вторник, 28 декабря 2010 г.

«Вотчина» стандартизации организаций России: граждане идут… мимо


Природные катаклизмы, обрушившиеся в 2010 г.: зной, пожары, всепроникающий угар торфяных пожарищ, отсутствие электроэнергии, воды и кислорода, «ледяной дождь» и обледенение выявили неготовность взаимосвязанных с гражданским интересом обязательств организаций к своей продукции, работам и услугам.

Может ли гражданин России изначально, еще на уровне разработки, хоть как то повлиять на ожидаемое качество продукции и услуг организаций, ее процессов? На то, что именуется стандартизацией… Или удел гражданина сутками сидеть в аэропортах в ожидании снятия наледи с самолетов; невозможности найти укрытие от угарного торфяного дыма в бомбоубежище собственного дома, метро; выстаивание в унизительных очередях при проходе через валидаторы общественного транспорта; проезде в маршрутках, рассчитанных для детей начальных классов…

ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред.) определяет права и обязанности участников, регулируемых законом отношений. Целями стандартизации являются:
- повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
- …систем обеспечения качества продукции (работ, услуг)…

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципом (в т.ч.) максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц. Является ли гражданин страны таким лицом?

Источник: http://standard.gost.ru/wps/wcm/connect/aca2c90042398d8ca931f98b8869c50d/FZ_27.12.2002_96%2B184.pdf?MOD=AJPERES

ГОСТ Р 1.0-2004 открытость процессов разработки на всех их стадиях, начиная от планирования до принятия, распространяет исключительно на Национальные стандарты. Предусматривается публикация программ разработки и публичность обсуждения проектов, участие физических лиц, заинтересованных в стандартизации того или иного объекта. Принимаются во внимание замечания всех сторон, т.к. участвующие стороны равноправны. Разработчиком Национального стандарта может быть любое лицо.

Источник: http://standard.gost.ru/wps/wcm/connect/31263000412e9b76bf6eff8b8869c50d/GOST_R_1.0-2004%3Dedt2007.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=31263000412e9b76bf6eff8b8869c50d

ГОСТ Р 1.4-2004 устанавливая объекты стандартизации организации (в т.ч.) включает в их состав «технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества», «услуги, оказываемые внутри организации, в том числе социальные».

Но… в круг свободного участия в обсуждении проектов впускаются только заинтересованные структурные подразделения организации-разработчика и (в случае поставки продукции на внутренний/внешний рынки) представители др. организаций, заказчиков и/или приобретатели продукции. Как известно, гражданин не является «приобретателем», а всего лишь потребителем.

Кстати, знаете причину отсутствия или невнятного содержания всяких инструкций к товару? Она заложена в этом стандарте: «Требования стандартов организации к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями в случае (sic!), если эти стандарты указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг…» Как видим, если не указаны, то, как говорится, следите за рукою.

Источник: http://standard.gost.ru/wps/wcm/connect/43a06980412e9b76bf71ff8b8869c50d/GOST_R_1.4-2004%3Dedt2007.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=43a06980412e9b76bf71ff8b8869c50d

Дорогие сограждане, с чем мы войдем в эпоху природных катаклизмов и «Информационного общества России»?.. Почему электронные государственные услуги органов исполнительной власти не гостированы, а всего лишь административно регламентированы?

Комментариев нет:

Отправить комментарий