Совет по правам человека Генеральной ассамблеи ООН обсуждает доклад Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение. Доклад преследует несколько целей. Во-первых, в нем предпринята попытка определить категории частных субъектов, оказывающих глубокое влияние на свободу выражения мнений в эпоху цифровых технологий.
Во-вторых, в нем определяются вопросы, касающиеся как защиты свободы мнений и их свободного выражения со стороны частного сектора, так и обязанностей государственного сектора по обеспечению защиты пространства для выражения мнений. В-третьих, в нем очерчен ряд областей, в которых нормативное руководство представляется наиболее необходимым.
Иными словами, настоящий доклад является первым из целого ряда докладов, которые будут представлены Специальным докладчиком в целях обеспечения руководящих ориентиров в вопросе о том, каким образом частным субъектам следует защищать и поощрять свободу выражения мнений в эпоху цифровых технологий.
…
Сектор информационно-коммуникационных технологий постоянно находится в процессе стремительного развития, что позволяет непрерывно обновлять технологию и «оцифровывать» повседневную жизнь. В результате этого рассмотрение правовых вопросов и вопросов политики через призму существующих сегодня нормативных пробелов чревато определенным риском оставить без внимания те тенденции, которые сейчас только проявляются или которым предстоит еще проявиться. Это естественно для эпохи цифровых технологий, однако даже с учетом стремительных изменений в технологии в цифровом пространстве будут сохраняться постоянные угрозы для свободы мнений и их свободного выражения.
К числу таких угроз относятся господство или стремление к господству государств над источниками информации при помощи цензуры в отношении интернет-услуг и инфраструктуры; борьба предприятий за продвижение своих продуктов и услуг в среде, враждебной для свободы выражения мнений; неспособность многих предприятий обеспечить поощрение и защиту прав при преследовании своих коммерческих интересов; а также зачастую противоречивые требования отдельных лиц, рассчитывающих на то, что предпринимательские структуры будут обеспечивать им не только безопасность, но и удобство в пользовании, сетевое взаимодействие и подключенность к сообществам.
Главную ответственность за защиту и соблюдение права на осуществление свободы мнений и их свободного выражения несут государства. В контексте информационно-коммуникационных технологий это означает, что государства не должны обязывать или каким-либо иным образом принуждать частный сектор принимать меры, неоправданно или несоразмерно ограничивающие свободу выражения мнений, с помощью законов, политики или неюридических средств. Любые требования, запросы или иные меры по удалению цифрового контента или получению доступа к информации пользователей должны основываться на принятых в установленном порядке законах, подлежать внешнему и независимому надзору и представлять собой необходимые и соразмерные средства достижения одной или более целей, предусмотренных пунктом 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Прежде всего в контексте регулирования частного сектора государственные законы и меры политики должны приниматься и осуществляться транспарентным образом.
Кроме того, правительства должны принимать и выполнять законы и меры политики, обеспечивающие защиту разработки и реализации частным сектором технических мер, продуктов и услуг, способствующих укреплению свободы выражения мнений. Они должны обеспечивать надлежащие процессы осуществления законов, разработки политики и установления других норм в отношении прав и ограничений, касающихся Интернета, с тем чтобы предоставить частному сектору, гражданскому обществу, техническому сообществу и научным кругам возможности для конструктивного вклада и участия.
Государства оказывают на частный сектор информационно- коммуникационных технологий явное давление, которое зачастую приводит к серьезным ограничениям свободы выражения мнений. Вместе с тем частный сектор также выполняет независимые функции, которые могут либо продвигать, либо ограничивать права, что было должным образом признано Советом по правам человека, который в 2011 принял Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека в качестве общего руководства в данной области. О деятельности частных субъектов следует судить по принимаемым ими мерам, как способствующим, так и препятствующим осуществлению свободы выражения мнений, даже в негативных условиях, подрывающих осуществление прав человека.
К числу наиболее важных мер, которые надлежит принимать частным субъектам, относятся разработка и внедрение транспарентных процедур оценки соблюдения прав человека. Они должны разрабатывать и проводить политику, учитывающую их потенциальное воздействие на права человека. Необходимо, чтобы такая оценка предусматривала критический обзор широкого спектра различных видов деятельности частного сектора, таких как разработка и обеспечение соблюдения условий предоставления услуг и стандартов сообщества, касающихся свободы выражения мнений пользователями, включая передачу функции по их применению на подряд сторонним организациям; воздействие продуктов, услуг и иных коммерческих инициатив, по мере их разработки, на свободу выражения мнений пользователями, включая конструктивные и технические решения, а так же планы по установлению дифференцированных цен на интернет-контент и интернет-услуги или доступ к ним; и воздействие на соблюдение прав человека коммерческих отношений с потенциальными государственными клиентами, таких как обслуживание телекоммуникационной инфраструктуры или передача технологий для регулирования контента или осуществления слежения.
Кроме того, исключительно важно, чтобы частные субъекты обеспечивали максимально возможную транспарентность в своей политике, стандартах и действиях, затрагивающих свободу выражения мнений и другие основные права. Оценки соблюдения прав человека должны подвергаться транспарентному обзору с точки зрения применяемых методологий, толкования предусмотренных законом обязательств и воздействия таких оценок на принятие деловых решений. Траспарентность имеет важное значение во всех аспектах, в том числе в контексте регулирования контента, и должна предусматривать отчетность по запросам правительств, касающимся удаления контента.
Сверх принятия мер политики частные субъекты должны также интегрировать обязательства по соблюдению свободы выражения мнений в свои внутренние процессы разработки политики, конструирования изделий, развития предпринимательской деятельности, подготовки персонала и другие соответствующие внутренние процессы.
…многие международные организации играют определенную роль в процессах управления информационно- коммуникационными технологиями. Исключительно важно, чтобы такие организации обеспечивали реальный публичный доступ к мерам политики, стандартам, докладам и иной информации относительно управления Интернетом, разработанным или подготовленным этими организациями и/или их членами, в том числе за счет облегчения доступа к бесплатным интерактивным ресурсам и общественно-просветительским инициативам.
В более общем плане многосторонний процесс управления Интернетом является важным стимулом для осуществления политики, способствующей свободе выражения мнений. С учетом этого международным организациям следует обеспечивать конструктивное участие гражданского общества в разработке политики и других процессах установления стандартов, в том числе посредством расширенного привлечения технических экспертов, разбирающихся в вопросах соблюдения прав человека.
Источник:
http://ap.ohchr.org/documents/dpage_e.aspx?si=A/HRC/32/38
A/HRC/32/38
Дополнительно см.:
https://business-humanrights.org/en/ungps-at-5
A/HRC/32/L.20
Комментариев нет:
Отправить комментарий