среда, 8 мая 2013 г.

ООН: Рекомендации России по ликвидации расовой дискриминации

Доступны Заключительные замечания по 20-22 периодическим докладам РФ, принятые Комитетом по ликвидации расовой дискриминации ООН на его 82 сессии (11 февраля – 1 марта 2013).

Комитет подтверждает свою предыдущую рекомендацию (CERD/C/RUS/ CO/19, пункты 9 и 11) о том, что государству-участнику следует принять всеобъемлющее антидискриминационное законодательство, содержащее четкое определение прямых и косвенных проявлений расовой дискриминации и охватывающее все сферы права и общественной жизни в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Комитет повторяет свою предыдущую рекомендацию (CERD/C/RUS/CO/19, пункт 10) создать механизм для систематического сбора данных на основе принципа самоидентификации для оценки социально-экономического положения различных этнических групп в государстве-участнике, в том числе в таких областях, как образование, занятость и жилье.

Такой механизм крайне необходим для разработки и осуществления специальных мер по устранению любого неравенства в вопросах реализации прав, а также для оценки эффективности различных принимаемых государством-участником мер по борьбе с дискриминацией, как это отмечено в пересмотренных руководящих принципах подготовки докладов (CERD/C/2007/1, пункт 11).

Комитет рекомендует также представить эти данные в разбивке по полу, поскольку гендерные вопросы могут переплетаться с вопросами расовой дискриминации (общая рекомендация XXV (2000)). Комитет просит государство-участник с учетом также его общей рекомендации XXXI (2005) о предупреждении расовой дискриминации в процессе отправления и функционирования системы уголовного правосудия представить в своем следующем периодическом докладе следующую информацию:

а) меры, принимаемые для сбора информации о количестве жалоб на расовую дискриминацию и о решениях, принятых в рамках уголовного, гражданского и административного судопроизводства, в том числе о компенсации, предоставленной жертвам расовой дискриминации; b) меры, принимаемые для обеспечения того, чтобы жертвы расовой дискриминации информировались о доступных средствах правовой защиты и имели доступ к правовой помощи согласно его предыдущей рекомендации на этот счет (CERD/C/RUS/CO/19, пункт 28); с) меры, принимаемые для обеспечения надлежащего распределения бремени доказывания актов расовой дискриминации в рамках уголовного, гражданского и административного судопроизводства; d) наглядные примеры применения Конвенции в судах по уголовным и гражданским делам и в рамках административного производства.

Комитет просит государство-участник представить в его следующем периодическом докладе: а) информацию о жалобах на расовую дискриминацию, полученных и рассмотренных Омбудсменом (Уполномоченный по правам человека) и региональными омбудсменами и об итогах такого рассмотрения, а также о мерах, принимаемых для обеспечения информированности населения об их роли в этой области; b) информацию о других конкретных мерах, принимаемых Уполномоченным по правам человека и региональными омбудсменами для борьбы с расовой дискриминацией.

Комитет рекомендует государству-участнику: а) систематически, решительно и однозначно осуждать любые проявления нетерпимости, расизма и ксенофобии; b) активизировать усилия для уделения первоочередного внимания борьбе с экстремистскими организациями и их членами, участвующими в актах расовой дискриминации, в рамках применения положений закона «О противодействии экстремистской деятельности» и статьи 282 Уголовного кодекса;

с) обеспечить принятие оперативных мер сотрудниками полиции, прокуратуры и судебных органов при расследовании преступлений, совершенных по расовым мотивам, и назначении виновным надлежащих мер наказания, а также продолжать разрабатывать учебные и информационно-просветительские программы для этих органов; d) собирать и публиковать статистические данные о преступлениях на почве ненависти в государстве-участнике в разбивке по типам преступлений, местам их совершения и количеству жертв. Такие статистические данные должны основываться на судебных решениях с учетом как оправдательных, так и обвинительных приговоров.

Комитет рекомендует государству-участнику: а) систематически, решительно и однозначно осуждать любое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, любое подстрекательство к расовой дискриминации и подстрекательство к насилию в отношении лиц какой-либо расы или группы или каких-либо лиц другого цвета кожи или национального происхождения; b) обеспечить применение надлежащих санкций в отношении политиков, разжигающих нетерпимость или подстрекательство к ненависти, в соответствии с пунктом с) статьи 4 Конвенции.

В связи с этим Комитет приветствует обязательство, взятое на себя государством-участником в ходе диалога с Комитетом, по принятию последующих мер в связи с закрытием судебных дел против мэра Сочи Пахомова, который в октябре 2009 публично заявил, что всех цыган и бомжей необходимо вывезти из Сочи на строительные объекты, расположенные за чертой города, для выполнения принудительных работ;

с) побуждать работников СМИ поощрять терпимость и уважение к национальному и культурному разнообразию, в том числе за счет их более энергичного просвещения и информирования о нормах профессиональной этики, а также за счет более эффективного применения существующих механизмов саморегулирования СМИ; d) создать эффективные механизмы для борьбы с ненавистническими высказываниями, распространяемыми в Интернете, обеспечив при этом наличие надлежащих защитных средств для предупреждения любого неправомерного ущемления права на свободное выражение мнений.

Комитет рекомендует государству-участнику переформулировать определение экстремизма, содержащееся в Законе «О противодействии экстремистской деятельности» и в статьях 280 и 282 Уголовного кодекса, чтобы оно было ясным и четким и охватывало исключительно акты насилия, подстрекательство к таким актам и участие в деятельности организаций, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней, в соответствии со статьей 4 Конвенции.

Комитет рекомендует также пересмотреть Федеральный закон о некоммерческих организациях для обеспечения того, чтобы неправительственные организации, работающие с национальными меньшинствами, коренными народами, негражданами и другими уязвимыми группами, которые подвергаются дискриминации, могли эффективно выполнять свою работу по поощрению и защите предусмотренных Конвенцией прав без неправомерного вмешательства в их деятельность или без соблюдения обременительных обязательств.

Комитет рекомендует государству-участнику: а) обеспечить эффективное выполнение Закона «О полиции» и принятие надлежащих правовых мер в отношении сотрудников правоохранительных органов в ответ на их неправомерное поведение, мотивированное расовой дискриминацией; b) обеспечить предметную и обязательную подготовку по вопросам прав человека для сотрудников полиции и других правоохранительных органов, включающую в себя как первоначальную подготовку, так и постоянную профессиональную подготовку, для предупреждения расового профилирования, а также соответствующим образом изменить контрольные показатели эффективности работы полиции в соответствии с общей рекомендацией XXXI (2005) о предупреждении расовой дискриминации в процессе отправления и функционирования системы уголовного правосудия;

с) обеспечить, чтобы функции по поддержанию законности и правопорядка выполняли исключительно специально подготовленные профессиональные сотрудники правоохранительных органов и чтобы казачьи организации, как-либо ущемляющие права человека, наказывались надлежащим образом; d) представить в своем следующем периодическом докладе информацию о мерах, принятых для ликвидации такой практики, а также об их последствиях. […]

Комитет рекомендует государству-участнику: а) обеспечить, чтобы система регистрации по месту жительства была транспарентной и непредвзятой, а также гарантировала права лиц, которые желают зарегистрироваться, в том числе за счет доступного перевода имеющейся информации; b) принять необходимые административные меры для обеспечения регистрации членов всех уязвимых общин, включая внутренне перемещенных лиц и цыган; c) преследовать и наказывать надлежащим образом должностных лиц, занимающихся такой работой, за дискриминационные действия или произвол; d) обеспечить, чтобы заявители могли обжаловать решения, считающиеся дискриминационными; e) гарантировать, чтобы фактическое осуществление прав всеми лицами в РФ не зависело от регистрации по месту жительства.

Комитет рекомендует государству-участнику обеспечить, чтобы трудовые мигранты, независимо от их правового статуса, имели эффективную защиту от эксплуатационных условий труда и дискриминации при найме на работу, в том числе за счет облегчения доступа к эффективным средствам правовой защиты.

Комитет рекомендует далее принять в этой связи особые меры для защиты женщин и девочек из числа мигрантов. Комитет просит также государство-участник представить информацию о количестве возбужденных в суде дел о дискриминации в сфере труда и результатах рассмотрения этих дел.

Комитет рекомендует государству-участнику: a) включить в свой следующий периодический доклад конкретную информацию о достигнутых результатах и последствиях осуществления концепции устойчивого развития коренных народов 2009 в соответствии с предыдущей просьбой Комитета (CERD/C/RUS/CO/19, пункт 15); b) обеспечить, чтобы любые изменения законодательства расширяли, а не ограничивали права коренных народов в соответствии с положениями Декларации ООН о правах коренных народов; c) принять все необходимые меры для утверждения и образования территорий традиционного природопользования в целях обеспечения охраны таких территорий от деятельности третьих сторон;

d) обеспечить практическое проведение эффективных и предметных консультаций с объединениями коренных народов через их свободно выбранные представительные органы по любым решениям, которые могут их затронуть, а также предоставление надлежащей компенсации общинам, которые пострадали от деятельности частных компаний, в соответствии с общей рекомендацией ХХIII (1997) Комитета о правах коренных народов;

e) обеспечить надлежащее представительство коренных народов на всех уровнях правительства и управления в соответствии с предыдущей рекомендацией Комитета (CERD/C/RUS/CO/19, пункт 20); f) выполнить другие рекомендации, вынесенные Специальным докладчиком по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов по итогам его поездки в РФ в октябре 2009 (A/HRC/15/37/Add.5).

Комитет рекомендует государству-участнику: а) обеспечить, чтобы финансирование, предоставляемое для поддержки культурной деятельности общин меньшинств, выделялось в соответствии с четкими критериями и было доступно всем заинтересованным общинам меньшинств, а также обеспечить наличие транспарентных процедур выделения таких финансовых средств; b) обеспечить, чтобы все мероприятия и инициативы осуществлялись после тщательной оценки потребностей и определения конкретных целей, а также оценивать их отдачу и эффективность.

Источник:
http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=CERD/C/RUS/CO/20-22&Lang=R
CERD/C/RUS/CO/20-22

Комментариев нет:

Отправить комментарий