25-26 ноября 2010 г. состоится XVII Международная научно-практическая конференция «Документация в информационном обществе: международный опыт управления документами».
Источник: http://www.vniidad.ru/conference17.html
Представляю начало кратких тезисов своего сообщения на тему «Юридическая значимость» «реального» электронного документооборота в затратах времени на работы по документационному обеспечению управления». Часть 1.
Источник: http://www.vniidad.ru/conference17.html
Представляю начало кратких тезисов своего сообщения на тему «Юридическая значимость» «реального» электронного документооборота в затратах времени на работы по документационному обеспечению управления». Часть 1.
Обсуждение состоится во время конференции…
Может ли разработка электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ) (предполагающая построение распределенной системы управления, реализующей полный спектр задач, связанных с управлением документированной информации и процессами ее обработки), рассматриваться вне областей научной специальности «Документалистика, документоведение и архивоведение», а также общественных ожиданий?..
<…> Мировой опыт свидетельствует, что одним из действенных каналов по обсуждению важнейших проблем является формирование экспертного научного пространства по стратегически важным направлениям. В качестве одного из примера предлагается рассматривать деятельность британской организации Office of Public Service Reform. Этот координатор на протяжении пяти лет осуществлял активное содействие и поддержку междисциплинарного научно-исследовательского изучения (с многоплановым подходом) ключевых вопросов социальных услуг.
Источник: http://www.publicservices.ac.uk/
Дополнительная информация: http://svdrokov.blogspot.com/2010/11/blog-post_04.html
К сожалению, приходится констатировать, что в России научное пространство стратегически значимых направлений документационного обеспечения управления (управления документами) заполнено, во-первых, референциальностью сюжетно-повествовательных высказываний об «основах делопроизводства» и, во-вторых, аналитикой уведомительного или повествовательного дискусса (сопоставимому «рыбному базару») о законодательном и нормативном регулировании России и зарубежья.
Пояснение: «Рыбный базар» - постоянно пополняемая коллекция всевозможных текстов нормативных документов с целью дальнейшей компиляции под текущие задачи разработки служебных документов (С.Д.).
Референциальность объясняется размытостью представления о составе и содержании «основ делопроизводства». Пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред.) предписывает: «Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задачи и функций…»
Во все квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам государственных гражданских служащих ФОИВ включены знания «основ делопроизводства». Но, как правило, эти знания не соответствуют навыкам по их реализации, и замыкаются на уровне «бюрократического дилетантизма» писцов времен самодержавного столоначалия: подготовка деловой корреспонденции, составление и подготовка делового письма, подготовка и редактирование документов, подготовка проектов документов, подготовка служебных документов; владение способностями подготовки делового письма; подготовка внутренних и исходящих документов; редактирование документации и т.п.
В ряде случаев, квалификационные знания «основ делопроизводства» искусственно связываются с навыками систематизации информации, работы со служебными документами, и отмежевываются от знаний <…>
Отсутствие однозначности в представлении о составе и содержании «основ делопроизводства» приводит к курьезам.
В квалификационных требованиях к знаниям и навыкам служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы России профессиональные знания ведомственной Инструкции по делопроизводству предусматриваются только для категорий «специалисты» старшей группы и «обеспечивающие специалисты» ведущей, старшей и младшей групп должностей. Должностям категории «руководители» главной и ведущей групп, «помощники (советники)» главной и ведущей групп, «специалисты» ведущей группы достаточно знать только «основы делопроизводства».
Подготовка заключений, отзывов, рецензий на проекты нормативных правовых актов, иных документов (справок, информационных записок, проектов приказов, поручений, писем, ответов на поступающие запросы и другую корреспонденцию) в центральном аппарате Федерального агентства лесного хозяйства соотносятся с профессиональными знаниями «основ делопроизводства и системы документооборота» исключительно для категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей и категории «обеспечивающие специалисты» ведущей группы. Всем остальным категориям практические навыки профессионального знания «основ делопроизводства» или «основ делопроизводства и системы документооборота» не предъявляются.
А в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий профессиональные навыки «подготовки деловых писем» своих служащих вообще не подкрепляются требованиями к их знаниям «основ делопроизводства» или документационного обеспечения управления.
Инструментальные компетенции «основ делопроизводства» государственной гражданской службы не предусматривают профессиональных навыков служащих <…>
Удручает пропагандируемая «синонимичность» терминов «делопроизводство» и «документационное обеспечение управления» на сайте «Энциклопедия делопроизводства» консалтинговой группы «Термика», которая является официальным распространителем «Информационно-справочной системы архивной отрасли» (ИССАО) и ее приложения «Информационная система архивистов России» (ИСАР) Федерального архивного агентства России. Почему авторы «Энциклопедии» подменяют точку с запятой, разделяющую термины «делопроизводство» и «ДОУ» в ГОСТ Р 51141-98, на взаимоисключающий союз «или», одновременно называя это «синонимичностью», еще предстоит выяснить…
Так ли уж «безысходна» ситуация в попытках гармонизации представления государственных гражданских служащих о составе и содержании «основ делопроизводства»? По поручению президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции Минздравсоцразвития России в целях обеспечения единства соблюдения норм этики на государственной службе и муниципальной службе был разработан проект Типового кодекса этики и служебного поведения служащих.
Источник: http://www.minzdravsoc.ru/labour/public-service/23
Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения. В документе обозначены требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих, описаны нормы обращения со служебной информацией, зафиксирована ответственность за нарушение кодекса. Однако отсутствуют общественные ожидания от деятельности служащих, заработная плата которых поступает от налогоплательщиков страны.
В связи с главным назначением службы на благо государства и общества, возможно, было бы целесообразно использовать зарубежный опыт Australian Public Service Commission, разработавшей Руководство по практическому использованию ценностей Австралийской государственной службы и кодекса поведения служащих (APS Values and Code of Conduct in practice). В третьей главе «Управление официальной информацией» содержится специальная статья «Ведение записей», в которой раскрывается состав требований к документированию информации, качеству документирования и обеспечению сохранности в соответствии с рекомендациями Национального архива Австралии.
Источник: http://www.apsc.gov.au/values/conductguidelines.htm
В условиях, когда российские национальные стандарты, подготовленные рабочей группой «Документоведение и архивное дело» ТК 191 Глобальной директории ИСО/ТК46/П11 «Менеджмент архивов/записей» пока еще прочно не закрепились в арсенале нормативных актов ФОИВ и их кураторов – государственных архивов, а также отсутствия идентифицированных общественных ожиданий к достойному выполнению профессиональной деятельности и авторитету государственного (муниципального) гражданского служащего, аналогичное австралийскому руководство было бы весьма кстати.
Может ли разработка электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ) (предполагающая построение распределенной системы управления, реализующей полный спектр задач, связанных с управлением документированной информации и процессами ее обработки), рассматриваться вне областей научной специальности «Документалистика, документоведение и архивоведение», а также общественных ожиданий?..
<…> Мировой опыт свидетельствует, что одним из действенных каналов по обсуждению важнейших проблем является формирование экспертного научного пространства по стратегически важным направлениям. В качестве одного из примера предлагается рассматривать деятельность британской организации Office of Public Service Reform. Этот координатор на протяжении пяти лет осуществлял активное содействие и поддержку междисциплинарного научно-исследовательского изучения (с многоплановым подходом) ключевых вопросов социальных услуг.
Источник: http://www.publicservices.ac.uk/
Дополнительная информация: http://svdrokov.blogspot.com/2010/11/blog-post_04.html
К сожалению, приходится констатировать, что в России научное пространство стратегически значимых направлений документационного обеспечения управления (управления документами) заполнено, во-первых, референциальностью сюжетно-повествовательных высказываний об «основах делопроизводства» и, во-вторых, аналитикой уведомительного или повествовательного дискусса (сопоставимому «рыбному базару») о законодательном и нормативном регулировании России и зарубежья.
Пояснение: «Рыбный базар» - постоянно пополняемая коллекция всевозможных текстов нормативных документов с целью дальнейшей компиляции под текущие задачи разработки служебных документов (С.Д.).
Референциальность объясняется размытостью представления о составе и содержании «основ делопроизводства». Пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред.) предписывает: «Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задачи и функций…»
Во все квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам государственных гражданских служащих ФОИВ включены знания «основ делопроизводства». Но, как правило, эти знания не соответствуют навыкам по их реализации, и замыкаются на уровне «бюрократического дилетантизма» писцов времен самодержавного столоначалия: подготовка деловой корреспонденции, составление и подготовка делового письма, подготовка и редактирование документов, подготовка проектов документов, подготовка служебных документов; владение способностями подготовки делового письма; подготовка внутренних и исходящих документов; редактирование документации и т.п.
В ряде случаев, квалификационные знания «основ делопроизводства» искусственно связываются с навыками систематизации информации, работы со служебными документами, и отмежевываются от знаний <…>
Отсутствие однозначности в представлении о составе и содержании «основ делопроизводства» приводит к курьезам.
В квалификационных требованиях к знаниям и навыкам служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы России профессиональные знания ведомственной Инструкции по делопроизводству предусматриваются только для категорий «специалисты» старшей группы и «обеспечивающие специалисты» ведущей, старшей и младшей групп должностей. Должностям категории «руководители» главной и ведущей групп, «помощники (советники)» главной и ведущей групп, «специалисты» ведущей группы достаточно знать только «основы делопроизводства».
Подготовка заключений, отзывов, рецензий на проекты нормативных правовых актов, иных документов (справок, информационных записок, проектов приказов, поручений, писем, ответов на поступающие запросы и другую корреспонденцию) в центральном аппарате Федерального агентства лесного хозяйства соотносятся с профессиональными знаниями «основ делопроизводства и системы документооборота» исключительно для категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей и категории «обеспечивающие специалисты» ведущей группы. Всем остальным категориям практические навыки профессионального знания «основ делопроизводства» или «основ делопроизводства и системы документооборота» не предъявляются.
А в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий профессиональные навыки «подготовки деловых писем» своих служащих вообще не подкрепляются требованиями к их знаниям «основ делопроизводства» или документационного обеспечения управления.
Инструментальные компетенции «основ делопроизводства» государственной гражданской службы не предусматривают профессиональных навыков служащих <…>
Удручает пропагандируемая «синонимичность» терминов «делопроизводство» и «документационное обеспечение управления» на сайте «Энциклопедия делопроизводства» консалтинговой группы «Термика», которая является официальным распространителем «Информационно-справочной системы архивной отрасли» (ИССАО) и ее приложения «Информационная система архивистов России» (ИСАР) Федерального архивного агентства России. Почему авторы «Энциклопедии» подменяют точку с запятой, разделяющую термины «делопроизводство» и «ДОУ» в ГОСТ Р 51141-98, на взаимоисключающий союз «или», одновременно называя это «синонимичностью», еще предстоит выяснить…
Так ли уж «безысходна» ситуация в попытках гармонизации представления государственных гражданских служащих о составе и содержании «основ делопроизводства»? По поручению президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции Минздравсоцразвития России в целях обеспечения единства соблюдения норм этики на государственной службе и муниципальной службе был разработан проект Типового кодекса этики и служебного поведения служащих.
Источник: http://www.minzdravsoc.ru/labour/public-service/23
Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения. В документе обозначены требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих, описаны нормы обращения со служебной информацией, зафиксирована ответственность за нарушение кодекса. Однако отсутствуют общественные ожидания от деятельности служащих, заработная плата которых поступает от налогоплательщиков страны.
В связи с главным назначением службы на благо государства и общества, возможно, было бы целесообразно использовать зарубежный опыт Australian Public Service Commission, разработавшей Руководство по практическому использованию ценностей Австралийской государственной службы и кодекса поведения служащих (APS Values and Code of Conduct in practice). В третьей главе «Управление официальной информацией» содержится специальная статья «Ведение записей», в которой раскрывается состав требований к документированию информации, качеству документирования и обеспечению сохранности в соответствии с рекомендациями Национального архива Австралии.
Источник: http://www.apsc.gov.au/values/conductguidelines.htm
В условиях, когда российские национальные стандарты, подготовленные рабочей группой «Документоведение и архивное дело» ТК 191 Глобальной директории ИСО/ТК46/П11 «Менеджмент архивов/записей» пока еще прочно не закрепились в арсенале нормативных актов ФОИВ и их кураторов – государственных архивов, а также отсутствия идентифицированных общественных ожиданий к достойному выполнению профессиональной деятельности и авторитету государственного (муниципального) гражданского служащего, аналогичное австралийскому руководство было бы весьма кстати.
Комментариев нет:
Отправить комментарий