среда, 12 сентября 2018 г.

ЕЭК ООН: Как использовать стандарты наилучшим образом?

Стандарты являются универсальным инструментом. Власти во всем мире все больше используют различные стандарты для достижения политических целей, таких как защита общественности и хрупких экосистем от природных и антропогенных катастроф, гарантия защиты потребителей от возможных рисков и от мошенничества, поддержание и обеспечение безопасных и энергоэффективных транспортных сетей.

Законодательные органы и органы власти уже давно признали, что использование стандартизации директивными органами все чаще становится экономически эффективным и целесообразным методом, нежели использование классических правовых инструментов. Действительно, регулирование экономической и производственной деятельности без использования стандартов в настоящее время является скорее исключением, чем правилом, и в ряде областей это просто невозможно. Уже больше не возникает вопрос – использовать ли стандарты в нормативных актах. Теперь возникает вопрос: «как?» мы могли бы использовать стандарты наилучшим образом?

Хотя общий метод ссылок на стандарты широко известен и признан, этого нельзя сказать о различных методах ссылок на стандарты или, говоря шире, об использовании стандартов в поддержку законодательства. Слишком часто правительства и их регулирующие органы принимают во внимание либо только вариант включения (текста стандарта в текст регламента), либо исключительную ссылку. В обоих случаях стандарт становится частью законодательства и, соответственно, обязательным.

Кроме того, правительства, как, например, в США, весьма часто обязывают агентства по регулированию пользоваться только ссылками с указанием даты (исключительными) при ссылках на стандарты в регламентах. В зависимости от конкретной практики такая ссылка с указанием даты может даже исключать будущие поправки упоминаемого стандарта, лишая тем самым метод ссылки на стандарты нескольких типовых преимуществ. В случае датированной ссылки, технический регламент содержит номер, название и дату упоминаемого стандарта. В результате, единственная версия стандарта может быть использована для проверки на соответствие. Преимущество этого метода заключается в его ясности и, как следствие, высокой степени правовой определенности. Недостатком является то, что каждый пересмотр указанного стандарта обязательно должен привести также к пересмотру технического регламента. Альтернатива датированной ссылки – это так называемые динамические ссылки, где представлены только номер и наименование стандарта, без указания даты. В результате, при использовании данного типа ссылок подразумевается, что в любой данный момент времени, версия стандарта, к которому обращаются для выполнения регламента или для подтверждения соответствия с требованиями законодательства, всегда будет актуальна. Недатированные ссылки на стандарты имеют значительные риски, поскольку во всех более поздних версиях ссылочного стандарта, они автоматически становятся частью технического законодательства. На самом деле, это представляет собой делегирование законодательных компетенций техническим комитетам по стандартизации, которые не способны и, разумеется, не имеют право осуществлять законодательную деятельность.

Еще один доступный для законодателей вариант представлен недатированными ссылками на национальное применение международного стандарта. Это позволяет национальным регулирующим органам быть в осведомленными и принимать участие в разработке последующих версий «национального стандарта», тем самым сохраняя контроль над нормами, ссылки на которые используются в национальном законодательстве.

Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» предусматривает, что «международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов». На практике это означает, что стандарты или части стандартов либо включаются в текст регламента, либо упоминаются исключительным образом.

Распространение использования наиболее ограничительного метода ссылок на стандарты стало темой широких дискуссий и предметом рассмотрения в ряде судебных дел, в частности в США. Эти дела касались проблем платного доступа к документам и защиты авторских прав на документы, которые были разработаны в качестве «добровольных согласованных стандартов» и в конечном счете стали «законом». Для организаций по разработке стандартов (ОРС) эти дебаты и последующие судебные дела порождают угрозу для их основополагающих бизнес-моделей и моделей финансирования, которые в значительной степени опираются на коммерческую реализацию стандартов, включая стандарты, ссылки на которые используются в законодательстве. Если бы суды вынесли решение о том, что упоминаемые на исключительной основе стандарты являются законом и на этом основании должны предоставляться открыто на безвозмездной основе, это крайне негативно отразилось бы на деятельности большинства ОРС в США и других странах.

Однако в большинстве судебных постановлений говорится, что: - каждый должен иметь право на доступ к стандартам, а также иметь возможность ознакомления с ними как минимум в государственных учреждениях и библиотеках в режиме «только чтение», - при этом авторские права разработчиков стандартов в отношении их оригинальной авторской работы должны быть защищены. В результате этих судебных постановлений некоторые упоминаемые в законах стандарты в США сегодня имеются в свободном доступе в электронной форме.

Однако последнее слово, очевидно, еще не сказано, и в тех случаях, когда стандарты становятся обязательными в результате ссылок на них, давление на регулирующие органы и ОРС, с тем чтобы сделать эти стандарты доступными без ограничений и бесплатными, скорее всего сохранится или даже возрастет. 

Источник:
http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trade/Publications/ECE-TRADE-418_ER.pdf

Дополнительно см.:
http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trade/Publications/ece-trade-375E_AcommonRegulatoryLanguage.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий