С апреля 2015 вступил в силу ГОСТ Р 55.0.02-2014/ИСО 55001:2014 Управление активами. Национальная система стандартов. Системы менеджмента. Требования, подготовленный Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «СпецТек» (НПП «СпецТек»). ГОСТ Р утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2014 № 2139-ст.
Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и улучшению системы менеджмента для управления активами, которая далее именуется как «система управления активами» и может быть использован любыми организациями. Организация самостоятельно определяет, к каким ее активам применяется настоящий стандарт.
Стандарт предназначен для применения в первую очередь: - теми, кто вовлечен в разработку, внедрение, поддержание в рабочем состоянии и улучшение системы управления активами; - теми, кто вовлечен в деятельность по управлению активами, включая поставщиков услуг; - внутренними и внешними сторонами, желающими оценить способность организации соответствовать требованиям законодательства, требованиям регулирующих органов и контрактным требованиям, а также собственным требованиям организации.
Стандарт предназначен в большей степени для использования при управлении физическими активами, однако, он может применяться к другим типам активов, но не устанавливает требования в финансовой, бухгалтерской или технической области для управления активами определенного типа.
Согласно ГОСТ Р 55.0.02-2014/ИСО 55001:2014 организация должна определить: требования заинтересованных сторон к регистрации финансовой и нефинансовой информации, относящейся к управлению активами, а также их требования к внутренней и внешней отчетности, касающейся такой информации. Организация должна разработать стратегический план управления активами, который включает документацию, описывающую роль системы управления активами в содействии достижению целей управления активами.
Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и обязательства относительно системы управления активами посредством (в том числе): - обеспечения наличия ресурсов для системы управления активами; - способствования взаимодействию внутри организации при выполнении работ, имеющих пересекающиеся функции и т.д.
Политика управления активами должна быть: - доступна как документированная информация; - доведена до сведения персонала внутри организации; - претворена в жизнь, должна периодически анализироваться и, если требуется, обновляться.
Высшее руководство должно обеспечить, чтобы ответственность и полномочия для соответствующих должностей при управлении активами были определены и доведены персоналу организации.
Организация должна хранить документированную информацию, относящуюся к целям управления активами. Для достижения целей управления активами организация должна разработать, документально оформить и поддерживать в рабочем состоянии планы управления активами. Такие планы должны быть согласованы с политикой управления активами и стратегическим планом управления активами и следовать из них.
При планировании того, как достичь целей управления активами, организация должна определить и документально оформить: a) метод и критерии принятия решений и ранжирования мероприятий и ресурсов для реализации планов управлений активами и достижения целей управления активами; b) процессы и методы, применяемые при управлении своими активами на протяжении их жизненного цикла; c) что должно быть сделано; d) какие ресурсы понадобятся; e) кто будет ответственным; f) когда намеченное будет выполнено; g) методы и формы оценки результатов; h) соответствующие временные горизонты планов управления активами; i) финансовые и нефинансовые последствия планов управления активами; j) периодичность проведения анализа планов управления активами; k) деятельность, связанную с рисками и перспективами в области управления активами с учетом прогноза изменения этих рисков и перспектив стечением времени путем разработки процессов для: - идентификации рисков и перспектив; - оценки рисков и перспектив; - определения критичности активов в достижении целей управления активами; - внедрения соответствующих практик обработки и мониторинга рисков и перспектив.
Организация должна: - определить необходимую компетенцию персонала, выполняющего работы под управлением организацией, которые влияют на производительность активов, на результаты управления активами и результаты функционирования системы управления активами; - обеспечить, чтобы такой персонал был компетентен на основе соответствующего образования, обучения или опыта; - когда приемлемо, предпринимать действия по приобретению необходимой компетенции, а также оценивать результативность предпринятых действий;
- хранить соответствующую документированную информацию как свидетельство компетенции…
Организация должна определить потребность как во внутреннем, так и внешнем обмене информацией, относящейся к активам, управлению активами и системе управления активами, включая: - перечень информации, которой следует обмениваться; - когда осуществлять обмен информацией; - с кем осуществлять обмен информацией; - как осуществлять обмен информацией.
Организация должна определить требования к информации для поддержки активов, управления активами и системы управления активами, а также для достижения целей организации. Для этого: a) организация должна рассматривать: - критичность идентифицированных рисков; - обязанности и ответственность при управлении активами; - процессы, процедуры и мероприятия по управлению активами; - обмен информацией с ее заинтересованными сторонами, включая поставщиков; - влияние качества, доступности и управления информацией на принятие решений в организации. b) организация должна определить: - атрибутивные требования идентифицируемой информации; - требования к качеству идентифицируемой информации; - методы и периодичность сбора информации, ее анализа и оценки.
Документированная информация. Система управления активами организации должна включать: - документированную информацию, требуемую настоящим стандартом; - документированную информацию по применимым законодательным и нормативным требованиям; - документированную информацию, определенную организацией в качестве необходимой для обеспечения результативности системы управления активами. Различия в составе документированной информации различных организаций могут обусловливаться следующими обстоятельствами: - размером организации и ее видом деятельности, процессов, продукции и услуг; - сложностью процессов и их взаимосвязями; - компетенцией персонала; - сложностью активов организации.
При разработке и обновлении документированной информации организация должна обеспечить подходящие: - идентификацию и описание (например, название, дата, автор, ссылочный номер); - формат (например, язык, версия программного обеспечения, изображения) и носитель (например, бумажный, электронный); - анализ применимости и адекватности, а также утверждение.
Документированная информация, требуемая системой управления активами и настоящим стандартом, должна управляться так, чтобы обеспечить: - доступность и удобство в использовании, где и когда она необходима; - адекватную защищенность (например, от потери конфиденциальности, от использования не по назначению, от потери целостности).
Для управления документированной информацией организация должна осуществлять следующую деятельность, если применимо: - распространение, обеспечение доступа, поиск и восстановление, использование; - хранение и защиту от потери данных, включая обеспечение разборчивости; - управление изменениями (например, управление версиями); - продление срока и изъятие.
Документированная информация внешнего происхождения, определенная организацией как необходимая для планирования и функционирования системы управления активами, должна быть соответствующим образом идентифицирована и управляться. Доступ подразумевает разрешение только просматривать документированную информацию или право просматривать и изменять ее и т.д.
Организация должна планировать, внедрять и управлять процессами, необходимыми для соответствия требованиям и осуществления действий, планов, а также корректирующих и предупреждающих действий, посредством: - наличия документированной информации в объеме, необходимом для обеспечения уверенности и свидетельств, что процессы осуществляются, как было запланировано.
Аутсорсинг. Если организация решает передать на аутсорсинг выполнение какого-либо вида деятельности, который влияет на достижение целей управления активами, она должна оценивать, связанные с этим риски. Организация должна обеспечить, что переданные на аутсорсинг процессы и виды деятельности управляемы.
Организация должна определить и документально оформить, как такие виды деятельности будут управляться и как они будут интегрированы в систему управления активами организации.
Организация должна определить: a) процессы и виды деятельности, которые передаются на аутсорсинг (включая область применения и границы процессов и видов деятельности, передаваемых на аутсорсинг, и их взаимодействие с собственными процессами и видами деятельности); b) ответственность и полномочия внутри организации за управление процессами и видами деятельности, переданными на аутсорсинг; c) процессы и область применения для обмена знаниями и информацией между организацией и поставщиком услуг по договору (аутсорсинговой компанией).
При использовании аутсорсинга организация должна обеспечить условия, при которых: - привлекаемые к аутсорсингу ресурсы соответствовали бы требованиям; - осуществлялся бы мониторинг результатов деятельности, переданной на аутсорсинг.
Организация должна хранить соответствующую документированную информацию как свидетельства результатов мониторинга, измерений, анализа и оценки.
Организация должна проводить внутренний аудит через запланированные интервалы для получения информации, помогающей определить, что система управления активами: Организация должна: e) хранить документированную информацию как свидетельства выполнения программы аудита и результатов аудита.
Организация должна хранить документированную информацию как свидетельство результатов анализа со стороны руководства.
Организация должна хранить документированную информацию как свидетельство: - сути несоответствия или аварийной ситуации, и любых предпринятых действий; - результатов любых корректирующих действий.
Приложение А (справочное). Информация о видах деятельности по управлению активами. Относящиеся к деятельности по управлению активами предметные области, описанные в других стандартах, включают следующий перечень, но не ограничиваются им: - менеджмент данных; - мониторинг состояния; - менеджмент рисков; - менеджмент качества; - разработка систем и программного обеспечения; - стоимость жизненного цикла; - технология установки и технического обслуживания оборудования; - финансовый менеджмент; - оценка квалификации персонала; - управление проектом; - имущество и управление имуществом; - процесс закупок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий