суббота, 21 мая 2011 г.

«Шито-скрытое» использование архивов в гарантиях на установление истины


24-25 февраля 2011 по инициативе Верховного комиссара ООН по правам человека состоялся семинар по вопросу об опыте использования архивов в качестве средства, гарантирующего право на установление истины. В состав экспертной группы вошли представители следующих стран: Гватемала, Югославия, Испания, Южная Африка, США, Сербия, Чили и Аргентина. От России и стран СНГ – никого!..

По итогам семинара принята резолюция:
В архивах содержатся важные свидетельства, обеспечивающие привлечение виновных к уголовной ответственности и проведение внесудебных процедур установления истины. Такие свидетельства можно найти как в правительственных, так и неправительственных учреждениях в любой форме, начиная с бумажных документов и заканчивая аудио- и видео-записями и цифровыми материалами.

В Обновленном своде принципов защиты и поощрения прав человека посредством борьбы с безнаказанностью (Обновленные принципы) содержится требование к государствам принять эффективные меры для защиты материалов, свидетельствующих о грубых нарушениях прав человека. Эта обязанность касается материалов не только государственных органов. Государства должны разработать такую архивную политику, которая гарантировала бы сохранение и защиту всех архивов в области прав человека, хранящихся в различных учреждениях.

Государство должно создать общенациональную архивную систему, объединяющую как архивы государства, так и архивы частных учреждений и частных лиц, в которых содержатся важные объекты национального достояния.

Государство должно принять закон об архивах, предусматривающий сохранение и охрану документального наследия нации, формирование системы управления государственными архивами с момента их создания до момента их уничтожения или сохранения в историческом архиве, определяет круг полномочий архивного управления и правила его функционирования, а также устанавливает четкие критерии доступа к архивам.

Архивы правозащитных групп являются важнейшим ресурсом для комиссий по установлению истины и судебных процессов. Специалистам в области архивного дела следует оказывать помощь НПО в деле расширения их возможностей в сфере управления своими архивами. Международный совет архивов разработал множество стандартов и сводов наилучшей практики, включая руководство по управлению архивами НПО. У правозащитных групп и жертв нарушений прав человека может отсутствовать доверие к государственным органам, в т.ч. к государственным архивам, и поэтому они могут предпочесть переделать свои личные документы, имеющие непреходящую ценность, в негосударственные архивы.

Архивы региональных организаций, межправительственных органов и третьих стран имеют большое значение в борьбе с нарушениями прав человека. Эти архивы должны сотрудничать с жертвами и членами их семей, следователями по вопросам прав человека и судебными властями, которые обращаются к ним с просьбой о помощи, а также предоставлять информацию о своих фондах и открывать доступ к соответствующим материалам.

Для сохранения архивов и обеспечения к ним доступа такие учреждения должны располагать достаточными финансовыми средствами и специально подготовленным персоналом. Правила предоставления доступа к ним должны быть четкими и распространяться на все архивные фонды.

Персонал архивов должен понимать потребности пользователей и проявлять в их отношении деликатность, поскольку потребности жертв и членов их семей во многом отличаются от потребностей журналистов или лиц, вынужденных защищать себя в суде. Одно и то же лицо может являться в одном случае жертвой, а в другом − правонарушителем, что должно учитываться при предоставлении справочной информации.

Существенную роль играет действенная программа информационно-просветительской деятельности. Население должно знать о том, какие архивы существуют, и какие услуги они оказывают. Это имеет особое значение, поскольку многие из тех, кто ищут информацию для правозащитных целей, не имеют опыта работы с архивами. Административные факторы не должны затруднять оказание подобных услуг.

Источник:
http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/HRC/17/21&Lang=R
A/HRC/17/21

Дополнительно см.:
http://svdrokov.blogspot.com/2011/02/blog-post_05.html

Информация для размышления:
http://archives.ru/press/280411.shtml

2 комментария:

  1. Какой-то странный документ. Его, наверное, «соорудили» правозащитники, без участия профессионалов-юристов и архивистов. Вся необходимая законодательно-нормативная и методическая база в большинстве стран уже давно есть, в том числе и у нас.

    Документ явно обращён «в прошлое»: молчаливо предполагается, что ныне здравствующие правительства прав человека не нарушают (в противном случае придётся предположить, что авторы документа всерьёз считают государственных чиновников идиотами, которых можно убедить специально принять меры для сохранения следов собственных преступлений).

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья Александровна, не могу согласиться. Правозащитная информация в том виде, который "подается" в России, скажем "мягче", не совсем соответствует мировым критериям. Далее обсуждать именно эту тему отказываюсь по объективным причинам. Не обессудьте...

    Да, Вы правы - документ (и ряд других) специфичны. Но участия в их разработке "профессионалов-юристов и архивистов" не требуется. Впрочем, хотел бы я услышать фамилии "профессионалов" правозащитников. Лучше "на ушко" :)

    Другое дело - используя интереснейшие разработки Международного совета архивов, попытаться начать работу по разработке российской методологии, связанной с комплектованием архивов, НСА и системы автоматизации публичного доступа...

    ОтветитьУдалить