Доступен доклад Верховного комиссара ООН по правам человека «Исследование об общих проблемах, с которыми сталкиваются государства в своих усилиях по обеспечению демократии и верховенства права, с точки зрения прав человека». Ввиду поздней передачи ответа, полученного от Российской Федерации, его перевод не был готов для включения в настоящее исследование на момент его представления для публикации.
«…Этимологически понятие демократии происходит от греческого слова «demokratia», которое в целом означает систему, когда власть («kratos») принадлежит народу («demos»). В этом изначальном аспекте заложена основополагающая характеристика демократии: власть многих, которая противопоставляется недемократическим системам, таким как автократия (власть одного), олигархия (власть немногих) и аристократия (власть «знати»), однако она не дает полного представления о глубине этого понятия, в частности о механизмах осуществления этой власти и их реализации в обществе.
Помимо противопоставления тирании, понимание и практическое применение демократии характеризуют три элемента. Во-первых, демократия является институциональным механизмом, направленным на принятие политических решений, при котором граждане наделены властью через выборы. Во-вторых, демократия является системой управления, при которой руководители несут ответственность за свою деятельность в общественной сфере перед гражданами, действующими опосредованно через соперничество и сотрудничество между их представителями. В-третьих, демократия является политической нормой, основанной на равенстве и справедливости.
Совет по правам человека в резолюции 19/36 заявил, что демократия включает в себя уважение всех прав человека и основных свобод, в частности свободы ассоциаций и мирных собраний, свободы мнений и их свободного выражения, свободы мысли, совести, религии или убеждений, права каждого человека, где бы он ни находился, на признание его правосубъектности и права принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, голосовать в плюралистической системе политических партий и организаций и быть избранным на подлинных, периодических, свободных и справедливых выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление народа, а также уважение законности, принцип разделения властей, независимость судей, транспарентность и подотчетность в работе органов государственного управления и директивных органов и свободные, независимые и плюралистические средства массовой информации.
Не существует какого-либо исключительного вида демократии, который навязывается абсолютно всем. Демократия не связана с одним конкретным культурным контекстом в большей мере, чем с каким-либо другим. При этом, хотя ценности демократии сходны, их выражение может быть различным в зависимости от конкретного контекста. Конкретный контекст является более демократичным, чем другой, в зависимости от превалирующих в нем условий. Таким образом, укрепление местной демократической инфраструктуры способствует глобальному развитию демократии. В конечном счете демократия является более крепкой и жизнеспособной, когда она основывается на легитимных, представительных и справедливых механизмах социально-политического взаимодействия.
Узкие толкования демократии, при которых она сводится, в частности, к процессуальному понятию, не зависящему от контекста, не отражают надлежащим образом ее имманентно универсальные аспекты. Если практическую реализацию демократии действительно можно и даже необходимо увязывать с контекстом, то ее основные ценности − явно универсальны, и эта универсальность лучше всего проявляется в том, что люди во всем мире требуют соблюдения их прав, а это требование в свою очередь лучше всего удовлетворяется в демократическом правовом государстве»...
Источник:
http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/HRC/22/29&Lang=R
A/HRC/22/29
Комментариев нет:
Отправить комментарий