понедельник, 27 января 2014 г.

Принципы Национальной безопасности и доступа к информации – брат-близнец Принципам доступа к архивам

12 июня 2013 миру были представлены Глобальные принципы по национальной безопасности и правам на информацию (так называемые «Тсхван принципы»), в разработке которых, насколько известно, Россия участия не принимала.

Подробно см.:
http://svdrokov.blogspot.ru/2013/07/blog-post_2982.html 

Но вот стала доступна резолюция 1954 (2013) Парламентской ассамблеи Совета Европы от 2 октября 2013 о Принципах «Национальной безопасности и доступа к информации»

«9. The Assembly wishes to stress, in particular, the following principles: 9.1. As a general rule, all information held by public authorities should be freely accessible; in addition, business enterprises, including private military and security companies, have the responsibility to disclose information in respect of situations, activities or conduct that may reasonably be expected to have an impact on the enjoyment of human rights.

9.2. Exceptions from the rule of free access to information which are based on national security, or other equally important public interests, must be provided by law, pursue a legitimate purpose and be necessary in a democratic society. 9.3. Limitations to the rule of free access to information, including the rule of the neutrality of the Internet, should be interpreted restrictively. The burden of demonstrating the legitimacy of any restriction rests with the public authority seeking to withhold information.

9.4. Rules on the procedure for the classification and declassification of information and the designation of persons authorised to perform this task should be clear and publicly accessible. Information may be withheld on national security grounds for only as long as is necessary to protect a legitimate national security interest. Public archives containing secret information should periodically review whether the legitimacy of secrecy still exists on national security grounds.

9.5. As a safeguard against overly broad exceptions, access to information should be granted even in cases normally covered by a legitimate exception, where public interest in the information in question outweighs the authorities' interest in keeping it secret. An overriding public interest can typically be found where the publication of the information in question would: 9.5.1. make an important contribution to an ongoing public debate; 9.5.2. promote public participation in political debate; 9.5.3. expose serious wrongdoings, including human rights violations, other criminal offences, abuse of public office and deliberate concealment of serious wrongdoing; 9.5.4. improve accountability for the running of public affairs in general and the use of public funds in particular; 9.5.5. benefit public health or safety.

9.6. Information about serious violations of human rights or humanitarian law should not be withheld on national security grounds in any circumstances. 9.7. A person who discloses wrongdoings in the public interest (whistle-blower) should be protected from any type of retaliation, provided he or she acted in good faith and followed applicable procedures. 9.8. Requests for access to information should be dealt with in a reasonable time. Decisions to refuse access should be duly motivated, open to appeal before an independent national authority and ultimately subject to judicial review. Upon receipt of a request for information, a public authority should in principle confirm or deny whether it holds the requested information. 9.9. Public oversight bodies in charge of overseeing the activities of the security services should be independent from the executive and have relevant expertise, robust powers of investigation and full access to protected information». 

Источник:
http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2009_2014/documents/libe/dv/ii_resolution_/ii_resolution_en.pdf

Предлагаю сравнить данные Принципы с Принципами доступа к архивам: 1. Общественность имеет право доступа к архивам государственных органов. И государственные, и частные предприятия должны в максимальной степени открывать свои архивы для доступа. 2. Учреждения, располагающие архивами, публично извещают о их наличии, в том числе о закрытых материалах, а также раскрывают информацию о существовании ограничений, которые влияют на доступ к их архивам.

3. Учреждения, располагающие архивами, принимают меры к их доступности. 4. Учреждения, располагающие архивами, ограниченными в доступе, ясно и открыто уведомляют о продолжительности ограничений, на основаниях соответствующих законодательных актов, признают право на неприкосновенность частной жизни в соответствии с культурными нормами, и уважение прав владельцев частных материалов. 5. Архивы доступны на равных условиях.

6. Учреждения, располагающие архивами, обеспечивают сохранность и доступность к документам, которые свидетельствуют о необходимости отстаивания прав человека и документировании их нарушений, даже если такие документы, закрыты для широкой публики. 7. Пользователи имеют право на обжалование отказа в доступе. 8. Учреждения, располагающие архивами, обеспечивая оперативные ограничения, не предотвращают доступ к архивам. 9. Архивисты имеют доступ ко всем закрытым архивам и выполняют необходимые архивные работы над ними. 10. Архивисты участвуют в процессе принятия решения о доступе.

Источник:
http://svdrokov.blogspot.ru/2011/10/blog-post_9267.html

Напомню, что этот документ был представлен для публичного обсуждения в августе 2011 с конечным сроком комментирования и внесения изменений до начала февраля 2012. А в январе 2012 на сайте МСА, и по э-почте в адрес членов организации, разослано упоминание об ожидаемых комментариях.

В результате получены 27: 5 из национальных архивов (Бельгия, Канада, Италия, Парагвай, и Соединенное Королевство Великобритании), 2 из Общества американских архивистов, 2 из Международной федерации библиотек и общества Истории американского международного сотрудничества, а также из Ассоциации историков современной Италии, включенные в состав ответа итальянского Генерального директората архивов. Один пришел из МСА (группа SUV), один – от группы историков Африки, остальные от отдельных архивистов из Аргентины, Австралии, Франции, Испании, Швейцарии, США и Зимбабве.

Судя по официальному сообщению HRWG News, из России и стран содружества СНГ, ЕВРАЗИКи ни одного отклика получено не было. Ни я, ни кто либо другой, не можем засвидетельствовать открытого и заинтересованного обсуждения проекта Принципов у нас на родине, или инициированное ЕВРАЗИКой.

Подробно см.:
http://svdrokov.blogspot.ru/2012/09/blog-post_30.html

Комментариев нет:

Отправка комментария