего материал о начальнике Женского батальона смерти, россияне могут теперь увидеть неизвестную доселе редкую фотографию.

Проект г-на Пера Энерунда, посвященный женским судьбам в военные катаклизмы, идет полным ходом.

На фото Н.Л. Фролкова (женский военный лагерь под Вашингтоном, 1918, Harris & Ewing)

17 комментариев:

  1. Мария Бочкарёва (Яшка) вместе с сестрой Надей Фролковой из Владивостока прибыли в Сан Франциско на корабле Шеридан. 10 июля 1918 г. она имела аудиенцию у президента США Вудро Вильсона, затем отправилась в Лондон, где имела аудиенцию с королём Англии. В августе 1918 г. она вернулась в Архангельск.
    Надя Фролкова осталась в США, где была принята в The Washington Missionary College -1918, Takoma Park, D.C.
    В 1919г. она под начальством Ребекки Барлет прибыла и работала во Владивостоке от американского Kрасного Kреста.
    Folder 9/18 Frolkova nadia travel paper and expanses 1919.
    L. S.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, что читаете мои ранние опубликованные исследования по биографии М.Л. Бочкаревой. Аудиенция у Вильсона была запротоколирована, ссылки на первоисточники я в свое время опубликовал в предисловии и послесловии к русскому переводу "Яшка".

    Биография Надежды Фролковой будет более подробно описана в ожидаемой книге шведского исследователя, который, с моей точки зрения, сделал прорыв в поиске новой (подчеркиваю: новой) информации о М.Л. Бочкаревой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ответ. Где шведский исследователь нашел интервью с Надей Фролковой, где она отказывалась быть русской? Россиян в 1918 г. не было, были русские, а россияне появились во времена Ельцина. Солдатками называли солдатских жен.
      Надя английского языка не знала, есть подозрение, что была почти неграмотной. Совершенно точно, что она была принята в Washington Missionary College. Я боюсь, что "новая" информация шведа будет на продажу, а не серьёзное историческое исследование. В Библиотеке Конгресса США хранится также второе фото Нади, мною они получены, там есть примечание, что название фото не проверено. Коллекция фото Harris& Ewing была передана в библиотеку в 1955.
      Я не профессионал-историк, просто люблю точность и надоело читать извращения русской истории. Лучше бы шведы занимались своей историей, что тоже очень интересно.
      С уважением,
      L.S.

      Удалить
  3. Очень прошу Вас - доверьтесь мне. Мне также претит читать современные вирши, претендующие на открытия. По тэгу Мария Бочкарева откройте мои посты, почитайте о предварительных результатах исследований Пэра. Поверьте, нет никаких оснований для недоверия. Тем более человеку, представляющему интересы ОБСЕ в международных отношениях соседних России государств. Результаты его исследований для России сенсационны! Надо просто дождаться книги. Предварительно это будет 2014 год.

    Ваши "подозрения" абсолютно оправданы. Не только Надежда, но и Мария были безграмотны, как и большинство российских крестьянок. Именно поэтому я на протяжении ряда лет безуспешно пытаюсь разыскать черновики книги Исаака Дон Левина "Яшка". К сожалению, они до сих пор на хранении в его семье, которая на контакты с русскими не идет.

    Пожалуйста, подумайте о публикации Вашего исследования в России. Там ведь в 1918 году был скандал, который нанес "урон" женским военным подразделениям. Вряд ли Надежда Фролкова принимала в них участие, но открывается дополнительная фабула для истории. А это может потянуть "ниточку" и к дальнейшей биографии Надежды. Как думаете?

    ОтветитьУдалить
  4. Вы спрашивали: "Где шведский исследователь нашел интервью с Надей Фролковой, где она отказывалась быть русской? Россиян в 1918 г. не было, были русские..."

    Надеюсь, Вы знаете о том, что существуют этические принципы соблюдения права открытия того или иного исторического факта или его первоисточника. Пэр прислал мне скан интервью. Но это его находка. Я не могу дать в открытый доступ первоисточник или даже ссылку на него. Поверьте, первоисточник имеется. Кстати, Пэру я отдал (именно отдал) для эксклюзивного издания фотографию Марии Бочкаревой, датируемую маем 1920 года. Уж лучше будет издано в Швеции, чем в России. (Как и обстоятельства биографии М.Л. Бочкаревой после мая 1920).

    Правы Вы и в заявленной национальной принадлежности Надежды. Это моя "вина" в подаче информации. Но я исходил из общности "американской нации", поэтому посчитал уместнее перести не "русская", а россиянка.

    Благодарю за вдумчивость при ознакомлении с моими постами. При рождении блога я акцентировал внимание читателей на то, что он представляет собою открытую "записную книжку", куда я записываю в ряде случаев беглые пометки.

    ОтветитьУдалить
  5. Совершенно точно, что Надя Фролкова была сфотографирована около палаток Woman's National Service School Under Women's Section,Navy в действительности, она была принята в колледж (The Washington Missionary College. Имеется запись 1918 г. о принятии её в колледж.Сведений о принятии её в солдаты нет. Интервью, если оно существует, я попытаюсь найти. Если Вы знакомы с книгами историка Antony Sutton периода 1-ой мировой войны и революции в России, то он там описывает миссии американского Красного Креста в Россию через Сибирь в 1917 г. Имеется запись в архиве об оплате в 1919 г. путешествия Нади в Сибирь в составе Красного Креста. В феврале 1920 г. миссия вернулась в США. Надя была нужным человеком для этой миссии. В 1918 г. Марии было 29 лет, а Наде - 16? Т.о. отцу было 56 лет, когда родилась Надя. Я думаю, основываясь на информации из книги Левина "Яшка..., что разница была 6-7 лет между Марией и Надей. Почему Вы считаете публиковать лучше в Швеции чем в России?
    С уважением и интересом,

    L.S.

    ОтветитьУдалить
  6. Мой комментарий почему-то не прошел. Из сообщения - комментарий должен пройти проверку?!!
    L.S.

    ОтветитьУдалить
  7. Вы меня радуете талантливостью в поисках информации о Надежде Фролковой. Спасибо! И все ближе и ближе подбираетесь к самой Марии, которая расстреляна не была. Давайте, не останавливайтесь!..

    Я не занимался историей миссии американского Красного Креста, но о том, что Antony Sutton входил в состав миссии сенатора Рута знаю. У меня замерзший проект по переводу и публикации специального сборника документов, посвященных миссии Рута в 1917. Кому он сейчас в России нужен? Смешно! Об американском интересе не думал. Пока! В настоящий момент пытаюсь выскрести инфу из Франции о Софье Колчак. За свои деньги...

    Если Вы из Москвы, то весьма советую поработать с документами Архива внешней политики МИД в заточке Красного Креста. Абсолютно ненадеванный пласт истории взаимоотношений. Плюс фонд Пешковой в ГА РФ, который специалисты архива скрывают от открытого использования всеми мерами. Плюс фонды еще одного архива, что напротив американского посольства )

    Надежда Фролкова пересекала границу советской России, значит информация о ней имеется в спец картотеке бывшего КГБ, архив которой передан в ФМС России. Там наверняка имеются и ее фотографии 1920.

    Чьим изданием «Яшка» Вы пользуетесь? Надеюсь нью-йоркским. Впрочем, перевод книги, сделанный Неподаевым, на русский язык и опубликованный Воениздатом по качеству хороший. Хотя, для меня чтение оригинала позволило почувствовать прямую речь Марии, в интерпретации Дон Левина, который, как известно, был белорусским евреем, что наложило заметное «искажение» в специфике изложения рассказа Бочкаревой. Но это ощущение может быть и субъективным.

    Надежду Фролкову необходимо искать!

    А публиковать там, где опубликуют )) И не за счет автора )) Вообще-то Мария Бочкарева (ее близкое окружение, где помимо Надежды, был еще и поручик) это русская героиня 1-ой мировой войны. Но как вспомню страдания в издании «Яшки», да, к тому же махровое воровство всякого рода литераторов, журналистов и сценаристов, так… Поэтому уж лучше в Швеции про русских героев, чем в России. Есть гарантия, что не опошлят!

    ОтветитьУдалить
  8. Насчет проверки сообщений: да, они «выжидают» моей проверки )) Причина проста – огромное количество нецензурной брани. Приходится отслеживать дисциплинарными мерами ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Из книги "Yashka. My Life as Peasant, Exile and Soldier", издательство "London, Constable and Company Limited",Copyright, 1919, by Frederick A. Stokes Company, написанной by Isaac Don Levine на стр. 3 мною найдена информация, что Наде Фролковой в 1918 г. было 22 года.
      Мария вспоминает, что ей было около 6 лет, когда пришло письмо от отца, отсутствовавшего 5 лет, что он повредил ногу и возвращается домой. "Hardly had a year gone by when a fourth child, also a girl, arrived in our family. Т.е. разница между Марией и Надей была 6+1=7 лет. Марии в 1918 г. было 29, значит, Наде было 22. Хотелось бы знать, что было с Надей после 1919 г. Где это можно узнать в России?Ведь Мария вернулась в Россию, а неграмотная Надя осталась в США.Совершенно точно есть файл в архиве Джона Хопкинса, с записью 1919 г. (затраты на путешествие Нади в связи с миссией американского Красного Креста в 1919 г. в Сибирь).
      Миссия вернулась в США в феврале 1920г. Пожалуй, вы правы, что Дон Левин имел связь с русской культурой, в предисловии к своей книге он с явным сочуствием отзывается о России и русских. Трудно выразить своё понимание Левина, пожалуй так: еврей Левитан изображал русскую природу лучше чем кто либо и когда либо.
      С уважением,
      L.S.

      Удалить
  9. С праздниками! Все так как Вы написали. Но на вопрос: где можно узнать о Надежде Леонтьевне Фролковой в России, ответа пока – нет. В России – однозначно.

    Хочу заметить, что нет ответов на аналогичный вопрос и о поручике Филиппове, бывшим вместе с Марией Бочкаревой в Америке, и выполнявшим обязанности поверенного лица в изданиях ее воспоминаний. Мне удалось довести его биографию только до конца 1919, когда он в Архангельске был назначен командиром Подборского отряда Холмогоро-Пинежского района.

    Почему то у меня складывается впечатление, что вы не знакомы с русским изданием воспоминаний М. Л. Бочкаревой, где в предисловии и послесловии к книге я давал имевшуюся информацию на 2001. А также, опубликовано практически все следственное дело на Бочкареву (за исключением некоторых документов).

    Если Вы из Штатов или Канады, то и «карты» в руки. В частности, изучить архивный фонд Исаака Дон Левина. Не следует забывать, что помимо миссии Красного Креста, он также вернулся в Штаты из своего путешествия в Россию. И даже взял интервью у В. Ленина (Ульянова).

    А сколько женских фамилий из батальона смерти, которые эмигрировали в США!

    По Надежде Фролковой перспективны поиски по имеющимся американским семейным информационным ресурсам, доступ к которым в России платный. Кроме того, по архивам В. Вильсона, Т. Рузвельта. Я понимаю, что на изучение необходимы деньги, но если Вы студент (аспирант), то грант на исследования вполне вероятен. А их результаты буду достойные. И логичны в развитии монографии Лорин Стофф и моих посильных трудов.

    У меня в текущих планах нет задач по углубленному исследования окружения Марии Бочкаревой. Чем могу помогу в информации.

    ОтветитьУдалить
  10. Я Вас также поздравляю с прошедшими праздниками.Объясню мою заинтересованность в Наде Фролковой. В 1926 г. из Нью Йорка пошла пешком в Россию молодая женщина, которая назвалась Lilian Alling. В результате серьёзного исследования канадской писательницы-историка оказалось, что Лилиан не существовало до 1926 г., а в 1929 г. она достигла Берингова пролива, после чего исчезла навсегда. Кто-то видел женщину в Бухте Провидения, прибывшую из США. Кто была эта женщина, которая не боялась дикой природы, питалась ягодами и листьями, без оружия. Проходила по 30-40 км в день. За ношение маленького ножа была посажена в тюрьму в Канаде, просидев там зиму. Имела только 20 дол. Не боялась местных мужчин с оружием. Подрабатывала в миссии на Аляске. Одна в самодельной лодке проплыла по Юкону. Если вспомнить рассказы Дж. ЛОндона, то для обычной женщины - это невозможно!
    У меня есть книга Laurie S.Stoff " They Fought For The Motherland"
    В аппендиксе С она приводит имена женщин-солдат батальона смерти.
    Возможно это была Скрыдлова а не Фролкова. Хотелось бы узнать, кто на самом деле была Lilian Alling,которая шла домой в Россию. "I'm going home to Russia." Кто из батальона смерти уехали в США , я не знаю. У меня нет никакого денежного интереса в этом расследовании, я покупаю книги за свой счёт. Мне где-то попадалась книга о Колчаке. К сожалению, "старых" русских практически не осталось. Последним из могикан был Михаил Александрович Лермонтов, с которым мы были лично знакомы. Он многих старых знал лично. Просто мне интересно. Надеюсь связаться также с Сюзен - канадской писательницей, которая ошибочно считает, что Лилиан была полькой.
    ЕСли Вы заняты своими делами, я не хочу отнимать Ваше время и внимание. Огромное Вам спасибо за письма.
    L.S.

    ОтветитьУдалить
  11. Вовсе Вы не отнимаете мое время. Напрасно так думаете. Наоборот, даете повод к размышлениям о возможных путях розыска информации о Надежде Фролковой. Для меня абсолютно неожиданный поворот, связанный с судьбою Lilian Alling. Ее стремление и упорство в возвращении на родину созвучно напористому характеру сестер Бочкаревых. Есть некоторые основания к предположению о том, что, возможно, это была Надежда Фролкова.

    Вообще-то в современной России весьма неоднозначное отношение и к Марии и к женским воинским формированиям (Батальону смерти) – боятся «вахабизма» и «черно-чулочных» тем (это женщины снайперы в чеченской войне). Бочкареву «подают» исключительно как «зовущую на смерть». С чем я не соглашался никогда!

    Относительно Марии Николаевны Скрыдловой

    http://ljwanderer.livejournal.com/211581.html

    у меня в голове отложилась информация, связанная с ее (с семьей) проживанием в Финляндии после 1917. Не помню источник информации. Возможно я «подцепил» ее в музее маршала Маннергейма в Хельсинки.

    Вы так меня заинтриговали, что хочу попросить не бросать меня и, по возможности, делиться дополнительной информацией. Было бы время я обязательно просмотрел бы владивостокские газеты за 1929 в газетном фонде РГБ в Химках…

    ОтветитьУдалить
  12. Вы имели в виду «Lillian Alling: The Journey Home (Extraordinary Women (Caitlin Press))» by Susan Smith-Josephy?

    Были лично знакомы с одним из создателей русско-американского культурно-просветительного общества «Родина», основанного в 1954 русской колонией в г. Ховелл, штат Нью- Джерси, председателем Объединения Кадет Российских Кадетских Корпусов за рубежом в Нью-Йорке и председателем Кадетского Президиума?

    Для меня большая честь Ваше внимание к блогу и некоторым его постам. Спасибо!

    Я мог бы выслать Вам по э-почте отсканированные свои предисловие и послесловие к русскому изданию М.Л. Бочкаревой «Яшка». Ваш э-адрес в открытый публичный доступ не попадет, т.к. блог мною же и модерируется.

    У меня остались контакты с доктором Laurie S.Stoff (мы с ней познакомились, когда она приезжала в Москву для поиска информации для своей книги).

    ОтветитьУдалить
  13. Я списался с Пэром, вот ответ: «Я немного погуглил про Эллинг – не слышал про нее раньше. Историческая личность, про нее даже несколько книг написаны – и оперу! Совершенно невозможно что-либо сказать, Фролкова ли она или нет. Думаю, что возможно выследить Фролкову в США, все-таки она стала американской гражданки. Наверняка можно ее найти в архивах.

    У нас генеалогия стала очень модной наукой – даже две передачи по ТВ по той теме. Одна передача называется «Все для Швеции», и в нее участвуют американцы, с шведскими корнями. В другой – выслеживаются корни знаменитостей. И интересно видеть сколько можно в американских архивах найти.

    Но надо, конечно, быть на месте, или платить огромные деньги архивистам...»

    Уважаемый читатель, пожалуйста, позвольте мне разместить пост, посвященный Вашей версии Lillian Alling=Надежда Фролкова! Блог мой просматривается серьезными историками из Дальнего Востока (Владивосток, Новосибирск), может «всем миром» раскроем судьбу Надежды? Если посчитаете для себя удобным и раскроете инициалы, я обязательно укажу Ваше авторство.

    ОтветитьУдалить
  14. Конечно, вы можете рассказать про Lilian = Фролкову. Возможно кто-то откликнется. И не обязательно моё авторство.
    Извините за очень долгое молчание. Слишком много всего свалилось на мою голову за это время. Попробую сделать запросы по американским архивам. Спасибо за дельные советы.
    Lilian и Надя Фролкова сходятся в описаниях и по фото: возраст, рост, цвет волос, даже короткая стрижка приспособленность к суровому северу и лесу, независимость.

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо, что вернулись к диалогу ))) Полагаю, что диалог лучше продолжить в электронной переписке. Пожалуйста, сообщите Ваш э-адрес в комментарии. Я его не опубликую на блоге.

    Я был бы крайне признателен за запросы по американским архивам. По непонятным причинам некоторые мои прямые запросы то ли игнорируются, то ли фильтруются в Штатах. Приходится прибегать к помощи зарубежных друзей.

    На связи

    ОтветитьУдалить