суббота, 31 марта 2012 г.

Первый тезис Года российской истории сформулирован: мы живем в эпоху имитаций

Источник:
http://www.religion.in.ua/zmi/foreign_zmi/13548-nash-narod-popytalsya-soveshit-samoubijstvo-intervyu-protoiereya-georgiya-mitrofanova.html

«…Мы живем в эпоху имитаций. Очень много имитаций в нашей стране происходит на разных уровнях: в политической жизни, в научной, культурной».

«Помню, недавно в интервью пражскому журналу меня спросили: «Есть ли противостояние между белыми и красными?» Не существует такого противостояния, потому что часть белых погибла, часть – ушла в эмиграцию. У нас белых нет! Нельзя белыми считать военно-исторические клубы, превратившиеся в водочно-истребительные команды, всех этих униформистов, реконструкторов. Это какой-то либо постмодерн, либо маргинальная попытка недоразвившихся подростков заявить о себе. И вот это страшно!»

«Остались великие произведения русской культуры, но ушла субкультура дворянская, купеческая, мещанская, казачья, более того, клирикальная (могу это сказать как священник). Сейчас перед нами сплошные новоделы, сущность которых заключается в том, что современные люди пытаются изображать из себя представителей прошлой эпохи. А так как в советское время мы основательно отучились быть самими собой, то мы очень легко, имитируя, играем во все что угодно. И вся эта деятельность подчас несет в себе печать имитации, печать ролевой игры».

«Ведь у нас коммунизм никто не свергал. Он разложился, мимикрировал и, по существу, остался. Тот самый безыдейный коммунизм брежневского времени. Тоталитарная идеология добилась главного – она сформировала людей, у которых вообще нет никаких идеалов. Людей, у которых нет потребностей идей. Они даже не предполагают, что у людей могут быть убеждения.

Потому что после той катастрофы, которую претерпела наша страна во время Второй Мировой Войны (имею ввиду огромное количество потерь именно мужского активного населения и формирование поколений послевоенной безотцовщины, а это мужчины, которые не просто инфантильны, потому что они воспитывались без отцов, а это мужчины, у которых перекошено сознание в смысле ответственности, осознания самих себя в жизни, в том числе и в истории) апеллировать к этим людям с помощью исторических ценностей невозможно. В разговоре с этими людьми, чтобы докричаться до них, нужно апеллировать к чему-то другому».

«Да, подчас апологеты, общаясь с тогда современными интеллектуалами, говорили об античной философии, культуре. Общаясь с иудеями, обращались к ветхозаветному прошлому. Но главный аргумент их апелляции был ЖИВОЙ ХРИСТОС. А Христа-то в нашей истории в последние десятилетия и не было. И нужно, прежде всего, обратить внимание на НЕГО, потому что, в конечном итоге, это единственное, что, может быть, как-то будет способно потрясти сознание наших современников».

«Почему в свое время меня возмутил Храм Христа Спасителя? Нельзя было делать то, что сделали. Не потому что архитектурное, технологическое качество оказалось гораздо хуже, чем было. Другое: мы как будто попытались дать Богу отступное: «Да, ну было такое несчастье, гонения, бассейн на этом месте, но вот, Господи, тебе храм почти такой же, и оставь нас в покое. У нас все, как было». Мы сейчас восстанавливаем часто церковную жизнь такую, какой она не должна быть. Она вновь рухнет, и падение будет еще более страшным.

«Мы страна нераскаянных каинов. Я не раз об этом говорил, навлекая на себя обвинения в непатриотизме и русофобстве. Сейчас на наших глазах рождается страна, в которой переплетены элементы Советского Союза, в меньшей степени дореволюционной России, и, в большей степени, какой-нибудь банановой республики (страны третьего мира)».

«…история, действительно, сейчас преподается на разных уровнях людьми, которые серьезными историками никогда не были, которые получили определенные идеологические установки, подкрепленные набором тенденциозно подобранных фактов. И им удобно преподавать ТАКУЮ историю, в частности, в школе.

Наконец очевидно, что история наша не актуальна для многих, потому что возникло чувство отторжения от собственной истории. Им интересней будет слушать историю, после просмотра фильма Гибсона «Апокалипсис», какой-нибудь ацтекской империи, чем историю Российской Империи. Но для такого человека все это далеко и не имеет отношения к конкретной жизни: как набор компьютерных игр с разными сюжетами. Ведь он не ощущает себя русским человеком».

«Серьезное историческое образование в новейшее время никогда у нас востребовано не было. Если филология (не литературоведение) в советское время еще развивалась, то историческая наука была в загоне. Были погублены русские исторические школы, например, византология, и сейчас никто не озабочен развитием данной науки как фундаментальной.

Другое дело, что вопрос о том, кто такой Бела Кун, «хороший он или плохой» сейчас интересует лишь узкий круг историков. Так не должно быть, но иное возможно только в стране, которая отдает себе отчет в том, что поражение белых было поражением России. Но у нас – нет: «Поражение белых – это их поражение. Победили красные. Это тоже Россия. Она, может, быть в чем-то лучше, в чем-то хуже, чем если бы она жила при белых» и так далее. Такую логику пытаются оправдать «объективизмом» лукавым, за которым скрывается просто равнодушие».

«Отторжение истории в том и заключается, что сейчас наша недавняя трагическая история, память о которой должна возмущать души наших современников, мало кого возмущает. Эта история стала для современников такой же отдаленной, как гражданская война в США или в Испании. Пройдена точка невозврата. Поэтому апелляциями к этой истории ничего не добиться…»

Фото http://pedsovet.org/forum Андрей Подволоцкий

Комментариев нет:

Отправить комментарий