суббота, 8 июля 2017 г.

Архив, как институт активной памяти (на примере Архива МВД Грузии), а также… инструмент для интерпретации истории страны?

На сайте Международного Мемориала: Проект «Уроки истории. XX век» опубликовано исследование руководителя подразделения архива МВД Грузии доктора гуманитарных наук Владимира Луарсабишвили (родился в 1978; с 2002 публикует переводы с испанского на грузинский и русский языки (Густаво Адольфо Беккер, Хуан Рамон Хименес, Федерико Гарсия Лорка) и баскского (Мигель де Унамуно, Габриель Арести, Габриель Селая).

…В развитии архива, как институции, выделяют три периода – пре-архивный (с античных времен до XIX века), период развития (со второй половины XIX века до первой половины XX века) [Этот период по-разному упоминается в специальной литературе. Некоторые авторы называю его доминантным (Cook, 1997), другие классическим (Thomassen, 1999). Эухенио Казанова выделяет четыре периода: с античных времен до XIII века, с XIII до XIV века, с XIV до XVIII века и с XIX до XX века (Casanova, 1928).] и современный (со второй половины XX века до настоящего времени). [Rodríguez Díaz, 2009]

В пре-архивном периоде не были развиты теоретические подходы при организации архивов, это был периодом практического, т.е. функционального подхода для реализации конкретных задач. В периоде развития архивоведение формируется и отделяется от других наук как самостоятельная дисциплина, а в 1898 году публикуется труд Самуила Мюллера, Иоганна Фейта и Роберта Фруина «Руководство для Договоренности и Описания Архивов». [Руководство состояло из шести частей; в первой описывалось все, что связано с происхождением и составлением архивных депозитов, во второй рассматривалось размещение документов в архиве, в третьей были размышления об описи документов, четвертая посвящена вопросам инвентаризации, пятая – дополнительным вопросам описи, а шестая – терминологии. Руководство было переведено на разные языки, в том числе на немецкий (1905), итальянский (1908), французский (1910), английский (1940), португальский (1960) и др.] В 1922 году Хилари Дженкинсон опубликовала «Руководство администрации Архива», [Руководство состояло из пяти частей; первая – вводная, во второй описывалось происхождение и развитие архивов и правила хранения документов, в третьей – размышления о современных архивах, в четвертой –механизмы и методы формирования документов, а последняя была об архивах Первой мировой войны.] Эухенио Казанова – «Архивистика», [Книга состояла из четырех частей; в первой описывалось архивное здание и связанные с ним вопросы, во второй – архивация документов, в третьей – архивные источники и архивистика, в четвертой – юридические вопросы и об употреблении архивов.] а в 1956 году Теодор Рузвельт Шелленберг издал «Современные архивы», описывающий методологию и конкретные инструкции архивного дела. Со второй половины XX века специальная литература в сфере архивоведения продолжает накапливаться, изучая архивное дело как с исторической, [В этой связи показателен труд Эрнста Познера «Архивы в Древнем мире».] так и академической и прикладной сторон. [Montilla Peña and Mena Mujica, 2013]

Архивоведение, как составляющая часть современных социальных наук, развивается в широком контексте изучений – культуры, истории и философии. Основываясь, с одной стороны, на классических академических работах Ханны Арендт, Жака Дерриды и Мишелья Фуко, а с другой - на современных научных исследованиях, область изучения архивной сферы все больше расширяется, оказываясь в центре современной науки…

Современные исторические исследования нередко проводятся в культурном ракурсе. [Assmann, 2010] В частности, в работах по вопросам архивов и памяти, принято выделять два вида культурной памяти – активную и пассивную. Институты активной памяти хранят прошлое как настоящее, тогда как институты пассивной памяти хранят прошлое как прошлое. [Ibid, 97] Одним из видов активной культурной памяти (вместе с религией и искусством) является история, которая может быть воспроизведена двумя методами: презентацией сакральных текстов, произведений искусства и ключевых исторических периодов, или же хранением документов и артефактов. Первое осуществляется при помощи создания учебников истории, что Чарльз Инграо именует «оружием массовой инструкции», [Профессор истории. Среди его публикаций следует отметить: “Weapons of Mass Instruction: Schoolbooks and Democratization in Central Europe,” Contexts: the Journal of Educational Media, Memory and Society (New York & Oxford: Berghahn 2008), 199-209; “Democracy and Dissolution: Macedonia and the Fate of Yugoslavia,” in D. Jovanović, eds., Makedonija i Sosedite (Skopje: Cyril and Methodius University Press, 2009); “Western Intervention in Bosnia: Operation Deliberate Force,” in Bruce Elleman, ed., Naval Coalition Warfare: From the Napoleonic Wars to Operation Iraqi Freedom (London, 2010), 169-82.] второе же – при помощи архивов.

Следовательно, архивные издания являются одним из важнейших инструментов для осуществления исторических исследований в культурном разрезе. Более того, архивные исследования объединяют указанные два направления – с одной стороны, публикация архивных материалов делает документы более доступными, а с другой, они являются одними из важных составляющих учебников истории.

Историки и исследователи, которые работают в архивах, прикасаются к той части истории, которая при публикации переходит из архивного материала в современный исторический документ, тем самим становясь участниками формирования национальной памяти. Это тем более очевидно, что издревле архивами владели институции, которые располагали властью – церковь, государство, полиция, структуры безопасности. Несмотря на это, со временем, текущая архивная информация устаревает и актуальная документация становится частью исторического прошлого. С этого периода архивные фонды представляют интерес исключительно для историков и исследователей. Именно на временной основе и делятся архивы на политические и исторические.

… Наличие общественного желания объективно воспринять собственное прошлое является важным составляющим для формирования демократического, гражданского общества. С этой точки зрения огромное значение приобретает публикация архивных фондов - работа, которую реализуют архивисты, не будучи научными работниками. Несмотря на то, что публикация архивов без сопутствующего анализа является ненаучным подходом к историческому прошлому, именно доступность в «чистом виде» соответствующих архивных комментариев (пояснения, расшифровки, и т.д.) является важным инструментом для объективного ознакомления с прошлым.

… Архив, как институт активной памяти, является не только хранилищем, но и эффективным инструментом для восстановления, интерпретации и осмысления истории страны. Как первостепенные, так и второстепенные архивные документы могут пролить свет на новую историческую реальность, способствуя формированию новой национальной памяти. 

Архивные исследования являются эффективным средством для международного сотрудничества, сближения разных культур в рамках международного сотрудничества. Работники архивов и историки разных стран формируют современный научный дискурс, подверженный разносторонней и разнообразной интерпретации в культурном, философском и историческом ракурсе.

В демократическом построении страны, которое допускает плюрализм в научно-политическом подходе организации общества, интерпретация «новых» исторических реальностей, основанных на архивных документах, является обязательным условием для осмысления и определения нации в современной мультифункциональной и толерантной среде. Таким образом, архивы представляют необъятный ареал для будущего развития не только конкретной страны, но и всего человечества.

Архивные документы не являются единственным достоверным историческим источником, особенно в случаях с архивами тоталитарных правлений. Во время таких важных исторических периодах, каким был, например, Большой террор в Советском Союзе, многие следственные дела были сфальсифицированы, с целью дискредитирования конкретных лиц. В таких случаях, для установления исторической истины, важно ознакомиться и с дополнительными документами, чтобы создать более или менее реальную картину прошлого. 

Источник:
http://urokiistorii.ru/sites/all/files/luarsabishvili_arhivy.doc 

Дополнительно см.:
https://journals.umcs.pl/f/article/view/4705

Фото facebook.com/vladimer.luarsabishvili

Комментариев нет:

Отправить комментарий