В декабре 2012 в посте «Фордевинд фундаментальной науки России скукожил ведущие научные организации приоритетных прикладных направлений до двух?» я писал о том, что распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 № 2536-р утверждена Программа фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2013-2020 года), разработанная в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 № 599.
В Программе ставилась цель – необходимо дальнейшее совершенствование фундаментальных исследований, проводимых… ведущими научными организациями.
Упс! Ведущими научными организациями (во множественном числе)… Есть ли таковые в научной специальности «документалистика, документоведение, архивоведение»?
Есть ли организации, которые занимаются прикладными исследованиями, выполняемым за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на основании текущего финансирования по бюджетной смете (для казенных учреждений) и в виде субсидий для выполнения государственных заданий (для бюджетных учреждений)?
Подробно см.:
http://svdrokov.blogspot.ru/2012/12/blog-post_5287.html
http://svdrokov.blogspot.ru/2013/01/2013-2020.html
http://svdrokov.blogspot.ru/2013/07/blog-post.html
И вот, 20 ноября 2013 решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств была утверждена Концепция формирования и развития межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации.
А причем же здесь специализации «документалистика, документоведение, архивоведение»? На вопрос отвечает Концепция:
Во всех государствах – участниках СНГ осуществляется подготовка специалистов в сфере научно-технической информации по традиционным направлениям специализаций для информационных органов и служб: «Документоведение и информационная деятельность», «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Справочно-информационное обеспечение», «Библиотечно-информационная деятельность», «Прикладная информатика (по областям)», «Международная информатика» и др.
Основной задачей специалистов этих направлений является подготовка информационных массивов и источников для возможного аналитического использования их другими специалистами в различных сферах деятельности с целью разработки предложений по их перспективному развитию.
Вместе с тем на современном этапе требуется применять новые подходы к подготовке кадров, обеспечивающих информационное сопровождение всего инновационного цикла: от зарождения идеи до выпуска и реализации инновационного продукта.
Это предопределяет необходимость изменения требований к содержанию и наполнению учебного процесса подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации, а также включения новых специальностей с разработкой соответствующих тарификационно-квалификационных характеристик.
О разработке профессионального стандарта 12-й группы «Административные и офисные работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом» подробно см.:
http://svdrokov.blogspot.ru/2013/06/blog-post_20.html
В свою очередь, это требует формирования и развития современной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации с учетом новых тенденций социально-экономического и инновационного развития государств – участников СНГ.
Главной целью работ по формированию межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации является обеспечение научно-технической и инновационной деятельности государств – участников СНГ кадрами новой формации, способными решать актуальные проблемы на современном уровне.
Для очерченных Советом глав правительств Содружества Независимых Государств и была утверждена Концепция, разработанная в целях повышения эффективности научно-информационного обеспечения и информационно-аналитического сопровождения инновационной деятельности в государствах – участниках СНГ.
Концепция определяет цель и задачи формирования и развития межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации, включая различные формы реализации и тематические направления обучения специалистов в сфере научно-технической информации.
Концепция предусматривает решение следующих задач: - совершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации на основе опыта национальных информационных систем в соответствии с перспективами социально-экономического и инновационного развития государств – участников СНГ;
- разработка образовательных программ межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации;
- формирование тематики курсов обучения, подготовка рабочих планов семинаров и тренингов для повышения квалификации специалистов в сфере научно-технической информации; - организация специализированных учебных групп стажировок в ведущих учебных центрах государств – участников СНГ; - подготовка и издание учебных материалов занятий; - формирование электронных образовательных ресурсов и организация сетевого доступа к ним; - организация межгосударственного обмена учебной и методической литературой.
Формирование и развитие межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации должно осуществляться с учетом следующих основных принципов:
- проведение согласованной политики по обеспечению взаимодействия национальных центров научно-технической информации, патентно-информационных центров, - заинтересованных министерств и ведомств, вузов, институтов повышения квалификации государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере научно-технической информации;
- взаимная заинтересованность в создании межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации;
- использование существующей информационной инфраструктуры; - развитие и эффективное использование современных информационно-телекоммуникационных технологий и ресурсов для повышения качества подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации; - осуществление скоординированных действий по организации научных конференций, обучающих семинаров, стажировок и других совместных мероприятий.
Основные формы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации в государствах – участниках СНГ: - подготовка специалистов в специализированных высших учебных заведениях; - профессиональная переподготовка – получение знаний и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации;
- повышение квалификации – обновление теоретических и практических знаний в соответствии с новыми требованиями к уровню профессиональной квалификации и необходимостью решения новых производственных задач (краткосрочные проблемные семинары, среднесрочные семинары и школы-семинары, курсы повышения квалификации, творческие лаборатории и мастерские, мастер-классы, тренинги, практикумы);
- стажировка – закрепление на практике новых знаний, полученных в результате теоретической подготовки; - актуализация профессиональных знаний по различным образовательным каналам (конференции, семинары, совещания, ярмарки идей, круглые столы, деловые игры, фокус-группы, конкурсы, международные образовательные и профессионально-ознакомительные туры).
Основными специальностями и направлениями подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации для информационной инфраструктуры государств – участников СНГ с учетом современных требований и тенденций являются:
1. Информационные ресурсы на традиционных носителях (библиотечно-информационные ресурсы, документалистика, документоведение, архивоведение): - библиотечно-информационная деятельность; - библиотековедение и библиография; - документоведение и документационное обеспечение управления; - документоведение и информационная деятельность; - справочно-информационное обеспечение.
2. Информационные ресурсы на электронных носителях (хранилища данных, системы управления документами, разработка и реализация ИТ-проектов): - технолог автоматизированных информационных ресурсов; - комплексная защита объектов информатизации.
3. Программно-технологическая база (компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах, разработка и реализация ИТ-проектов): - информатика, вычислительная техника и автоматизация; - системный анализ, управление и обработка информации; - математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов, систем и сетей; - системы автоматизации проектирования (вычислительная техника); - организация и технология защиты информации.
4. Информационно-коммуникационные сети (разработка и реализация ИТ-проектов, концептуальное проектирование корпоративных информационных систем): - телекоммуникационные системы и компьютерные сети; - программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; - математическое моделирование, численные методы и комплексы; - информационная безопасность телекоммуникационных систем.
5. Взаимодействие организаций государственной формы собственности, государственных и коммерческих организаций – информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики.
6. Международное сотрудничество: - информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики; - международная информатика.
7. Коммерческая деятельность (инновационная деятельность, экономика интеллектуальной собственности, маркетинговые и патентные исследования в инновационной деятельности, организация работы по передаче технологий, оказание услуг по обеспечению конкурентной устойчивости на рынке): - информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики; - математические методы в экономике; - информационный менеджмент; - менеджмент инновационной деятельности.
8. Информационно-аналитическая деятельность (консолидированная информация) – референт-аналитик информационных ресурсов. 9. Интеллектуальная собственность (ИС) (право в области ИС, организация и управление правами ИС, овладение навыками работы с источниками патентной и коммерческой информации) – защита прав интеллектуальной собственности.
Основные тематические направления семинаров и тренингов в рамках подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации:
- правовые и организационные условия развития системы научно-технической информации в государствах – участниках СНГ; - механизмы государственной поддержки развития и экономические условия функционирования системы научно-технической информации в государствах – участниках СНГ; - опыт организации, обеспечения и координации межгосударственного обмена научно-технической информацией между государствами – участниками СНГ;
- перспективные информационно-коммуникационные технологии межгосударственного обмена научно-технической информацией в рамках СНГ и обеспечение удаленного доступа к информационным ресурсам; - электронные ресурсы сферы научно-технической информации и интерактивные интернет-сервисы как компоненты информационной инфраструктуры обеспечения инновационного развития экономики; - технологии мониторинга состояния территориально распределенных информационных систем и ресурсов сферы научно-технической информации в государствах – участниках СНГ, актуализация сведений об инновациях в данной сфере;
- научно-техническая экспертиза – предпосылки и перспективы развития; - библиометрические показатели в базах цитирования как инструмент оценки результатов научной деятельности ученых, организаций и государств в целом; - информационная поддержка современной науки и образования, обеспечение доступа к международным научным ресурсам; - опыт деятельности Всероссийского института научной и технической информации Российской академии наук (ВИНИТИ РАН) и головных организаций в сфере научно-технической информации государств – участников СНГ, а также задачи по развитию ориентированных научно-информационных исследований и инноваций;
- программно-технологические разработки ВИНИТИ РАН и головных организаций в сфере научно-технической информации государств – участников СНГ. Автоматизированная система комплектования и регистрации входного потока. Современные технологии в производстве информационных продуктов. Использование новых технологий в поисковых системах; - справочно-информационное обслуживание, услуги на основе фондов научно-технической литературы; - опыт работы на информационном рынке, позиционирование информационных продуктов и услуг ВИНИТИ РАН и головных организаций в сфере научно-технической информации государств – участников СНГ;
- обработка входного потока научно-технической литературы по различным тематическим направлениям; - научно-методическая деятельность ВИНИТИ РАН и головных организаций в сфере научно-технической информации государств – участников СНГ;
классификационные системы (Рубрикатор ГРНТИ ВИНИТИ РАН). Опыт разработки и использования; - классификационные системы (УДК).
Опыт разработки и использования;
- организация информационно-аналитической деятельности в современных условиях: а) информация и знание как стратегический ресурс инновационной экономики; б) методология информационно-аналитической деятельности; в) организация и методика информационно-аналитической деятельности в организационных структурах; г) формирование баз данных и технологии обработки данных; д) патентно-конъюнктурные исследования и права интеллектуальной собственности в организационной структуре;
- проблемы коммерциализации результатов научно-технической деятельности: а) управление инновационной деятельностью на уровне организационной структуры: правовые аспекты, аспекты интеллектуальной собственности, инновационная инфраструктура; б) правовая и экономическая природа научно-технической деятельности;
в) маркетинговые концепции продвижения инноваций. Технологическое брокерство, технологический аудит.
Выведение инновационной продукции на рынок;
- коммерциализация информационных продуктов и научно-информационной деятельности; - теоретические вопросы природы информации и проблем документалистики; - опыт организации информационной поддержки по трансферу технологий; - проблемы формирования культуры инновационного предпринимательства; - использование программы «Антиплагиат» при проверке дипломных и диссертационных работ.
Источник:
http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=4075
Комментариев нет:
Отправить комментарий