воскресенье, 2 июня 2013 г.

Закулисье аврального «исторического архивоведения». Или о том, как молодых архивистов России будут делать историками. Что за напасть?..

Нелепо, смешно, безрассудно, безумно –
Волшебно!..
Ни толку, ни проку, ни в лад, невпопад –
Совершенно!..

Еще с лета прошлого 2012 я обратил внимание на какую-то катавасию в российской «истории»: то «историческая память» скоропостижно преобразуется в «историческую политику»

Подробно см.:
Официальный сайт Президента РФ определил ключевое слово для Российского исторического общества: им стала не «наука», а «культура». Тем временем, «историческая память» преобразовалась в «историческую политику»?..
http://svdrokov.blogspot.ru/2012/06/blog-post_319.html

то прожигаются бюджеты России на копирование и выставку первоисточников, ранее опубликованных учеными и научными коллективами в сборниках документов

Подробно см.:
Тезис Года российской истории («мы живем в эпоху имитаций») подкрепится тратой денег на копирование и выставку первоисточников, ранее опубликованных учеными в сборниках документов?
http://svdrokov.blogspot.ru/2012/05/blog-post_28.html

А лето 2013 начинается с новой «исторической закруткой», на этот раз под эгидой одной из кафедр РГГУ, которая разработала Концепцию профиля «Историческое архивоведение» по направлению подготовки бакалавров «документоведение и архивоведение».

Причем, как выяснилось, родственные кафедры направления «документоведение и архивоведение» знать не знают о новшествах. Как же инициатор Концепции обоснует необходимость нового направления?..

«Открытие нового профиля подготовки бакалавров на базе направления «Документоведение и архивоведение» обусловлено одним из приоритетных направлений государственной политики России в настоящее время – противодействие попыткам фальсификации отечественной истории, которая наносит ущерб национальной безопасности, видоизменяет общественное самосознание нации. Противодействие фальсификации предполагает системную и целенаправленную работу по историческому и культурному просвещению населения, патриотическому и нравственному воспитанию молодежи и т.д.

Основное место в этом ряду занимает организация работы по изучению отечественной истории на основе критического осмысления документального наследия, противодействия ее преднамеренному искажению и политизации. Включение архивного наследия в систему информационных ресурсов общества, информационной среды современного мира в целом, а также трансляция общественного и индивидуального опыта, зафиксированного в архивных документах, являются необходимым условием развития исторического, гуманитарного и естественно-научного знания.

В этой связи актуализируется изучение архивных документов различных эпох на современном профессиональном уровне и введение этих источников в научный оборот, что, в свою очередь, требует подготовки специалистов, владеющих приемами, методами и способами выявления, обработки и анализа архивных документов для последующего использования их в научно-исследовательской работе и культурно-просветительской деятельности.

Однако, специальной образовательной программы, которая могла бы решить поставленные задачи, в настоящее время нет. На протяжении более чем 70 лет подготовка таких специалистов велась в рамках специальности «историко-архивоведение», предполагавшей комплексное изучение дисциплин исторического и архивоведческого блока. Однако после перехода на новые образовательные стандарты историческая составляющая уступила место технологическим вопросам организации комплектования и хранения архивных документов.

Таким образом, очевидные на современном этапе проблемы развития социально значимого комплекса знаний, значение историко-культурного самосознания в решении вопросов национальной самоидентификации и национальной безопасности, широкий спектр востребованности выпускников данного профиля (научно-исследовательская деятельность, работа в архивных учреждениях, музеях, иных учреждениях культуры, образовательная и просветительская деятельность и т.д.), а также накопленный опыт в области подготовки специалистов, владеющих навыками работы с документальным наследием, свидетельствуют о необходимости и возможности открытия образовательной программы «Историческое архивоведение».

Реализация данной образовательной программы направлена на формирование у выпускников следующих специальных компетенций: - способность анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике; - готовность при менять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов; - способность использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем; - готовность использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов.

В рамках образовательной программы предусмотрены специальные дисциплины, позволяющие подготовить бакалавров данного профиля. Они группируются по трем блокам: 1) история фондообразователей (История государственных учреждений дореволюционной России, Государственность «белых» режимов, История политических партий, Местное управление и т.д.); 2) методика работы с историческими источниками (Древнерусский язык, Историческая хронология, Историческая география, Историческая библиография и т.д.); 3) организация работы с архивными документами и направления их использования (История архивного дела России, Археография, Архивы политических партий, Архивы русского зарубежья Архивы личного происхождения, Архивы РПЦ и т.д.).

В результате освоение образовательной программы «Историческое архивоведение» выпускник будет знать особенности комплектования и хранения архивных документов, а также организацию использования документов в научно-исследовательской и культурно- просветительской работе.

Кроме того, он овладеет практическими навыками работы с учетно-справочным аппаратом архива; выявления, обработки и систематизации архивных документов, что позволит анализировать архивные документы для последующего использования их в самостоятельной научно-исследовательской работе.

Он овладеет: - методами ведения исторического исследования и получения нового научного знания в сфере, - социальных и гуманитарных наук. Таким образом, в итоге обучающийся будет знать: - основные виды классификации исторических источников; - основные подходы к изучению исторических источников, приемы и методы их анализа; - основные требования к работе с текстом как историческим источником; - периоды отечественной истории, а также основные факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса; уметь: - дать оценку внешней формы, объема и содержательной массы исторического источника; - сопоставлять различные виды исторических источников и сделать выводы; - дать анализ содержания источника; - определить уровень достоверности и полноты информации; владеть: - историческими понятиям и терминами; - технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории России.

Все это должно способствовать качественному изменению природы научной информации, используемой в социально-культурных и образовательно-просветительских целях, совершенствованию методов поиска и использования исторической информации, что позволит решить стоящую перед государством задачу противодействия фальсификации исторического процесса».

Считаю себя обязанным напомнить о том, что в Историко-архивном институте РГГУ стал работать Научно-методический совет документоведческих и архивоведческих кафедр.

Подробно см.:
http://svdrokov.blogspot.ru/2013/04/blog-post_4.html
http://www.rsuh.ru/news/detail.php?ID=92472

Так почему же Концепция профиля «Историческое архивоведение» по направлению подготовки бакалавров «документоведение и архивоведение» прошла мимо этого коллегиального органа?..

…Приходит день, приходит час,
Приходит миг, приходит срок –
И рвется связь.

Кипит гранит, пылает лед,
И легкий пух сбивает с ног –
Что за напасть?..

Фото из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» Киевнаучфильм, 1976. Режиссер: Давид Черкасский

Комментариев нет:

Отправить комментарий