воскресенье, 9 июля 2017 г.

Коснется ли мотивированное (профессиональное) суждение в надзорной практике Банка России профессиональной компетентности риск-ориентированного управления документами кредитных организаций?

Дополнительно см.:
http://svdrokov.blogspot.ru/2017/02/blog-post_12.html 
http://svdrokov.blogspot.ru/2017/06/blog-post_28.html

В своей статье «К вопросу об управлении рисками в документационном обеспечении системно значимых кредитных организаций», опубликованной в 1-м номере 2017 газеты «Бизнес и банки» я писал: «Риски процессов документирования информации, структурирования и систематизации данных усугубляются несоответствием в ряде случаев существующей практики профессиональной компетентности, предъявляемой законодательными и нормативными требованиями, что приводит к последствиям: 1) использование дискретно-знаковых систем коммуникаций через абстрактные понятия, 2) творческая переформулировка профессиональной терминологии, 3) реинтерпретация базовых профессиональных знаний, 4) подмена практических навыков миметическим и инсценировочным (перформативным) воспроизводством действий, без знания процессов и реляций, 5) манипулирование изначально отсутствующими смыслами конкретных видов работ, 6) внедрение не обладающих концептом технологий и ИТ-решений и т.п.

В результате деформации профессиональной работы рисковые события в современном документационном обеспечении способны привести к прямым потерям: 1) снижению стоимости активов в результате утечки информации или ее воровства, мошенничества, неразрешенной деятельности; 2) ущербу, как следствию невосстанавливаемых ошибок при проведении платежей, списаний, зачислений, выплат; 3) вынужденным выплатам контрагентам или клиентам, экономическим агентам в качестве компенсаций или с целью примирения сторон; 4) потерям по судебным решениям и другим правовым расходам; 5) снижению стоимости из-за небрежности, аварий, пожаров, заливов.

А в состав косвенного ущерба могут быть включены следующие характеристики: упущенная выгода, недополученная прибыль, приостановка деятельности; индикативные события в результате снижения эффективности или качества процессов деятельности; увеличение трудозатрат; отсутствие или неэффективность контрольных процедур; возможные или реальные потери клиентов и экономических агентов.

В этой связи системно значимым кредитным организациям надлежит предпринимать согласованные усилия по созданию условий для осуществления на уровне каждого структурного подразделения стратегической программы управления системами документации и документальными фондами на следующих условиях:

а) поддержка со стороны руководства, основанная на результатах тщательного анализа затрат и непосредственных и/или среднесрочных и долгосрочных выгод, в т.ч. с точки зрения облегчения поиска соответствующих данных и документов, что позволит повысить общую эффективность и эффективность административной деятельности, добиться экономии финансовых ресурсов; б) целенаправленные усилия со стороны руководства по повышению дисциплинированности и ответственности всего управленческого персонала и рядовых работников;

в) достаточно высокий уровень руководства программой, позволяющий обеспечить стратегическое видение и надлежащий уровень ответственности и полномочий в отношении различных компонентов деятельности по управлению информацией, а также многодисциплинарный подход, необходимый для мобилизации и согласования усилий экспертов различного профиля; г) охват всех подразделений в целях обеспечения содержательного диалога в режиме реального времени по вопросу о требованиях, касающихся организации управления документами и данными…»

Банком России опубликован доклад для общественных консультаций «Использование в надзорной практике Банка России мотивированного (профессионального) суждения», и предложено в срок до 1 сентября 2017 представить комментарии, включая ответы на поставленные в докладе вопросы, а также предложения и замечания.   

...Динамичное развитие финансовых услуг и продуктов, применение инновационных технологий и изменение особенностей ведения бизнеса на российском финансовом рынке требуют от Банка России совершенствования действующих подходов к регулированию и надзору за деятельностью финансовых организаций. Регулирование и надзор, основанные исключительно на жестких правилах (императивных нормах и требованиях), не всегда позволяют регулятору и участникам финансового рынка оперативно реагировать и учитывать изменяющиеся условия, а в некоторых случаях препятствуют развитию бизнеса и внедрению инноваций до внесения необходимых изменений в нормативную базу.

Дополнение действующего законодательства подходом, основанным на принципах, позволит обеспечивать баланс между применением жестко регламентированных процедур и оценкой качественных характеристик деятельности финансовой организации, а также своевременно исключать негативные тенденции и превентивно реагировать на возникающие риски. Оценка соблюдения финансовой организацией установленных принципов со смещением фокуса надзора в сторону оценки не количественных, а качественных показателей требует от регулятора применения мотивированного (профессионального) суждения с учетом как особенностей бизнеса и операций самой финансовой организации, так и состояния индустрии в целом. Таким образом, целью внедрения и применения института мотивированного (профессионального) суждения является предупреждение рисков организаций на ранней стадии с целью защиты интересов инвесторов, клиентов, кредиторов и других заинтересованных лиц.

…В целом зарубежный опыт показывает, что в рамках риск-ориентированного надзора, в том числе с целью применения превентивных надзорных мер регуляторы финансовых рынков обладают довольно широкими полномочиями по вынесению мотивированного (профессионального) суждения в отношении оценки адекватности систем риск-менеджмента и корпоративного управления, допустимости отдельных операций, направлений деятельности финансовой организации, соблюдения интересов клиентов, а также соответствия требованиям и рекомендациям регулятора. Вынесение такого суждения сопровождается приведением основных результатов проведенных ранее надзорных мероприятий, направлением предписаний / рекомендаций и раскрытием основных риск-факторов в деятельности финансовой организации. В результате методические рекомендации, пруденциальные и иные превентивные требования регулятора дополняются возможностью применения мотивированного (профессионального) суждения, преследующего цель сохранения достаточной гибкости для своевременного реагирования на существующие и потенциальные риски в деятельности финансовых организаций.

…На практике встречаются ситуации, когда при анализе Банком России документов, состава учредителей, должностных лиц финансовых организаций выявляется, что документы соответствуют требованиям законодательства только по формальным признакам, учредители неоднократно выступали в роли учредителей нескольких организаций, осуществлявших сомнительную деятельность, а должностные лица имеют неоднозначную деловую репутацию, свидетельствующую об их недобросовестных намерениях. Таким образом, при рассмотрении комплектов документов соискателей лицензии (статуса) финансовой организации может быть не выявлено нарушений требований законодательства, являющихся формальным основанием для отказа в выдаче лицензии (допуске на финансовый рынок), несмотря на то, что существуют основания, указывающие на признаки недобросовестности финансовой организации (соискателя лицензии) либо ее (его) должностных лиц.

Применение мотивированного (профессионального) суждения позволит Банку России препятствовать допуску на ключевые позиции в финансовых организациях лиц, в том числе формально соответствующих установленным требованиям, при наличии у регулятора достаточных оснований полагать, что эти лица не способны добросовестно выполнять свои функции, а также в тех случаях, когда истинные цели деятельности финансовой организации и ее долгосрочная финансовая устойчивость вызывают сомнения. С другой стороны, возможны и обратные ситуации, когда лицо, назначаемое на должность руководителя финансовой организации, при наличии достаточной профессиональной квалификации, опыта и безупречной деловой репутации не полностью соответствует требованиям для занятия указанной должности (при этом у лица имеется значительный опыт руководящей работы в смежных с финансовой сферах), что не позволяет регулятору выдать соответствующее разрешение...

Источник:
http://www.cbr.ru/analytics/ppc/Consultation_Paper_170705.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий