суббота, 5 мая 2012 г.

Современным «писцам времен самодержавного столоначалия» вменяют в обязанность дифференцированные знания и навыки ИКТ или «немая сцена» из «Ревизора»?

26 ноября 2010 на Международной научно-практической конференции «Документация в информационном обществе: международный опыт управления документами» рассматривались тезисы моего выступления «Юридическая значимость» «реального» электронного документооборота в затратах времени на работы по документационному обеспечению управления».

В 2011 в полном объеме тезисы доклада опубликованы (СС. 241-249) в сборнике Доклады и сообщения на XVII Международной научно-практической конференции 25-26 ноября 2010/Росархив. ВНИИДАД. – М., 2011. – 504 с.

Как сейчас помню непонятную для меня обиду коллег из кафедр некоторых высокопоставленных учебных заведений, занимающихся повышением профессиональной квалификации госслужащих за озвученные результаты исследований. «Ты чего творишь? – шептали мне в зале после выступления. – Подводишь итоги «словесной лабуды»? (Такого то) аж перекосило».

Именно в 2010 я приступил к разработке авторского Образовательного квадранта глобального информационного общества. Надеюсь, при чтении некоторых постов на блоге вы чувствуете аспекты, служащие основанием для анализа проблем предметной специализации. Не скрываю, посты – апробация некоторых выводов, которые войдут в мою книгу.

Вот эти слова, которые минуя «нашептывания», включены в состав опубликованного доклада: «К сожалению, приходится констатировать, что в России научное пространство стратегически значимых направлений документационного обеспечения управления (управления документами) заполнено, во-первых, референциальностью сюжетно-повествовательных высказываний об «основах делопроизводства» и, во-вторых, аналитикой уведомительного или повествовательного дискурса (сопоставимому «рыбному базару») о законодательном и нормативном регулировании России и зарубежья…

Во все квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам государственных гражданских служащих ФОИВ включены знания «основ делопроизводства». Но, как правило, эти знания не соответствуют навыкам по их реализации, и замыкаются на уровне «бюрократического дилетантизма» писцов времен самодержавного столоначалия:

- подготовка деловой корреспонденции, - составление и подготовка делового письма, - подготовка и редактирование документов, - подготовка проектов документов, - подготовка служебных документов; - владение способностями подготовки делового письма; - подготовка внутренних и исходящих документов; - редактирование документации и т.п.

Отсутствие однозначности в представлении о составе и содержании «основ делопроизводства» приводит к курьезам. В квалификационных требованиях к знаниям и навыкам служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы России профессиональные знания ведомственной Инструкции по делопроизводству предусматриваются только для категорий «специалисты» старшей группы и «обеспечивающие специалисты» ведущей, старшей и младшей групп должностей. Должностям категории «руководители» главной и ведущей групп, «помощники (советники)» главной и ведущей групп, «специалисты» ведущей группы достаточно знать только «основы делопроизводства».

Подготовка заключений, отзывов, рецензий на проекты нормативных правовых актов, иных документов (справок, информационных записок, проектов приказов, поручений, писем, ответов на поступающие запросы и другую корреспонденцию) в центральном аппарате Федерального агентства лесного хозяйства соотносятся с профессиональными знаниями «основ делопроизводства и системы документооборота» исключительно для категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей и категории «обеспечивающие специалисты» ведущей группы. Всем остальным категориям практические навыки профессионального знания «основ делопроизводства» или «основ делопроизводства и системы документооборота» не предъявляются.

А в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий профессиональные навыки «подготовки деловых писем» своих служащих вообще не подкрепляются требованиями к их знаниям «основ делопроизводства» или документационного обеспечения управления».

Дополнительно см.:
http://svdrokov.blogspot.com/2010/11/blog-post_8351.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/11/blog-post_14.html

И как же мне приятно было узнать о выходе в свет «Рекомендаций по включению в нормативные акты государственных органов, которыми утверждены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения государственными гражданскими служащими должностных обязанностей, требований к знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий» (далее – Рекомендации), разработанных Минздравсоцразвития России.

Источник:
http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/employment/37

Основанием для разработки Рекомендаций послужили источники, которые упрямо не включались в сферу основ для повышения профессиональных знаний и навыков госслужащих. И надо было миновать от 4 до 5 лет, чтобы осознать их государственную важность в образовательной деятельности высшей школы!

А в период упущенного времени или «хлестаковщины» «лабудировать» так называемый «зарубежный опыт», с написанием диссертаций и пустых книжек, уже не имеющих на текущий момент практической ценности… Ничего не поделаешь – отсутствие научного предвидения. «Много званных, но мало избранных».

«В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одним из приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе является повышение эффективности государственного управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, в том числе:

- создание «электронного правительства», предусматривающего повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти; - обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена.

Одновременно необходимо отметить, что подпрограмма «Информационное государство», реализация которой предусмотрена в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, нацелена на разрешение, в том числе проблемы, связанной с низким уровнем навыков использования государственными служащими информационно-телекоммуникационных технологий.

В настоящее время государственные органы активно применяют информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) в своей работе, что требует наличия у государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие) соответствующих знаний и навыков в данной области. Наличие знаний и навыков в области ИКТ приобретает особую актуальность в связи с переходом в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 октября 2011 г. к оказанию государственных услуг посредством межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия без участия заявителя»…

«Проведенный Минздравсоцразвития России мониторинг свидетельствует, что квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих, утвержденные нормативными актами государственных органов, в большинстве случаев не дифференцированы по категориям и группам должностей в части объема и специфики знаний и навыков в области использования ИКТ и ограничиваются такими обобщенными формулировками, как «владение компьютером и другой оргтехникой», «владение необходимым программным обеспечением», «наличие навыков пользования современной оргтехникой и программными продуктами» и т.п.

Данный подход к установлению квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих в области ИКТ затрудняет формирование представителем нанимателя перечня компетенций, необходимых для выполнения гражданскими служащими возложенных на них должностных обязанностей в соответствующей области профессиональной служебной деятельности, что влечет снижение эффективности исполнения государственных функций».

С рекомендуемыми «квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам в области ИКТ», «требованиями к профессиональным знаниям и навыкам в области ИКТ», «уровнем профессиональных знаний и навыков в области ИКТ у лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы, и гражданских служащих» предлагаю ознакомиться самостоятельно.

…«Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою. По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выражением лица, относящимся прямо к семейству городничего.

По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» За ним Коробкин, обратившийся ко зрителям с прищуренным глазом и едким намеком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение. Занавес опускается».

Фото «Немая сцена» К.А. Савицкого, 1901-1902

Комментариев нет:

Отправить комментарий