Доклад «Ведение бизнеса 2014: Понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий» измеряет нормы регулирования, применимые к местным предприятиям, в 189 странах и определяет рейтинг стран по 10 направлениям регулирования предпринимательской деятельности, таким как создание предприятий, разрешение неплатежеспособности и осуществление внешнеторговой деятельности.
В докладе этого года представлены тематические исследования, сосредоточенные на оптимальной практике в шести областях, оцениваемых на основе индикаторов исследования «Ведение бизнеса»: минимальный размер уставного капитала при создании предприятия; проверки с учетом уровня рисков в процессе получения разрешений на строительство; структура затрат при подключении к системе электроснабжения; системы, работающие по принципу «одного окна» во внешнеторговой деятельности; системы электронной подачи заявок и уплаты электронных платежей в налогообложении; а также практика электронного правосудия при обеспечении исполнения договоров.
Успехи в сокращении формальностей
Результаты этих реформ являются ощутимыми. Они могут быть определены количественно путем сложения всех нормативных процедур, платежей и документов, необходимых для малых и средних предприятий для выполнения ряда операций, таких как создание предприятия, регистрация собственности и так далее, в каждой стране, включенной в исследование «Ведение бизнеса». В 2012 количество таких формальностей составило в общем 21 272, а на их выполнение ушло 248 745 дней. Благодаря реформам в сфере регулирования, предпринятым в 2012-2013, в этом нормативном лабиринте сейчас содержится на 300 (1,3%) формальностей меньше, чем в 2012. По сравнению с 2005, когда впервые были собраны данные по 9 из 10 индикаторов исследования «Ведение бизнеса», количество формальностей снизилось приблизительно на 2 400 (11%), а время – на около 40 000 дней.
Страны с самыми слабыми регулятивными органами и самыми сложными и дорогостоящими регулятивными процедурами, как правило, реже осуществляют реформы нормативно-правовой базы. Но если они это делают, то они сосредотачиваются на тех сферах, где эффективность их регулирования хуже всех, и медленно, но уверенно начинают применять некоторые передовые практики, наблюдаемые среди стран с самыми высокими результатами.
Например, в 2005 время необходимое для создания предприятия в странах, входящих в худший квартиль по этому индикатору, в среднем составило 113 дней. Среди лучших 3 квартилей это время составило в среднем 29 дней. Сегодня это отставание существенно сократилось. Хотя разница в 33 дня по-прежнему является существенной, она значительно меньше, чем 85 дней в 2005.
В соответствии с представлениями о важной роли нормативных правил, по некоторым индикаторам исследования «Ведение бизнеса» предусматривается выставление более высоких оценок за более высокую степень эффективности и развития системы регулирования. Например, по индикатору защиты прав инвесторов более высокая оценка дается за более строгие требования к раскрытию информации об операциях между связанными сторонами. По другим индикаторам, таким как, например, получение разрешений на строительство, странам, в которых нет или не применяются нормативные правила в оцениваемой области (и которые занимают позицию в рейтинге «практика отсутствует»), автоматически присваивается самая низкая оценка в качестве штрафа за отсутствие соответствующего регулирования. Более высокие оценки выставляются также за упрощенные методы применения правил, которые позволяют удержать на низком уровне издержки предприятий по их соблюдению.
К таким методам относятся, например, разрешение выполнять формальности, связанные с регистрацией нового предприятия, по принципу «одного окна» или через единый онлайновый портал. Кроме того, более высокую оценку в рамках некоторых индикаторов получают страны, применяющие основанный на учете степени риска подход к регулированию в целях решения социальных и экологических проблем. Например, страны, устанавливающие более высокое регулятивное бремя для тех видов деятельности, которые сопряжены с высокой степенью риска для населения, и менее высокое регулятивное бремя для видов деятельности с незначительным риском.
Источник:
http://russian.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/Foreign/DB14-minibook-russian.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий