воскресенье, 27 июля 2014 г.

Почему ни в России, ни в рамках стран содружества СНГ, не создается экспертное сообщество специалистов-архивистов, занимающихся антиквариатом?

3 года тому назад, в посте «О том, чего лишена архивная отрасль России: призыв к Украине возглавить экспертное сообщество специалистов-архивистов стран СНГ, занимающихся антиквариатом», я писал:

Согласно Федеральному закону № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», из перечня видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, исключен пункт, содержащий реализацию предметов антиквариата. Вслед за этим вступил в силу Указ Президента РФ от 18 февраля 2002 № 184, отменивший Указ № 1108. А довершилось, как ни странно, Федеральным законом от 22 октября 2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред.), «устаканившим» «владельцев» и «пользователей», «передачу» архивных документов, позабыв про «покупателей» и «продавцов», а также «продажу и приобретение». Впрочем, п. 2 ст. 9 узаконивает право граждан приобретать архивные документы в частную собственность, а п.5 ст. 29 – ввозить в РФ архивные документы, приобретенные и (или) полученные на законных основаниях.

А где же право на продажу или реализацию в пределах Родины, СНГ?.. В России же утрачены правовые понятия «антиквариат», «антикварная торговля», «реализация предметов антиквариата». Из-за отсутствия лицензирования торговли на рынке предметов старины и искусства практически оказались нарушенными международные обязательства России по Конвенции ЮНЕСКО 1970, предусматривающие, установление правил, отвечающие этическим принципам, сформированным в данной Конвенции. Жаль, что в России и странах-участниках СНГ пока не ставится вопрос о формировании экспертного сообщества специалистов-архивистов, занимающихся антиквариатом. Может быть, настало время?..

Подробно см.:
http://svdrokov.blogspot.ru/2011/07/blog-post_23.html

И в качестве примера, в Плане основных мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны, утвержденным председателем Организационного комитета по подготовке мероприятий С.Е. Нарышкиным 16 ноября 2013, ни слова об участии представителей России в мировых аукционах. Ни копейки…

Подробно см.:
http://svdrokov.blogspot.ru/2014/07/blog-post_22.html

В проекте Федерального закона «О ввозе культурных ценностей в РФ и вывозе культурных ценностей из РФ», внесенным на рассмотрение депутатом Государственной Думы М.П. Максаковой-Игенбергс, также утрачены правовые понятия «антиквариат», «антикварная торговля», «реализация предметов антиквариата».

Настоящий Федеральный закон, регулируя отношения в сфере ввоза культурных ценностей в РФ и вывоза культурных ценностей из РФ, не распространяется на сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства. Отношения в области ввоза и вывоза культурных ценностей регулируются настоящим законом, таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством РФ о таможенном деле, законодательством о налогах и сборах, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) культурные ценности – предметы материального мира и их коллекции, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: - книги, издания, библиотеки, представляющие исторический, художественный, научный и литературный интерес; - редкие рукописи и документальные памятники; - архивы, включая фото-, аудио-, кино-, видеоархивы…

К полномочиям Правительства РФ в сфере ввоза и вывоза культурных ценностей относятся: 1) установление порядка проведения экспертизы вывозимых и временно вывозимых культурных ценностей; 2) установление порядка регистрации ввозимых культурных ценностей; 3) установление порядка приобретения заявленных к вывозу культурных ценностей в собственность РФ; 4) установление порядка предоставления государственных гарантий в отношении культурных ценностей, временно ввозимых в РФ в целях культурного сотрудничества и являющихся собственностью иностранных государств, иностранных юридических и физических лиц; 5) установление порядка включения заявленных к вывозу культурных ценностей в государственные музейный и архивный фонды РФ, а также в национальный библиотечный фонд.

В РФ запрещается ввоз культурных ценностей в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, и культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск компетентными органами иностранных государств. Такие ценности подлежат задержанию для их последующего возвращения собственникам.

Вывоз культурных ценностей, находящихся в собственности физических и юридических лиц, осуществляется собственником предметов либо уполномоченным им лицом в порядке, установленном законодательством Таможенного союза. Заявление о вывозе культурных ценностей подается собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. О принятом решении заявителю должно быть сообщено не позднее чем через три месяца со дня регистрации заявления. На основании принятого решения о возможности вывоза культурных ценностей уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти выдает разрешительный документ на право вывоза культурных ценностей.

Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иными специалистами в порядке, установленном Правительством РФ. Отказ лица, ходатайствующего о вывозе культурных ценностей, представить на экспертизу заявленные к вывозу предметы рассматривается как отказ заявителя от их вывоза.

Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в установленном Правительством РФ порядке вправе принять решение о целесообразности приобретения культурных ценностей, заявленных к вывозу, в собственность РФ. В случае принятия указанного решения может устанавливаться отсрочка платежа сроком до одного года. В случае, если культурная ценность заявлена к вывозу гражданином РФ, выезжающим за пределы РФ на постоянное жительство, вопрос о приобретении ее в собственность РФ решается без установления отсрочки. В случае вывоза культурной ценности ее автором преимущественное право государства на ее приобретение не применяется.

Вывозу из РФ не подлежат следующие категории культурных ценностей: 3) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей РФ, а также по решению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной – в иных музеях, архивах, библиотеках.

В случае нарушения порядка перемещения культурных ценностей, установленного законодательством Таможенного союза, культурные ценности, задержанные таможенными органами и не востребованные декларантом или иными лицами, передаются уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти осуществляет экспертизу культурных ценностей, и в соответствии с законодательством РФ принимает решение о включении указанных ценностей в государственные музейный и архивный фонды РФ, национальный библиотечный фонд и о передаче культурных ценностей на постоянное хранение в государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки, иные государственные хранилища либо религиозным объединениям.

Источники:
http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/07271769362D0A3D43257CFB00659DA7/$FILE/549487-6_18062014_549487-6.PDF?OpenElement
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=549487-6&02

Фото http://permnew.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий