вторник, 19 ноября 2013 г.

Россию тошнит… от угрюмой безысходности гражданского равенства в отсутствии доступа к архивам и… неудачника

С начала 2013 Фонд Возвращение, при поддержке ведущих историков Института российской истории РАН (проф. В.М.Лаврова и к.и.н. И.А.Курляндского), ведет работу с целью заставить органы власти принять действенные меры по обеспечению:

- сохранности массы представляющих историческую ценность документов, без которых впоследствии история России будет неполной. - открытости и доступности безосновательно недоступных с советского периода документов, проливающих свет на коммунистический период истории России.

Предложения Фонда Возрождение по доступности архивов

«1. Введение императивной нормы о снятии грифов секретности автоматически по истечении 30-летнего срока за исключением случаев, когда заранее в специально уполномоченном органе (см. ниже п. 5) или в судебном порядке орган, ответственный за соответствующие секреты, обосновал необходимость продления сроков секретности по конкретным архивным документам.

2. Рассекречивание произвести комплексами архивных фондов и описей, без прежнего многолетнего полистного просмотра всех дел. Исключения возможны лишь для материалов по оружию, внешней разведке и т.п. (случаи должны быть прямо определены в законе), а также для документов личного происхождения, закрытых на известный срок по юридически оформленной воле самих фондообразователей.

3. Законодательное определение перечня сведений, которые гражданин может относить к своей личной тайне (данные о здоровье, интимной жизни, мерах безопасности, имущественном положении и т.п.), и перечня сведений, которые к этой тайне по умолчанию относиться не могут. Ограничение действия периода личной тайны сроком жизни человека, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Не относить к «личной и семейной тайне» биографические данные, сведения о репрессии лица или о его участии в репрессиях, сведения о нарушениях со стороны лица о наложенных на него взысканиях.

4. Установить, что в случаях, когда в документах содержатся сведения, составляющие личную и семейную тайну, это не может быть основанием для их невыдачи ученым, которые допускаются к этим данным при условии подписки о неупоминании фамилий ряда лиц и замене их буквами при публикации сведений из документов (такая практика существует в РГАСПИ).

5. Изменить существующий порядок рассекречивания архивных документов. Изъять из ведения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны функции рассекречивания документов более чем 30-летней давности. При необходимости создать Комиссию по открытию архивов советской эпохи при Президенте РФ с преобладанием в ее составе историков, архивистов и деятелей культуры, со статусом юридического лица и возможностью судебного обжалования ее решений.

6. Обязать Межведомственную комиссию, не дожидаясь 30-летнего срока, снимать грифы секретности и публиковать, в т.ч. в Интернете, все документы, подпадающие под ст.6 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 7 Закона «О гостайне», которые запрещают относить к секретной информации данные о чрезвычайных происшествиях, стихийных бедствиях, состоянии экологии, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами государственной власти их должностными лицами, а также документов, связанных с массовыми репрессиями и посягательствами на права человека (Указ Президента РФ № 658 от 23 июня 1992), и т.п. Установить ответственность архивов и Комиссии за отказ снятия грифов секретности в этих случаях.

7. Изменить совместный приказ министерства культуры, МВД и ФСБ РФ от 25 июля 2006 г. за № 375/584/352 об утверждении «положения «о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов РФ, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел» в части, отсекающей историков от работы с архивно-следственными и фильтрационно-проверочными делами репрессированных.

8. На основании ст. 7 закона «О государственной тайне» рассекречивать архивно-следственные дела на нереабилитированных лиц – деятелей карательных органов сталинского периода (например, Ягоды, Ежова, Фриновского, Берии, Меркулова, Абакумова и многих других).

9. Обеспечить беспрепятственный допуск профессиональных исследователей (докторов и кандидатов наук) в ведомственные архивы, которые осуществляют хранение крупнейших комплексов документов советской эпохи. Это Архив Президента РФ, Центральный архив ФСБ, Архив внешней политики РФ, Центральный архив МВД, Центральный архив министерства обороны и др. В указанных хранилищах установить такие же правила работы с исследователями, какие существуют в государственных архивах страны. Ученые должны получить доступ к научно-справочному аппарату ведомственных архивов (прежде всего к описям) и возможность творческого поиска там по интересующим их темам.

Запретить существующий порядок, когда сами архивисты АП РФ, ЦА ФСБ, АВП РФ и др. подбирают историкам по их запросам дела, и сами решают, что выдавать или не выдавать ученым, осуществляя тем самым противозаконную цензуру информации.

10. Введение в законодательство гражданско-правовой, дисциплинарной и административной ответственности за невыдачу архивных документов при отсутствии правовых оснований для этого. В частности, запретить невыдачу исследователям уже рассекреченных документов по узковедомственным соображениям, например, недопустима практика, когда архив под предлогом того, что готовит сборник документов, закрывает фонды, описи и дела для использования исследователями «со стороны»…

Источник:
http://www.vozvr.ru/tabid/314/entryid/176/Default.aspx

Фото www.ou4.ru/

1 комментарий:

  1. Что-то странное со ссылкой. В случае раскрытия рекомендую отскриншотить. Не исключаю, что Фонд, разместив обращение, пошел на попятную. Прилагаются сканы официальных ответов Неудачника

    ОтветитьУдалить