Завершается юбилейный год, посвященный двум национальным героям Норвегии – полярным исследователям Фритьофу Нансену и Руалю Амундсену. В 2011 совпали две великие даты – 150-летие со дня рождения исследователя Нансена и 100-летие со дня достижения экспедицией Амундсена Южного полюса…
…На простой вопрос иностранных журналистов, заданный в начале 1923 года, продолжают ли голодать в России? – первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко успокаивающее заявлял: «Нет». Советская печать весьма неохотно касалась этой темы, время от времени публикуя известия об относительном деревенском благополучии. Мол, пришла зима, настало лето…
Но любознательные иностранцы стремятся сами убедиться в правоте этих заверений. И то, что увидели они собственными глазами в поездках по стране, вызвало первоначально шок, затем – чувство душевной боли. Не от нищеты разрушенного крестьянского хозяйства, нет… от лжи…
Так начиналась моя первая статья «Ошибка Нансена» о его «деревне солнца» в газете «Вечерняя Москва» от 4 ноября 1996 № 252 (21944). В ней речь шла о сельскохозяйственной станции в Саратовской области на базе совхоза № 33. И, пожалуй, это была первая публикация в одном из самых популярных изданий столичной России о неизвестной деятельности норвежца.
…Такого переполоха местные жители совхоза № 33 Саратовской губернии не помнили с весны 17-го года, когда невесть откуда взявшийся колченогий человек с криком «революция», кинулся было поджигать барскую усадьбу, но свалился. Так и не поняли: то ли от сивухи бабы Матрены, то ли от избытка чувств. С того дня все имущество и постройки сохраняются в целостности и сохранности.
Вскоре, под восторженные крики босоногой ребятни, в клубах, заволакивающей все вокруг, пыли, и, грохоте, закладывающем уши, на территорию совхоза вползла колонна тракторов. «Батюшки, барин вернулся», – раздался тихий женский возглас, но осекся под окриком человека в засаленных штанах.
Поначалу сельчане мало что понимали из речи этого странного субъекта, со сверкающими на солнце очечками. Говорил он, будто воды в рот набрал, смешивая и коверкая русские слова с непонятными звуками. «Я есть заведовать сельский станция доктора Нансена. Меня зовут Гест Карлович Седерген. Вот мой мандат». И протянул изумленному председателю, выдавленному вперед толпою совхозников, какую то бумажку. Вытерев о порты руки, тот развернул ее и стал медленно нараспев читать, в разом устоявшейся тишине.
«Сей мандат выдан гражданину Седергену с просьбой оказывать ему всякое законное содействие в деле организации показательного хозяйства, которое преследует исключительно агрокультурные цели и пропаганду местному населению новейших рациональных способов ведения сельского хозяйства. Председатель ВЦИК»…
…22 февраля 1927 года на малом заседании главконцесскома при Совнаркоме СССР принято решение о передаче станций в Саратовской губернии – наркомзему РСФСР, в криворожском округе – Украине. Предлагается также присвоить этим станциям (позднее - совхозам) имя профессора Нансена.
Так мечта Фритьофа Нансена построить «деревню солнца» потерпела полный крах. Мечта, облаченная и экипированная им в передовые достижения мировой сельскохозяйственной науки, сгорела не от палящего солнца на степных просторах России, а от равнодушия советской власти. Мало кто знает о том, что именно Нансену принадлежит идея создания предприятий, которые с 1928 года в советской истории гордо именовались машинно-тракторными станциями (МТС).
Сокращенный (по политическим «мотивам») втрое вариант моей статьи:
http://www.norge.ru/nansen_utopi/
Комментариев нет:
Отправить комментарий