Доступны заключительные замечания Комитета против пыток ООН по пятому
периодическому докладу РФ, принятые Комитетом против пыток ООН на 49-й сессии (29 октября-23 ноября 2012).
Комитет против пыток ООН России рекомендует
Государству-участнику следует в безотлагательном порядке принять срочные и действенные меры по предупреждению любых актов пыток и жестокого обращения на всей территории страны и недопущения безнаказанности предполагаемых виновных.
Государству-участнику следует недвусмысленно подтвердить абсолютное запрещение пыток и открыто заявить о том, что лица, виновные в применении пыток, а также в пособничестве и попустительстве, будут привлекаться к ответственности за свои деяния, подвергаться уголовному преследованию и соответствующим образом наказываться.
Комитет вновь рекомендует государству-участнику привести определение пытки в полное соответствие со статьей 1 Конвенции, криминализировать пытки в качестве отдельного преступления и обеспечить, чтобы сотрудники полиции, военнослужащие и другие государственные должностные лица могли привлекаться к ответственности непосредственно за применение пыток и чтобы наказания им назначались соразмерно тяжести совершенных ими преступлений.
Комитет настоятельно призывает государство-участник проводить оперативное, беспристрастное и эффективное расследование всех утверждений в отношении пыток и жестокого обращения, в частности случаев гибели людей в местах содержания под стражей; привлекать к ответственности виновных, назначать адекватное наказание осужденным; и предавать огласке результаты проведенных расследований.
Комитет рекомендует наделить подразделение Следственного комитета по расследованию преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами, с тем чтобы дать ему возможность расследовать все поступающие обращения.
Государству-участнику следует предоставить Комитету данные о числе поступивших жалоб на применение пыток и жестокого обращения сотрудниками правоохранительных органов и другими государственными должностными лицами, числе жалоб, расследованных государством-участником, и возбужденных по ним дел.
Государству-участнику следует также предоставить Комитету данные о числе должностных лиц, понесших дисциплинарные наказания за неудовлетворительное расследование жалоб на пытки и жестокое обращение или за отказ сотрудничать в расследовании таких жалоб.
Комитет рекомендует государству-участнику:
a) обеспечивать всем задержанным законодательно и на практике право доступа к адвокату, право связаться с родственниками, право быть информированными о предъявленных обвинениях, а также право запрашивать и проходить медицинское освидетельствование сразу же после задержания;
b) обеспечивать предоставление всем задержанным квалифицированных адвокатов, способных организовать их надлежащую защиту, а также оказание им независимой юридической помощи;
c) вести видеозапись всех допросов и устанавливать видеонаблюдение во всех помещениях мест лишения свободы, где могут находиться задержанные, за исключением тех, где такое видеонаблюдение может нарушить права задержанных на частную жизнь и на конфиденциальный характер общения с адвокатом или с врачом. Материалы видеозаписи должны храниться в защищенных помещениях и предоставляться следователям, задержанным и их адвокатам;
d) обеспечивать надзор со стороны государства-участника за уважением всеми государственными должностными лицами гарантий, предоставляемых лишенным свободы лицам, в том числе посредством занесения всей важной информации в книги учета задержаний, и обеспечить регулярный мониторинг соблюдения должностными лицами этих требований к ведению отчетности;
e) обеспечивать, чтобы все государственные должностные лица, которые нарушают основные правовые гарантии, предоставляемые лишенным свободы лицам, привлекались к дисциплинарной или уголовной ответственности, и предоставить Комитету данные о количестве случаев привлечения должностных лиц к ответственности за подобные деяния.
Комитет настоятельно призывает государство-участник бороться с практикой применения пыток для получения признательных показаний и добиваться того, чтобы полученные под принуждением признательные показания на практике не принимались судами в качестве доказательств.
Государству-участнику следует обеспечивать, чтобы судьи задавали всем обвиняемым в уголовных делах вопрос о том, не подвергались ли они пыткам или жестокому обращению во время содержания под стражей, а также при необходимости могли распорядиться о проведении независимого медицинского освидетельствования, особенно в тех случаях, когда есть основания предполагать, что обвиняемые в уголовных делах подвергались пыткам, или когда признательные показания служат единственным доказательством их вины. Все показания, полученные под пытками, должны отклоняться.
Комитет настоятельно призывает государство-участник предоставить информацию о делах, в которых признательные показания были отклонены на основании того, что они были получены под пытками, и сообщить о том, подвергались ли какие-либо должностные лица преследованию и наказанию за принуждение к даче подобных показаний.
Комитет настоятельно призывает государство-участник:
a) обеспечивать общественным наблюдательным комиссиям возможность посещать любые места содержания под стражей без предварительного уведомления, расследовать все случаи, когда должностные лица, как утверждается, препятствуют таким проверкам, и должным образом наказывать виновных;
b) обеспечивать эффективную защиту членов общественно-наблюдательных комиссий (ОНК) от преследований;
c) обеспечивать адекватное финансирование ОНК и их независимость от региональных властей, а также рассмотреть возможность передачи функций по назначению членов ОНК независимым органам;
d) обеспечивать, чтобы выводы и рекомендации ОНК своевременно предавались должной огласке и чтобы все утверждения о несоблюдении правовых гарантий или о случаях пыток или жестокого обращения доводились до сведения компетентных органов и оперативно, беспристрастно и эффективно расследовались, как в случае с утверждениями Леонида Развозжаева о том, что до его передачи Следственному комитету он был похищен и подвергался пыткам должностными лицами государстваучастника с целью получения признательных показаний и что впоследствии ему было отказано в праве на доступ к адвокату по своему выбору;
e) в деле о гибели в СИЗО Сергея Магнитского провести оперативное, беспристрастное и эффективное расследование, с тем чтобы в соответствии с рекомендацией московской ОНК оценить ответственность должностных лиц, в том числе следователя, который вел его уголовное дело, и обеспечить, чтобы все виновные в его пытках и смерти были привлечены к ответственности и понесли наказания соразмерно тяжести совершенного преступления;
f) включить в следующий периодический доклад статистические данные о количестве дел, возбужденных по фактам пыток, жестокого обращения и несоблюдения правовых гарантий по итогам проведенных ОНК проверок, и информацию о результатах проведенных расследований.
Комитет рекомендует государству-участнику:
a) признать, что правозащитники подвергаются опасности и становятся мишенью за их правозащитную деятельность, которая играет в демократическом обществе важную роль; внести изменения в законодательство, требующее от получающих финансирование из-за рубежа правозащитных организаций регистрироваться в качестве «иностранных агентов»; отказаться от видоизмененного определения измены в Уголовном кодексе; и пересмотреть свою практику и законодательство.
Государству-участнику следует создать условия для того, чтобы правозащитники могли нормально работать и выполнять свои функции в соответствии с положениями Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (резолюция 53/144 Генеральной Ассамблеи);
b) обеспечивать, чтобы ни одно лицо и ни одна группа не могли подвергнуться преследованию за связь с Комитетом против пыток, Подкомитетом по предупреждению пыток, Фондом добровольных взносов ООН для жертв пыток и другими правозащитными органами ООН или за предоставление им информации в рамках своей сферы компетенции;
c) оперативно, тщательно и беспристрастно расследовать все утверждения о притеснениях, угрозах, нападениях или убийствах правозащитников и привлечь к ответственности тех, кто выступил заказчиком убийств г-жи Анны Политковской и г-жи Натальи Эстемировой и избиения г-жи Сапият Магомедовой.
Комитет настоятельно призывает государство-участник следить за тем, чтобы никакие антитеррористические меры, принимаемые на Северном Кавказе, не шли вразрез с провозглашенным в Конвенции запретом пыток и жестокого обращения.
Комитет рекомендует государству-участнику:
a) обеспечивать оперативное, беспристрастное и эффективное расследование всех жалоб на несоблюдение правовых гарантий, пытки, жестокое обращение, похищение людей, насильственные исчезновения и внесудебные казни, в том числе на акты насилия в отношении женщин на Северном Кавказе, привлечение к ответственности и наказание всех виновных в совершении подобных преступлений и возмещение вреда, причиненного жертвам;
b) обеспечивать, чтобы ни одно лицо, признанное виновным в совершении в нарушение Конвенции преступлений, представляющих собой пытки, не подпадало под амнистию;
c) обеспечить следователям право требовать от местных властей сотрудничать со следствием и обеспечить наказание тех должностных лиц, которые отказываются от такого сотрудничества;
d) предавать огласке информацию о числе нераскрытых дел о насильственных исчезновениях в регионе и держать родственников исчезнувших в курсе того, как идет расследование, а также о результатах эксгумации и опознания останков.
Ссылаясь на свои предыдущие рекомендации и сделанное в ходе рассмотрения доклада представителем государства-участника заявление о том, что власти в принципе согласны обнародовать доклады КПП о результатах посещения государства-участника, Комитет настоятельно призывает государство-участник публиковать эти доклады, в том числе доклады о результатах поездок на Северный Кавказ.
Кроме того, Комитет просит государство-участник информировать его о сроках публикации этих докладов.
Комитет настоятельно призывает государство-участник законодательно закрепить определение бытового насилия и добиться регистрации полицией всех жалоб на насилие в отношении женщин, в том числе бытовое; оперативно, беспристрастно и эффективно расследовать все жалобы на насилие в отношении женщин; и привлекать к ответственности виновных.
Государству-участнику следует обеспечить, чтобы все сотрудники полиции, отказывающиеся регистрировать такие жалобы, соответствующим образом наказывались.
Государству-участнику следует:
a) принимать эффективные меры для защиты всех тех, кто относится к группам риска, в том числе рома, представителей этнических меньшинств, трудящихся-мигрантов, ЛГБТ и иностранных граждан, в частности путем усиления мониторинга. Все акты насилия и дискриминации в отношении представителей этих групп должны оперативно, беспристрастно и эффективно расследоваться, виновные привлекаться к ответственности, а жертвы получать возмещение за причиненный им вред.
Комитет рекомендует вести сбор статистических данных обо всех преступлениях, совершаемых против представителей этих уязвимых групп, а также о результатах расследований, преследований и мерах по устранению последствий совершенных преступлений;
b) открыто осудить нападения на рома, представителей этнических и иных меньшинств, трудящихся-мигрантов, ЛГБТ и другие группы риска и вести информационно-просветительские кампании, в том числе среди сотрудников полиции, пропагандируя терпимость и уважение многообразия.
Государству-участнику следует усилить меры к тому, чтобы запретить и искоренить «дедовщину» в вооруженных силах, и обеспечить оперативное и беспристрастное расследование всех утверждений о случаях «дедовщины» и гибели военнослужащих в вооруженных силах с тем, чтобы добиться абсолютной нетерпимости в отношении жестокого обращения и пыток в вооруженных силах в соответствии с предыдущими рекомендациями Комитета. При наличии доказательств «дедовщины» государству-участнику следует обеспечить преследование и адекватное наказание виновных, включая увольнение из рядов вооруженных сил; предавать огласке результаты расследований; и компенсировать причиненный жертвам ущерб, в том числе посредством оказания им медицинской и психологической помощи.
Комитет рекомендует государству-участнику прекратить полагаться на дипломатические заверения при экстрадиции или высылке иностранцев со своей территории в тех случаях, когда им угрожают пытки. Комитет просит также государство-участник предоставить ему сведения о количестве и видах дипломатических заверений, полученных в отчетный период, странах, от которых они были получены, а также о механизмах получения таких заверений, их содержании, количестве и результатах поданных в подобных случаях апелляций и существующих механизмах мониторинга на этапе выдворения и после него.
Комитет рекомендует государству-участнику расширять использование альтернативных лишению свободы мер пресечения (Токийские правила).
Комитет рекомендует также a) эффективно расследовать все случаи самоубийств, b) изучить причины самоубийств в местах содержания под стражей и c) обязать Федеральную службу исполнения наказаний улучшить мониторинг и выявление задержанных, относящихся к группе риска, и принимать меры для предупреждения самоубийств и насилия в среде заключенных, в том числе посредством установки камер видеонаблюдения, увеличения штата пенитенциарных учреждений и предоставления заключенным достаточного доступа к адекватным психиатрическим услугам.
Комитет рекомендует также внести изменения в правила медицинского осмотра заключенных, с тем чтобы этот осмотр проводился совершенно независимым медицинским персоналом, защитить подающих жалобы от возмездия и не допускать цензурирования властями их жалоб на жестокое обращение в местах лишения свободы.
Государству-участнику следует гарантировать возможность проведения конфиденциальных бесед со всеми авторами жалоб, принимая эффективные меры для защиты опрашиваемых, и обеспечивать выявление и привлечение к ответственности предполагаемых виновников, соучастников и государственных чиновников, закрывавших глаза на такие преступления или потворствовавших им.
Государству-участнику также предлагается предоставить информацию об имевших место случаях, проведенных расследованиях, в том числе о своевременно проведенных медицинских освидетельствованиях, предъявленных и снятых обвинениях и вынесенных обвинительных приговорах, в том числе информацию о численности сотрудников, если таковые имеются, которые продолжают работать в тех же или иных пенитенциарных учреждениях. Просьба также предоставить информацию о мерах, принятых для предупреждения жестокого обращения в тех же пенитенциарных учреждениях, а также о мерах по реабилитации авторов жалоб, чья информация подтвердилась.
Государству-участнику предлагается в соответствии с данным им обещанием предоставить сведения о результатах предстоящих расследований, которые должны быть проведены по жалобам на жестокое обращение с женщинами, отбывающими наказание в исправительной колонии ИК-13 в Мордовии.
Государству-участнику следует активизировать усилия для возмещения вреда, причиненного жертвам пыток и жестокого обращения, включая выплату справедливой и адекватной компенсации и полную реабилитацию.
Государству-участнику следует внести изменения в законодательство для обеспечения права жертв пыток на возмещение причиненного им вреда в соответствии со статьей 14 Конвенции. Ему следует предоставить Комитету информацию о принятых в этой связи мерах, в том числе информацию о ресурсах, выделяемых для обеспечения эффективного функционирования программ реабилитации.
Комитет обращает внимание государства-участника на принятое недавно замечание общего порядка № 3 (2012) по статье 14 Конвенции, в котором разъясняются содержание и сфера действия обязательств государств-участников по полному возмещению вреда, причиненного жертвам пыток.
Комитет рекомендует государству-участнику создать систему для реабилитации жертв пыток и обучать санитарный, медицинский, средний медицинский и иной персонал, имеющий отношение к документированию и расследованию жалоб на пытки и жестокое обращение, выявлению признаков применения пыток и лечению физических и психологических травм, являющихся следствием пыток и жестокого обращения, в соответствии с Руководством по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Стамбульский протокол).
Комитет рекомендует государству-участнику:
a) обеспечить эффективный контроль и мониторинг со стороны судебных органов всех случаев помещения психически больных в стационарные учреждения;
b) обеспечить эффективную защиту пациентов таких учреждений, в том числе их реальное право на подачу апелляции посредством независимого мониторинга условий лечения, и создание механизма подачи и рассмотрения жалоб и оказания консультативной помощи. Кроме того, медицинский и немедицинский персонал следует обучать методам ухода за пациентами, не сопряженным с применением насилия и принуждения;
c) эффективно расследовать все жалобы на нарушение Конвенции, в том числе сообщения о гибели людей, привлекать к ответственности виновных и возмещать вред, причиненный жертвам.
Государству-участнику следует собрать и предоставить Комитету информацию о жалобах, расследованиях, возбужденных делах и обвинительных приговорах, вынесенных виновным в применении пыток и жестокого обращения, делах, связанных с высылкой иностранцев, продолжительности судебных процессов над подозреваемыми в применении пыток и жестокого обращения, насилии в отношении женщин, а также о результатах рассмотрения всех подобных жалоб и дел, в том числе о возмещении причиненного вреда. Для этого статистические данные должны быть дезагрегированы по полу, возрасту, этническому происхождению, положению, гражданству, типу и географическому положению мест лишения свободы или права опеки, что сделает их актуальными для мониторинга Конвенции.
Источник:
http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=CAT/C/RUS/CO/5&Lang=R
CAT/C/RUS/CO/5
Дополнительно см.:
http://www.rosbalt.ru/moscow/2013/01/13/1080617.html
Фото перепост gerbert.mypage.ru 13 января 2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий