четверг, 20 декабря 2012 г.

О двух гвоздях в «крышке» кадровой политики проекта Концепции развития архивного дела России на период до 2020

В развитие поста:
http://svdrokov.blogspot.ru/2012/12/blog-post_14.html

Единственная фраза, открывающая преамбулу 8-го подраздела «Развитие кадрового потенциала архивов» проекта Концепции меня откровенно удивила. Пишется: «Поступательное развитие отечественного архивного дела немыслимо без синтеза наработанного архивистами за предыдущие годы опыта работы с документами на традиционных носителях с привнесенными молодыми специалистами знаниями современных технологий, способности к поиску адекватных ответов на новые вызовы».

И, по неизвестным причинам, никак не упоминает ни один системный или программный документ. Документ, привязанный к конкретному временному периоду, и посвященный вовсе даже не «синтезу» «опыта работы» с «новыми вызовами», а… кадровой политике.

Не найдем ссылок на норморегулирующую среду кадрового строительства и в разделе 3 «Цели, задачи и направления развития архивного дела»: «Цели и задачи развития отечественного архивного дела определяются Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства, государственными программами Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» и «Развитие культуры и туризма (2013–2020 годы)», федеральными целевыми программами «Электронная Россия (2002–2010 годы» и «Культура России (2012–2018 годы)», а также программой информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011–2020 гг.»

Уже очевидно, что отсутствие механизма регулирования кадровой политики, утерянный в проекте Концепции до 2020 не позволит сконцентрировать кадровые ресурсы на приоритетные направлениях поступательного развития архивной отрасли, добиться более эффективного их использования.

Возможно, отсутствие подобного механизма и являлось первопричиной снижения профессионализма, доверия граждан и гражданского сообщества к ожидаемому обороту историко-культурного наследия народов России, оттоку-бегству квалифицированных кадров из отрасли…

Суть же кадровой политики в архивной отрасли, с моей точки зрения, должна состоять не сколь в привлечении, закреплении и адекватном использовании высококвалифицированных специалистов, а столь в создании условий по реализации ими своего профессионального потенциала.

Какие же намечаются условия? Смотрите сами: раз-два и… все?! «- Довести к 2018 г. заработную плату работников государственных и муниципальных архивов до уровня средней оплаты труда по соответствующему региону, что позволит повысить престиж работы архивистов, обеспечить стабильность трудовых коллективов и рост их профессионализма; - привести штатную численность государственных и муниципальных архивов в соответствие с объемами хранящихся в них документов и количеством поступающих запросов; увеличить долю высокотехнологичных рабочих мест с конкурентоспособным уровнем оплаты труда».

Источник:
http://archives.ru/documents/project-3-concept-razvitie-archivnogo-dela.shtml

Разве это условия труда? Нет, это обреченность на элементарное выживание! В проекте Концепции не обозначены: 1) Принципы стимулирования, выражающиеся в создании материальных и моральных стимулов к работе в архивах, 2) Принципы выдвижения кадров на вышестоящие должности при учете уровня их профессиональных, деловых и личностных качеств; 3) Принципы обновления, ротации кадров; 4) Принципы гарантий правовой и социальной защищенности работников архивов.

В майском посте «Коснется ли Всемирный День охраны труда профзаболеваний архивистов России: достойны ли они достойного труда и достойного медицинского страхования?» я писал:

«В России же с 1 марта 2012 действует Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 № 181н. Подчеркивается, что «Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности».

На основании Типового перечня организация составляет свой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, который, как правило, является приложением к коллективному договору, заключенному между работодателем и работниками.

При отсутствии в организации коллективного договора мероприятия, указанные в перечне, включаются в План мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который может обновляться ежегодно. Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 № 302н утвержден «Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)» и «Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»…

НО! Относятся ли рабочие места учреждений архивной отрасли России к сфере культуры?.. А в декабре 2012 в Москве состоится международная конференция высокого уровня по вопросам достойного труда… Архивисты России достойны ли достойного труда? Кто ответит?..»

Источник:
http://svdrokov.blogspot.ru/2012/05/blog-post_03.html

Как видим, не ответил даже проект Концепции развития архивного дела в Российской Федерации до 2020. Печально!

А один из гвоздей в «крышке» кадровой политики архивной отрасли до 2020, обозначенный как «привести штатную численность государственных и муниципальных архивов в соответствие с объемами хранящихся в них документов и количеством поступающих запросов; увеличить долю высокотехнологичных рабочих мест с конкурентоспособным уровнем оплаты труда», и вовсе противоречит статистическому наблюдению за показателями средней зарплаты в архивной отрасли России в разрезе госзаданий и бюджетных обязательств.

«Следует особо обратить внимание, − писал я 14 декабря 2012 в посте «О статистическом наблюдении за показателями средней зарплаты в архивной отрасли России в разрезе госзаданий и бюджетных обязательств (новогодний прогноз)», − на существенные отличия в средневзвешенных ценах за единицу услуги (руб.) в целом по всем бюджетным учреждениям архивной отрасли России.

К сожалению, отсутствует мониторинг услуг и их стоимости, не смотря на годовое наполнение официального сайта для размещения информации о гос- (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru. Как фонд начисленной заработной платы работников по источникам финансирования, (тыс. руб.), акцентирующий средства от приносящей доход деятельности, будет соотноситься к средней численности работников и фонду начисленной заработной платы работников за отчетный период?

Полагаю, в ответе на этот вопрос скрыт успех или провал реализации указа Президента РФ от 7 мая 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», где определено «доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе».

Источник:
http://svdrokov.blogspot.ru/2012/12/blog-post_14.html

И почему в проекте Концепции никак не обозначено такое направление как «Наставничество»? Смогут ли специалисты, пришедшие со студенческой скамьи, и обладающие ИТ-знаниями и навыками, заменить «старую школу»? Ответ на вопрос весьма спорный.

Уверен в необходимости экстренного созыва специалистов, которые помогли бы менеджерам «кадрового потенциала» разработать отраслевую кадровую политику, где важно отличать этапы: - кадровая доктрина; - концепция кадровой политики, определение ее содержания (системы целей, приоритетов, принципов и т.д.); - программы (целевые, комплексные и др.).

В противном случае, Концепция развития архивного дела России до 2020 забьет «гвозди» в «крышку» вовсе даже не «политики», а…

Комментариев нет:

Отправить комментарий