Одним из 10-ти основных принципов потребителей услуг, установленного проектом ГОСТ Р - / Руководство ИСО/МЭК 76:2008 Разработка стандартов на услуги. Рекомендации по учету нужд потребителя (идентичного ИСО/МЭК 76:2008 ISO/IEC GUIDE 76:2008 «Development of service standards-Recommendations for addressing consumer issues»), является их «представительство» в деятельности разработчиков стандартов.
Заявлено обязательство к разработчикам стандартов на услуги: «Организации, занимающиеся разработкой стандартов, должны обеспечить представительство потребителей во всех технических комитетах и рабочих группах, предмет деятельности которых имеет влияние на потребителей.
Если это невыполнимо, они должны иными способами обеспечить учет интересов потребителя, например, путем консультаций. При необходимости сами стандарты могут предусматривать представительство потребителей, например, путем консультаций при разработке новых услуг».
Во введении к проекту ГОСТ Р - / Руководство ИСО/МЭК 76:2008 декларируется: «Стандартизация услуг может принести следующие выгоды: - создать у потребителя доверие путем обеспечения безопасности, защиты, качества, долговечности и простоты в использовании; - обеспечить точную и релевантную информацию, а также учесть требования пользователя; - способствовать расширению выбора и повышению доступности для широкого круга пользователей; - обеспечить подходящие и не дискриминирующие формы исправления, когда оно необходимо».
«Настоящее Руководство предназначено обеспечить учет потребностей потребителя. Кроме того, оно предлагает общий набор критериев для услуг, не зависящий от конкретных стран, между которыми могут быть большие различия в отношении области действия и применения национального законодательства о защите прав потребителей».
В надежде увидеть задачи стандартизации услуг потребителей в 2012 я ознакомился на официальном интернет-ресурсе Росстандарта с новостью о состоявшемся 22 марта заседании итоговой Коллегии, рассмотревшей отчет «Об итогах работы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2011 году и задачах на 2012 год».
Источник:
http://webportalsrv.gost.ru/portal/GostNews.nsf/acaf7051ec840948c22571290059c78f/c2d035f5d245aea4c32575e8002ee115/$FILE/ItogKolleg2012doklad+slids.pdf
К сожалению, убедился в том, что в прошедшем 2011 стандартизация услуг потребителей не входила в состав приоритетных направлений, которые в себя включали: - разработку стандартов в обеспечение соблюдения требований российских технических регламентов и регламентов Таможенного союза; - энергоэффективность и энергосбережение; -наноиндустрию; - реализацию программы ГЛОНАСС; - реализацию программ стандартизации, разработанных по поручению Правительства РФ и связанных с устранением последствий аварий на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская»; - обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации.
Насколько верно я понял, проводившаяся в 2011 работа по приведению структуры национальных ТК в соответствие со структурами международных ТК/ИСО и ТК/МЭК не предусматривала представительство потребителей в их деятельности. В то время как в России действует 348 ТК, а в 2011 создано 3 (три) новых технических комитета, реорганизован 31, расформировано 66 ТК. Работы по структуризации проводились с целью оживить так называемые «спящие» ТК, укрупнить существующие работающие ТК и создать зеркальные ТК с ТК ИСО и ТК МЭК.
Росстандарт в своем взаимодействии с ТК по стандартизации благоволил исключительно в отношении соучастия бизнеса (с поблажками в налогообложении), и, получается игнорировал представительство потребителей?
В отчете «Об итогах работы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2011 году и задачах на 2012 год» отмечается: «В 2011 году активизировалось участие бизнес-сообщества в разработке стандартов. Минимизация сроков подготовки стандартов, постоянный мониторинг потребностей промышленности и ее инновационных отраслей в стандартах – ключевой элемент успешной политики национального органа по стандартизации, институтов стандартизации и ТК в деле повышения роли стандартов в экономической жизни страны».
Могут ли услуги потребителей не входить в круг задач социального развития страны и бюджетной части плана государства? Ведь не случайно, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казенные, бюджетные и автономные учреждения в 2012 должны обеспечить открытость и доступность учредительных документов, а также информацию о планах и результатах своей деятельности.
При этом какие-либо исключения в отношении учреждений, которым не утверждаются государственные (муниципальные) задания и (или) которым не предоставляются бюджетные ассигнования из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, не установлены. С целью выполнения требований ст. 32 Федерального закона 7-ФЗ создан официальный сайт, а правила предоставления и размещения информации на нем утверждены приказом Министерства финансов РФ от 21 июня 2011 г. № 86н.
Вообще то, в отчете «Об итогах работы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2011 году и задачах на 2012 год» отмечается его деятельность, подвязанная реализацией Концепции создания электронного правительства, по выполнению положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
«По услугам, оказываемым другими федеральными органами исполнительной власти (ФТС, МВД России, Росздравнадзор, Росалкогольрегулирование, Ростехнадзор, Минпромторг России), Росстандарт разработал и ввел в промышленную эксплуатацию 7 электронных сервисов, при помощи которых данные ведомства могут запрашивать и получать необходимую им информацию Росстандарта по электронным каналам связи, в том числе электронные сервисы предоставления сведений по одобрению типа транспортного средства; сведений, подтверждающих утверждение типа средства измерений».
А где потребители услуг могут получить доступ к электронным сервисам информации Росстандарта?.. Или заручиться своим представительством, «например, путем консультаций при разработке новых услуг»?..
В 2011 принято более 1600 документов по стандартизации, в т.ч.: ГОСТ Р – 1066 документов, изменений ГОСТ Р – 42, рекомендаций (Р) – 12 документов. Принимал ли участие в их обсуждении хоть один потребитель услуг?.. Имеется ли российская или международная статистика?..
Росстандартом подготовлен проект Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2015. Заявлено, что «разработка осуществлялась на основе новых стратегических целей и задач национальной системы стандартизации, ориентированных, в первую очередь, на интенсификацию экономического развития страны, ее технологическую модернизацию, улучшение качества жизни населения, углубление процессов интеграции в рамках СНГ и Таможенного союза.
Для эффективного достижения стратегических целей стандартизации проектом Концепции предусматривается совершенствование национальной системы стандартизации по направлениям, включая: совершенствование законодательных основ стандартизации, в том числе в сферах, не относящихся к техническому регулированию; усиление роли бизнеса в работах по стандартизации; развитие стандартизации инновационной продукции; активизация участия России в международных и региональных организациях по стандартизации».
Подразумевает ли «улучшение качества жизни населения», а также «совершенствование законодательных основ стандартизации, в том числе в сферах, не относящихся к техническому регулированию» представительство потребителей в деятельности разработчиков стандартов?
Фото profi-forex.org
Сегодня обратился с просьбой к уважаемому Генеральному директору Всероссийского НИИ сертификации Виле Георгиевичу Версану (через его блог) с просьбой прокомментировать этот пост.
ОтветитьУдалитьhttp://www.vniis.ru/blogversana/56122
Краткая аннотация поста:
Одним из 10-ти основных принципов потребителей услуг, установленного проектом ГОСТ Р - / Руководство ИСО/МЭК 76:2008 Разработка стандартов на услуги. Рекомендации по учету нужд потребителя (идентичного ИСО/МЭК 76:2008 ISO/IEC GUIDE 76:2008 «Development of service standards-Recommendations for addressing consumer issues»), является их «представительство» в деятельности разработчиков стандартов.
Заявлено обязательство к разработчикам стандартов на услуги: «Организации, занимающиеся разработкой стандартов, должны обеспечить представительство потребителей во всех технических комитетах и рабочих группах, предмет деятельности которых имеет влияние на потребителей.
Если это невыполнимо, они должны иными способами обеспечить учет интересов потребителя, например, путем консультаций. При необходимости сами стандарты могут предусматривать представительство потребителей, например, путем консультаций при разработке новых услуг».
В прошедшем 2011 стандартизация услуг потребителей не входила в состав приоритетных направлений. Росстандарт в своем взаимодействии с ТК по стандартизации благоволил исключительно в отношении соучастия бизнеса, и, получается «игнорировал» представительство потребителей?
Могут ли услуги потребителей не входить в круг задач социального развития страны и бюджетной части плана государства? Ведь не случайно, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казенные, бюджетные и автономные учреждения в 2012 должны обеспечить открытость и доступность учредительных документов, а также информацию о планах и результатах своей деятельности.
При этом какие-либо исключения в отношении учреждений, которым не утверждаются государственные (муниципальные) задания и (или) которым не предоставляются бюджетные ассигнования из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, не установлены. С целью выполнения требований ст. 32 Федерального закона 7-ФЗ создан официальный сайт, а правила предоставления и размещения информации на нем утверждены приказом Министерства финансов РФ от 21 июня 2011 г. № 86н.
В 2011 принято более 1600 документов по стандартизации, в т.ч.: ГОСТ Р – 1066 документов, изменений ГОСТ Р – 42, рекомендаций (Р) – 12 документов. Принимал ли участие в их обсуждении хоть один потребитель услуг?.. Имеется ли российская или международная статистика?..
Росстандартом подготовлен проект Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2015. Подразумевает ли «улучшение качества жизни населения», а также «совершенствование законодательных основ стандартизации, в том числе в сферах, не относящихся к техническому регулированию» представительство потребителей в деятельности разработчиков стандартов?