вторник, 29 октября 2013 г.

История «установления истины» в архивах России кроется в спецхранах

В развитие постов:
http://svdrokov.blogspot.ru/2013/08/blog-post_910.html
http://svdrokov.blogspot.ru/2013/08/blog-post_13.html

25 октября 2013 состоялось Третье заседание Научно-методического совета документоведческих и архивоведческих кафедр (НМСДАК) ИАИ РГГУ, на повестке дня которого было 2 пункта.

Первым заслушивался доклад Татьяны Федоровны Павловой «Архивный спецхран 1918-1960». Выступление Татьяны Федоровны привлекло внимание многочисленных студентов, которые, на радость членов Совета, заполонили аудиторию.

Мне это напомнило не менее значимое событие в годы моего студенчества, когда в 1989 кованная и известная всему миру лестница в Московском государственном историко-архивном ордена Знак Почета институте не могла разместить всех, кто пришел послушать знаменитый доклад Ю.Н. Афанасьева, посвященный культу Сталина. Мест в аудитории не хватило, поэтому, мы кто где мог, расселись на лестнице, слушая выступление Юрия Николаевича по громкоговорителю.

В октябре же 2013 родилось новое направление в архивоведении «История спецхрана». Т.Ф. Павловой удалось систематизировать многочисленные инструкции ОГПУ и НКВД, которые устанавливали категории запретов на доступ к архивным документам. Выявить состав анкет пользователей, служивших основанием к запретительству и отсечению «поползновений» в отступе от основных тем исследований историков.

Она отметила, что к 1938 нормативная база была сформирована под руководством Ежова и Берия. Особо необычно прозвучал рассказ о роли 1960 и ХХ съезда партии. Оказалось, что до выступления Н.С. Хрущева прозвучал не менее значимый доклад, посвященный критической ситуации в изучении истории в условиях тотального запрета в доступе к архивам.

Доклад Т.Ф. Павловой будет опубликован в журналах «Отечественные архивы» и «Вестник архивиста». Я же позволил себе вольность и поздравил Татьяну Федоровну с «почетным званием» − стать «мамой» новейшего направления в архивоведении.

Вторым пунктом заседания стало обсуждение внесений изменений в название направления подготовки бакалавров и магистров «Документоведение и архивоведение». Что же, придется документоведам и архивистам разделить свое «соседство» в классификации специальностей с археологами. Зато индекс цитирования зашкалит! :)

3 комментария:

  1. 1. Доклад о "культе Сталина", который Вы упоминаете, принадлежал отнюдь не Афанасьеву, а Борисову Ю.С.
    2. Указание на орденоносность в наименовании института производится после первого слова.
    3. Что же касается того, что "к 1938 нормативная база была сформирована под руководством Ежова и Берия" - то это просто ерунда. "Нормативная база" была сформирована в первой половине 1920-х гг. под руководством товарища Сталина.

    ОтветитьУдалить
  2. Но слушали то мы - студенты именно Юрия Николаевича. Желающих было такое количество, что далеко не все смогли даже разместиться на лестнице. Орденоносность указал так, потому как стилистически ложится понятнее для современности.

    Меня попросил посмотреть обсуждение на портале Архивы России мой бывший студент Евгений К. Думаю, надо согласиться с ним и выждать время для прочтения исследования Т.Ф. Павловой. В аудитории присутствовала и Т.И. Хорхордина, на труды которой ссылалась Татьяна Федоровна. Меня потрясла аналитическая работа Павловой по сбору и систематизации всех инструкций по ограничению в доступе к архивам. Возможно, в составе этих инструкций будет ссылка на ту, которую утвердил лично Сталин.

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемый Сергей Владимирович.
    К сожалению, я поздновато прочел этот пост. Ты, как всегда хорош в деле выискивания интересной информации, но, что иногда встречалось и раннее, плохо знаешь историю архивов и литературу о ней. Поэтому утверждение, что в октябре же 2013 родилось новое направление в архивоведении «История спецхрана» усилиями Т.Ф. Павловой несколько опрометчиво. При всем моем искреннем уважении к Татьяне Федоровне, хочется отослать тебя к статье, написанной в 1994 г. по конкретным материалам РГВИА (и не только нормативным). 1938 год выбран неудачной вехой, так как в этом году архивная система только вошла в состав НКВД, который возглавил Л.П. Берия, а Ежов не мог иметь отношения к управлению архивами.
    (См. Савин В.А., Виноградова Я.Ю. Из истории создания и функционирования спецхрана в архиве // Отечественные архивы. 1994. № 1. С. 18 – 26).

    Приглашаю к сотрудничеству блогами: http://vasavin.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить