Субсидиарная ответственность (от лат. subsidiarus – резервный, вспомогательный) – 1) право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести; 2) дополнительная ответственность, возлагаемая на членов, например, полного товарищества, несущих солидарную ответственность, в условиях, когда основной ответчик не способен оплатить долг.
В связи с информацией о судебных решениях по привлечению к субсидиарной ответственности руководителей юридически самостоятельных организаций источников комплектования Архивного фонда России («состав» России см. ст.5 Конституции) за отсутствие документов, подтверждающих деятельность организаций, настала пора задуматься о разделении этой ответственности с кураторами, ведущими надзор за своими подопечными.
Особо подчеркиваю одно обстоятельство: в метод рекомендациях «Определение организаций-источников комплектования государственных и муниципальных архивов», согласованных ЦЭПК при Росархиве 30 октября 2012 (без № протокола), категории «сроков хранения» документов на трех этапах определения юридически самостоятельных организаций источниками комплектования не являются доминирующими. Т.к. могут существенно микшировать их функционально-целевое назначение и межведомственное взаимодействие.
Выявление новых организаций, находящихся в зоне комплектования соответствующего архива, осуществляется по реестрам органов госрегистрации юридических лиц, а также статистическому регистру хозяйствующих субъектов. Используются законы и иные нормативные правовые акты, содержащие сведения структуры управления, привлекается информация СМИ, реклама, листовки, брошюры и др.
На втором этапе работы подвергается анализу весь комплекс нормативных, распорядительных, организационных документов организации, уточняются ее функции, структура, наличие вышестоящих и подчиненных (подведомственных) организаций. Осуществляется ознакомление с постановкой делопроизводства для установления полноты и качества документирования деятельности, анализируются инструкции по делопроизводству, номенклатуры дел, которые позволяют раскрыть состав образующихся в организации документов.
Не акцентируются категории «сроков хранения» документов и в Экспертном заключении об организации как источнике комплектования государственного, муниципального архива, где указываются: полное и сокращенное наименование организации, организационно-правовая форма (по учредительным документам); место нахождения организации и почтовый адрес по месту госрегистрации; для общественного объединения указывается место нахождения постоянно действующего органа;
название, дата, номер правового акта об образовании организации; является ли она правопреемником другой организации (название и подчиненность организации-предшественника); подчиненность (подведомственность) организации; учредители; наличие филиалов, представительств; юридический статус, наличие самостоятельного баланса, расчетного счета, штатного расписания, печати;
форма собственности (при наличии – доля государственной собственности в негосударственной организации);
функционально-целевое назначение организации (профиль деятельности), структура организации, место в ведомстве (при его наличии) и в экономической, социальной, культурной, общественно-политической жизни региона, масштаб деятельности; виды (группы) документов, образующиеся в деятельности организации (управленческие, научно-технические, аудиовизуальные, электронные документы, документы по личному составу);
полнота состава документов; виды документов, дублирующиеся в других организациях (вышестоящих органах, органах исполнительной власти, других организациях); состояние делопроизводства и архивного дела в организации; вывод о целесообразности включения организации в Список организаций-источников комплектования с указанием рекомендуемой формы приема (полная или выборочная).
Ну подумайте сами: кто же возьмет на себя ответственность «пригвоздить» организацию к «столбу» «пожизненной времянки»?..
Экспертное заключение (справки со всеми приложениями) выносятся на рассмотрение: для федеральных архивов – на ЭПК соответствующего архива, затем с сопроводительным письмом на ЦЭПК при Росархиве; для архивов субъектов РФ – на ЭПК уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела; для муниципальных архивов – на ЭПК уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела.
Уж коли на юридически самостоятельную организации завели Наблюдательное дело по коллегиальному решению надзорного органа, почему же государственные, региональные и муниципальные архивы не несут ответственности за свое же решение, работу, в т.ч. в судебном порядке?..
В п.5.9. метод рекомендаций, согласованных ЦЭПК при Росархиве 30 октября 2012 (без № протокола) отмечается: «При обнаружении бесхозяйных документов, они изучаются и те из них, которые будут отнесены к составу Архивного фонда Российской Федерации, в установленном порядке (по решению суда) передаются в соответствующий архив».
Внимание! «Обнаруживает» кто, «изучаются», «относятся» и «передаются в соответствующий архив» кем?..
Окончание следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий