В 5-ом выпуске научно-практического журнала «Архіви України» опубликована аналитическая статья канд. ист. наук, директора Центрального государственного архива зарубежной украиники В.Г. Берковского «Сущность и основные задачи политики государства в архивной сфере».
Сайт архива:
http://tsdazu.gov.ua/
Мое внимание привлекли выводы автора, определяющие качественно иные, и существенно отличные от российского архивопонимания, государственные задачи, учитывающие укрепление демократических ценностей в обществе.
«Итак, – отмечает автор, – исходя из того, что основной задачей государственной политики является своевременное выявление проблем развития общества, анализ причин их возникновения и путей решения, а также учитывая основные уровни видения целей государства, по нашему мнению, к основным задачам государственной политики в архивной сфере относятся:
I) Миссия государства в архивной сфере, которая заключается в: - Обеспечении необходимых условий для создания, сохранения и распространения культурных ценностей в обществе с целью максимального удовлетворения культурных и информационных потребностей и запросов граждан, различных общественных групп; - Защите и сохранении историко-культурного наследия как основы национальной культуры;
- Содействии утверждению гуманистических идей, высоких моральных принципов в общественной жизни;
- Обеспечении и защите конституционных прав граждан в сфере доступа к информации; - Обеспечении преемственности исторического и культурного развития; - Сохранении единого культурного пространства и целостности национальной культуры; - Развитии всестороннего международного информационного и культурного сотрудничества; - Создании страхового фонда документации об историко-культурных ценностях».
«II) Стратегические задачи, поставленные государством перед архивной системой, по нашему мнению, чрезвычайно точно обоснованы на международном конгрессе архивов в Куала Лумпур в 2008 г.
Учитывая данные задачи, основными целями государственной политики в архивной сфере Украины должны стать: - Убеждение общества в том, что архивы являются одной из базовых основ прозрачности управления и демократической ответственности; - Определение архивов как средств информационного управления, как в публичной администрации, так и в частном секторе; - Регулятивная деятельность архивных учреждений по документационному обеспечению государственного управления; - Обеспечение сохранности Национального архивного фонда Украины и его пополнения общественно значимой документацией;
- Обеспечение свободного и беспрепятственного использования архивной информации как одной из базовых основ гражданского общества; - Борьба с незаконным экспортом документов, отнесенных к НАФ, предупреждение создания условий для потери документов НАФ; - Создание единого государственного реестра архивной украиники; - Обеспечение прав гражданина на получение архивной информации, широкая репрезентация архивной системы Украины, как в общегосударственном, так и в мировом медийном пространстве.
Фактически реализация стратегических задач государственной политики в архивной сфере, по мнению специалистов из Международного совета архивов, должна обеспечить выполнение шести основных задач:
а) повышение понимания того, что архивы безусловная составляющая надлежащего и прозрачного государственного управления, демократической ответственности; б) внедрение и использование новых технологий, как в области делопроизводства и документационного обеспечения управления, так и в сфере сохранения историко-культурного наследия Украины;
в) расширение возможностей профессии архивиста и делопроизводителя, а также готовности государственных органов к защите и управлению документацией, ее оценки, защиты и сохранности, предоставление свободного доступа; г) усиление горизонтальных и вертикальных связей, как в обществе и государственных органах, так и в их взаимоотношениях; д) модернизация и улучшение деятельности и ответственности государства и общества; е) налаживание партнерских взаимоотношений».
Источник:
http://www.archives.gov.ua/Publicat/AU/AU_5_2012/01.pdf
Дополнительно см.:
http://www.archives.gov.ua/International/EURASICA_Larin.php
Сергей, я не совсем понял Вас. Так Вы согласны с идеями украинского архивиста или нет? Или всё же есть его за что покритиковать?
ОтветитьУдалитьДа. Согласен. Но я все же пошел бы дальше, по пути (так сказать) интеграции с методологией Совета Европы через иного качества ОКУД. Это позволило бы привлечь зарубежные (не российские) инвестиции в деятельность архивной отрасли Украины.
ОтветитьУдалитьИмпонирует мне факт, что пан В.Г. Берковский позиционирует "Борьбу с незаконным экспортом документов, отнесенных к НАФ". Я пытаюсь в меру возможности отслеживать это направление деятельности, проявляющееся исключительно в Украине, поэтому с удовольствием подметил его в талантливой статье.
Тем не менее, на своем блоге, отмечу "дезориентацию" украинских коллег, занимающихся э-документами, и позволяющих вовлечь себя в "игры" российских адептов DLM-форума. Есть опасность "подсесть на иглу", с которой не соскочить!
ОтветитьУдалитьВладислав Георгиевич, спасибо за отклик и приглашение. Может такую тему как «экспертное сообщество архивистов государств-участников СНГ, занимающихся антиквариатом» попытаться обсудить? Именно на базе украинского издания. Россияне еще «не прочухались» и не знают реальных «оборотов». В проекте Концепции до 2020 ни слова!
ОтветитьУдалитьhttp://svdrokov.blogspot.ru/2012/10/blog-post_17.html
Да и решение по учету документов Архивных фондов Национальных архивов в привязке к стандартам МСА уже нуждается в привязке к фиксации того, кто, когда, каким способом и в каких целях получил доступ к документу. В каких изданиях был опубликован, прокомментирован и описан документ.
Владислав Берковський 1 ноября 2012 г., 2:31
ОтветитьУдалитьСергей Владимирович, спасибо за лестный отзыв. По совету моего коллеги Вадима Кудрина, зашёл на Ваш блог, увидел Ваш ответ на комментарий Вадима и решил добавить пару своих слов. На самом деле, в статье представлена только часть проведённого исследования "Анализ государственной политики в архивной сфере Украины" (вед. орг. - Национальная академия государственного управления при Президенте Украины). Вторая часть была опубликована в "Берковський В.Г. Стратегічні напрямки розвитку державної політики в архівній сфері України // Сучасні засоби збереження документів та нові методологічні підходи до наукових досліджень і застосування документів Національного архівного фонду України: Наук. зб. за підсумками Всеукр. наук-практ. конф. присвяч. 75-й річниці утворення Хмельницької області та 90-річчю Державного архіву Хмельницької області. – Кам-Под., 2012. – С.12-20" и "Berkowski W. Biurokratyzacja systemu archiwalnego Ukrainy w latach 20. XX wieku // Dzieje biurokracji na ziemiach polskich / red. A.Gorak, K. Latawiec, D.Magier. – Lublin-Siedlce, 2010. – T.III, cz.2. – S.579-586". К печати также готовятся статьи на тему "Механизмы реформирования государственного управления архивной сферой украины", "Фінансове та матеріальне забезпечення функціонування архівної галузі: проблеми нормативно-правового регулювання". К сожалению существуют определённые проблемы по презентации последних статей (критику мало кто из высших руководителей воспринимает нормально, увы). С уважением, Владислав Берковский P.s. Кстати у нас на базе архива издаётся специализированный архивный журнал "Вестник ЦДАЗУ". Приглашаю к публикации в нём своих статей.
Постараюсь не подвести.
ОтветитьУдалитьНа VII Всероссийской научной конференции «Архивоведение и источниковедение отечественной истории: проблемы взаимодействия на современном этапе», прошедшей на базе на базе ВНИИДАД 6 июня 2012 я было поднял вопрос об обязательствах пользователей.
Но неожиданно получил «прохладный» ответ от председательствующего член-корр. РАН, профессора РГГУ Владимира Петровича Козлова. В отличие от коллег, присутствующих в ученом зале, которые аплодировали.
В перерыве со мною «провели беседу»… готовый доклад я не стал отдавать для включения в сборник материалов конференции.
http://svdrokov.blogspot.ru/2012/06/blog-post_07.html
Что же касается «кто, когда, каким способом и в каких целях получил доступ к документу. В каких изданиях был опубликован, прокомментирован и описан документ», то требуется экстренное вмешательство профессионального сообщества в уточнение Encoded Archival Description (Tag Library), ISAD (G) и ISAAR (CPF). Но в России, и как показала киевская конференция по Жизненному циклу электронного документа, теперь уже и в Украине, преобладают реальные силы, которые не заинтересованы в борьбе с фальсификациями. Наоборот, вкладывают средства в «корявую» методологию, выходя из национальных интересов на уровень транснационального «сговора». Одна корысть чего бы сгрызть…
ОтветитьУдалитьА в «дураках» останутся специалисты-архивисты, подсаженные на иглу технологии «тяжелого наркотика», который не позволит безболезненно трансформировать модель метаданных. В этой модели нет, не было и никогда не будет фундаментализма архивной науки, по своей природе живой, постоянно видоизменяющей и видовой состав документов и методы их использования. «Труп» и «предсмертные маски» ожидают историю наций…